Андрей Холодов, Tele2: Об амбициозных планах и разумной экономии

Всего за четыре года абонентская база сотового оператора Tele2 России увеличилась вдвое, в 2012 совокупное число пользователей Tele2 в России составило 22,7 млн человек. Операционная выручка компании увеличилась в сравнении прошлым годом на 15% и составила 59,5 млрд рублей. Показатель EBITDA в целом по России составил 21,7 млрд рублей, увеличившись на 7% в сравнении с 2011 годом. 

В настоящее время сеть Tele2 работает во всех районах Республики Адыгея, Краснодарского края и Ростовской области, а компания постоянно работает над улучшением покрытия и увеличением емкости сети. По результатам драйв-теста радиопокрытия всех сотовых операторов, проведенного агентством Telecom Daily осенью 2012 года в Краснодарском крае и Ростовской области, Tele2 стала лидером по качеству передачи речи и стабильности соединений. 

В интервью порталу ЮГА.ру, региональный управляющий директор Tele2 в Краснодарском крае и Республике Адыгея Андрей Холодов рассказал об амбициозных планах, способах умной экономии и преимуществах демократичной модели управления.

Вы в телеком-отрасли с 1999 года. Как попали в этот бизнес, который тогда еще только начинал свое развитие?

– Совершенно верно, с 26 марта 1999 года я начал работать в компании "Кубань GSM". Получилось так, что я попал туда случайно. Это был период бурного развития компании "Кубань GSM". Интересно, что строительство сети тогда велось исключительно силами сотрудников компании, рядовых инженеров – без участия каких-то подрядных организаций. Большие объемы закупок оборудования привели к необходимости для этого создать отдельную службу, которую меня пригласили возглавить. 

До этого я работал в банке, а здесь стал начальником отдела внешней экономической деятельности: необходимо было сопровождать большое количество контрактов, оформлять денежные переводы, заключать новые соглашения. Серьезное развитие тогда получило также направление международного роуминга. 

Дальше это как-то логично переросло в финансовую составляющую, и через 2 года в компании "Кубань GSM" я занял должность начальника отдела финансов и инвестиций. Здесь уже вопросы стояли более широко. Спрос был настолько велик, что "Кубань GSM" в свое время не успевала развиваться технологически. Не успевали покупать оборудование, не успевали финансироваться, не успевали строить. А с приходом в регион операторов "большой тройки" необходимо было действовать еще быстрее. И я считаю, что команде, которая тогда работала, это удалось. 

После продажи "Кубань GSM" вы оказались сотрудником уже федерального оператора связи. Что дал опыт работы в такой крупной компании?

– В 2004 году была завершена сделка по покупке МТС ста процентов "Кубань GSM". И именно на базе этой компании МТС решает создавать южный макрорегион, и практически все должности в новой структуре занимают сотрудники "Кубань GSM".

Так я стал начальником отдела инвестиций с функционалом оценки инвестиционной деятельности в Южном Федеральном округе. На том этапе необходимо было делать эффективные осмысленные вложения в развитие сети и выстраивать единую структуру – как техническую, так и управленческую.

Через пару лет тогдашнее руководство макрорегиона сделало мне предложение, от которого я не мог отказаться. В 2006 году я возглавил Астраханский регион, проработал не слишком долго, но мне кажется, для меня это был бесценный опыт. Это был регион, который МТС приобрела одним из последних, очень сложный в плане своей финансовой эффективности и экономических показателей. Однако результат всего был позитивный, мы вышли из убытков, подтянули серьезное количество абонентов, перестроили розницу. 

Из астраханской "ссылки" вас потом вернули обратно в Краснодар?

– У нас была договоренность, что меня вернут. Я пришел на должность директора Департамента офисных продаж, мы обслуживали макрорегион Юг. Работал во многих сферах – и в финансах, и в инвестициях, и в управлении, и в продажах. Работа была довольно интересной, мне довелось поездить по Южному региону, познакомиться с региональными компаниями, удалось побывать на открытии офиса в Дагестане.

 В марте 2007 года я возглавил Краснодарский филиал МТС. Все были нацелены на результат, полны идей и здравого смысла. Результат получился желаемым довольно быстро. 

