ЦЕР ГУД! Или как Церетели Краснодар обаял

В Краснодаре работает выставка творений рук Зураба Церетели. Как и любой медийный персонаж, он собирает множество слухов вокруг своей жизни и работ. Автор лично открывает свои экспозиции, и столица Кубани не стала исключением. Мы встретились с неоднозначно известным скульптором и составили свой портрет его личности.

Мастер комплимента
Есть такое мнение: если хотите продолжать восхищаться чьим-то творчеством, не знакомьтесь с автором лично. С Зурабом Церетели все по-другому. Если вы хотите его критиковать – ни в коем случае не знакомьтесь с ним. Тем более, если вы женщина. "Кто ваша муза?" – спрашивает красивая тележурналистка. "Вы!" – отвечает Зураб Константинович. В свои 75 он выглядит лондонским денди, очень энергичен и безумно обаятелен. У него есть завистники, но вряд ли есть враги. На все вопросы о критике отвечает, что это хорошая реклама:
– Если в газете будет плохо про меня это большая радость. Они начали извиняться, но я наоборот им мед наливаю, потому что это огромная реклама, знаете.

"Однажды, когда Зурабу было неполных 10 лет, он остался один дома и разрисовал стену цветными карандашами. "Пора Зурабу писать маслом", – заключил его дядя-художник, увидев настенную роспись мальчика. Тогда малыш подумал, что речь идет о сливочном или растительном масле", – рассказывает писатель Лев Колодный, выпустивший книгу о Церетели. К теме цветных карандашей Церетели вообще часто возвращается и делает комплимент краснодарской публике:
– Почему нам в детском саду давали карандаши? Глаза, руки, сердце развиваются через это. Вы все цветные карандаши держите до сих пор, потому что добрые глаза у вас у всех.

В Краснодаре он не впервые, молодой Зураб успел здесь и влюбиться, и поработать, оформляя гостиницу "Интурист". Мастеру устраивают короткую экскурсию по художественному музею, и он оценивает краснодарскую коллекцию:
– Ой, ну это вы счастливые люди. И авангард интереснейший, просто прелесть! И классика хорошая. Это редкое богатство. На периферии в России отличные коллекции сохранились. Надо, чтоб искусствоведы об этом писали.

Пределы терпения
Все обращения и эпитеты к Церетели чрезвычайно патетичны и официозны. Все это он с достоинством терпит. Но если пытаются сказать, что на сегодняшний день нет художников, равных ему, он горячо протестует и просит не верить таким заявлениям. Среди дюжины его титулов и Посол Доброй Воли ЮНЕСКО, и народный художник Грузии и Российской Федерации, а как к президенту Российской академии художеств к Зурабу Церетели выстроилась целая очередь просителей и благодарных.

– Зураб Константинович помог мне сделать памятник Екатерине и конный монумент, – рассказывает краснодарский скульптор Александр Аполлонов, – Синдром некомпетентности поразил чиновников нашей администрации и когда меня обвинили, что я перебрал в расчетной смете по памятникам и начали прессовать в СМИ, я обратился в Академию и попросил чтобы смету сравнили с работой. Церетели собрал трех своих заместителей и сообщил мне, что указанную мной сумму в действительности нужно сделать в долларах. У меня была цифра меньше мизерной. В результате мне дали соответствующую справку, и я выиграл суд. В тот день, когда я к нему подошел, он решал вопрос о не слиянии Академии художеств и Академии наук. И я поразился: кто я ему? Он такую серьезную проблему решает, а я прошу наказать моих чиновников, которые не понимают, сколько это стоит. Еще и угостил стаканом хорошего вина за все мои страдания.

Каковы ваши впечатления от Краснодара? Хотите ли создать скульптуру для края? Как вы относитесь к идее возвращения городам их исторических имен? Что бы вы пожелали нашему телевидению в честь пятидесятилетия? На все вопросы журналистов Церетели отвечает охотно и пространно, добавляя удачные слова-паразиты "знаете" и "понимаете":
– Меня дедушка назвал Зураб. Ну, была другая эпоха – название поменялось, ну верните обратно. Это зависит от вас, что вы любите больше. Красный цвет или… синий, белый с красным.
Телевидение я люблю, когда правильную информацию дают. Своими глазами если не почувствуешь, описать факт невозможно. Если пресса обманывает – моментально закрывать. Или должны срочно извиниться или снять того, кто ошибку сделал.
(Далее последовала история, как за неправильную информацию девочку-корреспондентку отправили в ужасную Африку к Бармалею). Наши-ваши, главная задача правильно описать факты. Земля крутится как карусель. Сейчас отношения Грузии с Россией немножко не очень, но это карусель. От большой любви устают люди, поэтому пауза, потом заново начнется. Не надо политически смотреть.

