"Три дня в Одессе": закон не писан?

Известный телеведущий Алексей Пиманов решил подзаработать на Одессе. Одесса отомстила.
Пиманов, закончивший Московскую академию связи (1989) и факультет журналистики МГУ (1992), автор и режиссер разных программ, в основном, криминально-юридического и лубянско-кремлевского характера, автор двух десятков неигровых фильмов (телевизионных, надо полагать; среди кинодокументалистов неизвестен), постановщик сериала "Александровский парк", предъявляет публике свой дебют в полнометражном игровом кино.
Он же — соавтор сценария (вместе с Борисом Яновским), он же продюсер. Он же, надо полагать, Анна Кацнельбоген. Потому что пытается выдать одно за другое. Свой опус за фильм, себя за режиссера, непонятное место действия — за Одессу. Последнее особенно обидно. Одесса и ее миф (это юг, это юмор, это речь, это еврейскость, это нелады с законом) краеугольны для отечественной истории, литературы и искусства примерно так же, как Петербург. Оба эти "города у моря", увы, теперь уже принадлежат истории в гораздо большей степени, нежели настоящему. Петербург мы теряем на глазах, а Одесса, сдается мне, уже давно приобрела статус Атлантиды.

Однако настоящие мифы неубиваемы, а потому их охотно используют следующие и следующие поколения тех, кто хочет на них так или иначе поживиться. Совсем недавно Первый канал демонстрировал нам отвратительную вампуку "Ленинград" — сценарист и постановщик Александр Буравский не постеснялся заработать на блокадной теме все возможные капиталы, от натурального до политического, — приложив настолько мало старания и труда, что диву даешься. Беспомощное, насквозь фальшивое произведение возмутило всех, у кого есть хоть капля разума и чувства.

Казалось бы, не вполне корректно сравнивать как бы драматическое полотно из военного времени и приключенческий фильм из времени послевоенного. "Три дня в Одессе" вроде бы и не претендуют ни на что, кроме развлекалова-мочилова, приправленного изображением голой ляжки. Гляньте хоть на постер, чтобы в этом убедиться.

Но в картине стоит недвусмысленное "1947 год", звучат фамилии "Жуков" и "Абакумов". И заявлен город, который имеет свои точные характеристики. Значит, требуется соответствовать и времени, и пространству. А также — выбранному жанру. По нормальному счету, разницы нет — одинаково профессионально надо делать все, чтобы зрителю не было мучительно жаль потраченного времени.

Но жаль мучительно. Потому что с профессионализмом большие проблемы. Авторы фильма, полагаю, хотели догнать и перегнать сериал "Место встречи изменить нельзя" Станислава Говорухина (1979; и даром, что тут место действия — послевоенная Москва; фильм снимался в Одессе — и парадоксальнейшим образом Одесса в нем тоже есть), но им не удалось даже скопировать его находки.

Все эти фраера в кепочках и с хабариками, фланирующие исключительно парами в сумерках, все эти девушки в крепдешинах и шляпках, оказывающиеся аккурат в нужном месте, чтобы подвергнуться угрозе или мнимой угрозе, все эти фотографы на пляже, все эти якобы одесские, а на самом деле вымученные шуточки, и псевдо-одесский говорок... все это разбивается, как волны Черного моря о скалу, о стену нашего недоверия, поскольку представляет собой только штампы, самые примитивные киноштампы мифа.

Даже нанизать эти штампы на внятный стержень авторы не позаботились. В итоге историю о том, как Георгий Константинович Жуков объявил в Одессе трехдневную войсковую операцию по зачистке города от бандитских элементов, вы увидите только в жалких ее ошметках — больше будете догадываться, чем узнаете с экрана. Например, вам покажут, как некие молодки колхозно-военизированого вида обряжаются в те самые маскировочные крепдешины и шляпки (натурально, напевая "Ой, мое, мое сердечко стонет...") и учатся это носить под руководством учителя танцев Семена Самуиловича, потом в этих нарядах под отеческим взглядом генерала из Москвы чистят и собирают свое оружие, а затем почему-то стреляют без предупреждения в каждую пару молодых людей, возникающую рядом. И те, разумеется — от неожиданности, словно первоклассники, а не бандиты, — вот уже послушно распластаны на мостовой...