А как в итоге вы оказались в Tele2?

– Я работаю в Tele2 с декабря 2011 года. Уход из МТС  связан с решением об объединении региона присутствия и макрорегиона. Соответственно, такие руководители, как я, исключались из штатных единиц. Так и оказался. (улыбается).

 Что удалось изменить с тех пор и чего добиться?

– Мы целенаправленно добиваемся поставленных задач, расширяем покрытие, улучшаем качество связи, продолжаем прирастать в абонентах. Мы серьезно расширили абонентскую базу, знаем, как это делать, и будем целенаправленно увеличивать свою долю рынка на территории Краснодарского края и Республики Адыгея, одновременно улучшая показатели работы сети.

Tele2  по-настоящему гордится лучшим абонентским обслуживанием из всех сотовых операторов. Наша система выстроена настолько четко и настолько ориентирована на клиента, что каждый из абонентов, который обращается в контактный центр, получает максимум обратной связи. У нас налажена оперативная связь между техническими подразделениями и операторами, к каждому абоненту есть индивидуальный подход. Многие удивляются, но у нас в компании нет службы по взысканию долгов, т.к. нет дебиторской абонентской задолженности, мы никого не загоняем в долги.

Многое еще предстоит сделать, потому что в головах у людей Tele2 ассоциируется  с качественным оператором, но с недостаточной зоной покрытия. Мы меняем это восприятие  и видим, что это успешно. Есть такой показатель как рекомендация – сам абонент советует компанию своим друзьям, знакомым. Нас активно рекомендуют, и, соответственно, доля нашего рынка будет расти. Остается эффективно управлять продуктовым портфелем, строить сеть и ждать позитивных решений от регулятора.

С чем связываете успешные результаты компании? 

– Важный фактор успешной и слаженной работы – это команда единомышленников,  которые четко понимают, к какой цели мы идем и чего мы должны достичь. Думаю, что нашим сотрудникам так же хорошо работать в этой компании, как и мне. (улыбается)

Мы прошли через самый сложный этап своего развития, через этап признания бренда, соответствие ожиданиям людей здесь в Краснодарском крае. Нас, по крайней мере, знают и нам доверяют. А мы, со своей стороны, упорно повышаем уровень сервиса и качества обслуживания. На самом деле, набор инструментов для развития – стандартный, простой, но вопрос в том, как его реализовывать. Дело в системности и в последовательности этих действий. 

Tele2 – это шведская компания. Чем работа в западной компании отличается от Вашего предыдущего опыта? Какие новые стандарты здесь используются?

– Кардинально отличается все. Здесь построение компании многоуровневое и более демократичное. В российском телекоме часто присутствует такой министерский стиль: множество регламентов; все решения принимаются и одобряются наверху, а потом спускаются вниз, часто за это время устаревая.

В Tele2 подобные вещи не допускаются. Все филиалы в регионах присутствия компании действуют  в соответствии с ценностями Tele2: открытость, вызов, бережливость. 

В России есть своя специфика, но это связано лишь с местным законодательством и госрегулированием. Структура управления четкая, существуют определенные стандарты, но мне никто не говорит, что нужно делать, а что делать нельзя, я принимаю решение в рамках своей компетентности и своих полномочий, которые официально прописаны. Мне не надо лишний раз согласовывать, поднимать наверх, спускать вниз и принимать еще какие-то дополнительные решения. 

Уровень доверия в нашей компании гораздо выше, как и уровень полномочий. Я могу спокойно позвонить главе компании, коммерческому директору Tele2 Россия. Могу написать президенту компании в штаб-квартире в Швеции, он мне ответит в любое время. 

Для меня это очень близко, я себя здесь чувствую комфортно, мне безумно нравится. Я могу сказать, что я работаю не за деньги, а за удовольствие. Деньги тоже нужны, потому что надо жить. Но гораздо важнее знать, что я сам отвечаю за результат – вместе с теми людьми, которые со мной работают.

Какая сейчас главная цель у Tele2 в Краснодарском крае и Республике Адыгея?