Заметно, что о некоторых проблемах ему приходится говорить часто. О России и Грузии. О необходимости создания в России музея искусства и спорта. О повышении культурного уровня чиновников. О классической школе в современном арт-образовании?

– Сложно сохранить суриковскую школу, но Россия счастлива в этом плане, этому все завидуют. Но есть вещи, которые мы переживаем. Чтобы продолжить традиции, мало осталось людей, которые передают опыт, своими руками могут показать детям. Есть еще очень большой минус. Мы беседовали с Минфином и Минобразования: финансируют молодежь на обучение, а они потом уезжают и заграницей оставляют свои шедевры. Пройдет время, и они создадут новое течение, и его припишут загранице, как это было с Малевичем, Кандинским. Надо думать об этом. Галерейное мышление пошло. Молодежь работает, чтоб продать, не для искусства, а для зрителей!… Я вошел в азарт, извините. Это больное место.

Вредные привычки
"Многие живут с тем, чтобы реализовать. Но я как животное не продаю свои работы. Дарю", – говорит Церетели. И в Краснодаре без подарков не обошлось. Губернатор нашего хлебосольного края отправил Зурабу Константиновичу в подарок металлическое блюдо с гравировкой памятника основателям Екатеринодара, в народе – "коня с казаком" В ответ знаменитый скульптор передал губернатору поклон и медаль Российской академии художеств, дизайн которой сохранен со времен екатерининской эпохи. "Это счастье дает тому, кто получает, и редко дается", – отмечает художник. Среди почетных членов Российской академии художеств Юрий Григорович, покойный Чингиз Айтматов, петербургский театральный режиссер Лев Додин, московский – Юрий Любимов, Юрий Соломин и целый ряд других деятелей искусства. Теперь и Александр Ткачев.

Краснодарскому художественному музею Церетели подарил модель памятника "Добро побеждает зло", установленного в Нью-Йорке перед зданием ООН. Основанием скульптуры Георгия Победоносца служат российские ракеты СС-20 и американские баллистические ракеты "першинги". "Кто имеет право списать ракеты? Святые. Не обязательно если они созданы, надо стрелять. Поэтому Святой Георгий уничтожает их", – объясняет мастер идею создания памятника.

На протяжении всей пресс-конференции Церетели добавляет штрихи в своем блокноте. По свидетельству его окружения, он рисует постоянно – и в самолете, и на заседаниях президиума в Академии. Часть ли имиджа или устойчивая привычка, но этот факт впечатляет и служит поводом для фотографов запечатлеть результат.
– Художник, как и музыкант, все время должен рождать композиции, из пятен что-то создавать. Некоторые с утра в ванную бегут, а я – в мастерскую – такая у меня жизненная концепция.

Не в андеграунде, но в авангарде
Выставки Церетели проходят во многих "губерниях", как называет сам маэстро провинциальные города России. И везде выставляют разные экспозиции. В Краснодар привезли работы разных лет, в том числе созданные и за последние два года. Экспонаты выбирал не сам Зураб, а его выставочный отдел. Коллекция составлена таким образом, чтобы показать все грани таланта художника. Кроме моделей скульптур и бронзовых рельефов есть живопись и графика. Особенно рекомендуют его эмали, созданные в уникальной технике и не имеющие аналогов в мире. "Зритель увидит мой почерк, мои впечатления, что я не похож на других художников", – говорит Церетели.