– Если говорить о глобальной цели, то это, конечно же, лидерство на рынке. При том наборе инструментов, которые мы используем в тарифной политике и построении сети, это вполне реально.

Мы будем и дальше продолжать набор абонентской базы, будем вести взвешенную тарифную политику. Мы всегда дешевле всех, но это не избавляет нас от ответственности, поэтому мы продолжаем улучшать качество сети. У нас используется самое современное оборудование Nokia-Siemens, которое подразумевает работу во всех возможных диапазонах.

Надежду дают и перспективы развития широкополосного доступа в Интернет. Компания Tele2 уже сегодня готова к тому, чтобы после получения необходимой документации и принятия решения на законодательном уровне, в самые короткие сроки развернуть сеть 4G во всех регионах РФ. В Краснодарском крае сейчас проводится ряд работ по расширению транспортной сети и установке передающего оборудования, которое могло бы решать одновременно задачи сети 2G и 4G.

Сейчас много говорят об отмене "мобильного рабства". Чего вы ждете от закона о переносимости номера?

– Поправки к закону "О связи", позволяющие абоненту сохранить номер при смене оператора, должны вступить в силу в декабре 2013 года. Tele2 воспринимает эту инициативу позитивно и видит, в первую очередь, преимущества для абонентов. Ожидать резкого снижения тарифов не стоит, а вот качество связи, скорее всего, будет только улучшаться. Введение услуги переносимости номера (MNP) будет способствовать здоровой конкуренции на рынке сотовой связи и предоставит абонентам свободу выбора. 

Tele2 предлагает наиболее выгодные тарифы, позиционируя себя в качестве дискаунтера. На чем вы экономите?

– Все происходит разумно, и все траты подвергаются сомнению, исходя из соотношения цены и качества Мы не закупаем дорогих автомобилей, понимая, что из точки А в точку В мы доедем одинаково быстро и на более демократичных машинах. Мы не летаем бизнес-классом. Разумно подходим к стоимости аренды помещения. На таких вещах может быть существенная экономия, она ощутима. Штат у нас минимизирован, а система мотивации абсолютно прозрачна. Но главная статья экономии – это строительство и обслуживание коммуникационной инфраструктуры, в этом компоненте при применении самого современного оборудования нам удается оптимизировать затраты лучше всех.

Такое впечатление, что все вокруг дорожает, а сотовая связь дешевеет. При этом растут затраты на новое оборудование, программное обеспечение. За счет чего происходит удешевление сотовой связи?

– Каждый оператор в какой-то период хочет собрать наибольшее число абонентов, а потом при удобном случае это количество абонентов монетизировать, поэтому борьба за абонентов происходит целенаправленно.

Если говорить о тарифах в Краснодарском крае, то они  действительно самые низкие в России. Операторы где-то сами себе снижают маржинальность бизнеса, надеясь в будущем его монетизировать, но любое снижение все равно имеет свой предел. Соответственно, сейчас каждый выжидает, кто же первым поднимет тариф. Мы, со своей стороны, стараемся выступать стабильно, при этом, не обманываем абонентов какими-то скрытыми платежами или навязыванием услуг. Что касается тарифной политики, мы следим за действиями конкурентов и, когда необходимо, принимаем соответствующие решения.

Все зависит от рынка. Но наши абоненты считают свои деньги.

Вы говорили, что Tele2 стремится стать лидером в Краснодарском крае. Цели амбициозные… 

– Амбициозные цели – в духе Tele2. Может быть, на сегодняшний день, они кому-то покажутся не очень реалистичными. Но, по крайней мере, есть все предпосылки и основания для их достижения. И я приложу максимум своих знаний и своего опыта для того, чтобы это сделать. Мне в этом плане абсолютно комфортно. Это тот самый случай, когда корпоративные цели совпадают с личными.

Что посмотреть в Сочи
27 апреля, 10:44
Что посмотреть в Сочи
Музей-бар, водопады, ресторан с видом на горы и еще 3 классных места
Вязкий газон в Самаре и эмоции футболистов
29 апреля, 16:01
Вязкий газон в Самаре и эмоции футболистов
Разбор матча «Краснодара» с «Крыльями Советов»