"Зураб Константинович – это удивление. У него такой космический взгляд на искусство. Мне далеко не все его вещи нравятся, но он очень разный, очень плодородный на идеи, таких выставок он может сделать триста одновременно. Многие вещи спорные, но то, что он талант, что он фонтанирует, попадает в десятку – это однозначно. Я был у него в музее – там огромное количество работ, перед которыми просто снимаю шляпу. Его живописные работы – высокий вкус и высокое искусство. Понравилась пластика в его рельефах, понравились цветы с женщиной и еще две работы, выполненные формально. Конечно, у него работает по скульптуре огромная команда помощников, но живопись он никому не передаст, он делает ее сам", – резюмирует Александр Аполлонов, один из двух самых известных скульпторов Краснодара.

Говоря об экспозиции, Церетели комментирует некоторые свои сюжеты и пристрастия и рассказывает о людях, под чьим влиянием формировалась его изобразительная манера:
– Я вспомнил, как в детстве заставляли петухов нападать друг на друга и вокруг народ стоял, аплодировал и радовался, вот этот образ я создал. Люблю цветы. Живопись есть из многих цветов создать общий колорит. Не перерисовать, а поймать внутреннее состояние и перенести его холст. Поэтому я люблю Модильяни, таких художников которые это знают и свою индивидуальность добавляют. На первых курсах я был под влиянием Рембрандта, после этого мне понравилось монументальное искусство, связанное с архитектурой и перешел постепенно к нему. Во Франции у Пикассо и Шагала в мастерских я просто обалдел, что художник делает и керамику, и скульптуру, и графику. А у нас запрещено было. Ты живописец – этим и занимайся. У меня произошел перелом, так что я ценю их. Сезанна люблю. Я создал 74 царя и князя. Сейчас у меня азарт аргонавтов создать. Я сделал уже два варианта и продолжаю.

"Больше думалось, что он скульптор. Но эмали очень понравились, графика, некоторые живописные работы. Очень мощная энергетика – это такая встряска для тех, кто тоже держит кисть в руках", – считает известная художница Юлия Попова.

Взгляд – в светлое будущее
Нас интересовал главный вопрос – почему в России так мало абстрактных памятников? Ответ на него вылился в монолог об эпохах и поколениях:
– Уже появляются на выставках часто. Сразу с одного рельса перейти на второй это трудно. Время нужно, чтобы мышление, школа по-другому шагали. 70 лет на других рельсах народ стоял. Одинаково одевались, мыслили, и выбор не существовал. Это же на психику действовало! Я благодарен своим педагогам, что они цинично смотрели на ту эпоху. Огромную роль играет воспитание, каким взглядом ты увидишь время. Сейчас – полная свобода, искусству она нужна. Нельзя торопиться, надо дать возможность мыслить новому поколению, а потом будет видно. Чтобы оценить искусство, поставить штамп – это время нужно. А в период соцреализма моментально знали, если политически правильно все нарисовано – аплодировали, премии давали. Я премии получал, но никогда не мог творить политически, мое мышление было всегда свободное.
Сейчас счастливая эпоха – никто не мешает. Я провожу мастер-классы для детей и вижу уникальнейшее поколение: их психология, энергия, всему этому надо не мешать. Мой отец, например, не хотел, чтобы я был художником. Конечно, их надо направлять, но кроме отцовского отношения поколению надо свободу дать. Мы ставим задачу воспитать художников, которые шагают более активно, чтобы слово "дай" не существовало в их лексиконе, не было беспомощности. Сейчас не та эпоха, чтобы сесть дома и вести жизнь Ван Гога или Сезанна. Новое поколение должно рождать идею и доводить ее до конца своими руками. Больше выхода у нас не осталось. Сейчас фактически не существует ни комбинатов, ни заводов, продано все. У нового художника должна быть инициатива. Причем она сейчас у женщин в руках: на мастер-классах 90% девочек.

Он действительно современен и прогрессивен, ему по душе авангард. Но он и в разумной степени консервативен, традиции для него много значат. Хитер? Да! Умеет разрулить споры, примирить "кланы" и "мафии" и любую критику повернуть в выгодное ему русло. Свое единственное пожелание всем жителям, зрителям и слушателям он повторил многократно:
Чтобы мы думали, любили друг друга только через искусство. Без художника ничего нельзя создавать ("Скажите это громко это нашей администрации", – раздается голос из толпы). Он несет культуру, мышление. Во всем должен быть художник, чтобы Россия, как и в екатерининскую и петровскую эпохи шагала через искусство.

Выставку Зураба Церетели можно посетить в Краснодаре до 29 ноября