Более того, все слова насчет Жукова произносятся так странно, что совершенно не понять — его идея была здравая или не вполне? Легендарная жестокость его в данном случае была оправдана или опять-таки были варианты?.. Но удивительно, что кроме девушек в кадре никто к операции и вовсе не готовится, а потом начинается штурм дома людьми в милицейских, а не войсковых, насколько я могу судить, фуражках...
Вы даже не узнаете, называлась ли как-то банда, во главе которой, может быть, стоял Миша-Виртуоз. А может, и не стоял, поскольку видимых доказательств нет. А его "подстилка" Люба какую игру ведет — самостоятельную? или они в паре?

Немногим удачнее выстроена и сюжетообразующая история с приездом в Одессу некоего Бухгалтера и его поимкой доблестными милиционерами. Вроде как нас успешно водят за нос относительно предполагаемого врага — а в конце оказывается, что настоящего-то мы почти не видели и даже успели его начисто позабыть. Что он делал-то почти полтора часа?

Ну и, чтобы не длить перечисление, совершенно смехотворен финал картины, когда матерый преступник спокойно ждет преследователя на "сейнере" — так, будто он прочитал сценарий и знает, что тот гарантированно явится один (приплывет в ботинках за километр), а не со взводом товарищей на катере. Я уж промолчу о взрывах катакомб... Впрочем, спасибо, что катакомбы хоть обозначены, поскольку больше никаких примет славного города Одессы как такового не имеется. Ни памятника Дюку, ни лестницы в ее неповторимой красоте, ни Оперного театра, ни бульвара, ни Аркадии... Море и пляж, есть, конечно, но "без всяких особых примет".
Я понимаю, что, наверное, город изменился. Но тогда либо лучше напрягайтесь и выдумывайте, либо называйте место действия Приморском — и освобождайте себя от претензий занудных критиков.

На пресс-конференции в Петербурге постановщик и группа долго рассказывали, как "Одесса над нами издевалась": в мае вода прогрелась всего до одиннадцати градусов, а надо было плавать, а вторая трехдневная экспедиция в августе была просто "сумасшедшим домом". Я думаю, дорогая Одесса мстила. Там живет и работает великая Кира Муратова, и гений места понимает, кто есть кто.

Но оставим город в покое. Все остальное показано не лучше. Сценарий примитивен до школьного. Скажем, в истории фигурирует некая "полицайская" картотека; так вот, стоило лишь погибнуть тому, кто ее прятал, как в следующем же кадре его племянница тащит ящик из укрытия на глаза изумленному зрителю. Зачем? Девушка, которую нам представляют как весьма смышленую; она говорит, что с детства знала дядин секрет — значит, знает и смысл этих карточек. Для чего же вдруг так небрежно тащить их в дом (огромный барский особняк, между прочим! так живут в 1947-м одесские воры в законе!), открытый после штурма всем прохожим? А ни для чего, кроме как для сюжета...
Не лучше и режиссура с постановкой в целом. Чистейшая одна и та же белая рубашечка в тонкую полосочку на главном герое (и почти идентичная — на главном злодее) — вот символ затраченных интеллектуальных усилий.

Господин Пиманов, судя по его словам, очень доволен результатом. Сожалеет лишь о том, что картину пришлось сократить по требованию проката, но рад, что на DVD выйдет версия полная, длиннее на двадцать минут. Еще сказал, что действительность была интереснее: одесской бандершей в том реальном сюжете, который взят за основу, выступал переодетый в женское платье сын заместителя командующего (чуть ли ни самого Жукова, но тут я могла не расслышать) — жаль, что этот факт открылся поздно.

Ну да используют в продолжении. Уже начата работа. А что? И сериал "Александровский сад", откуда вышли "Лешка и Танька" — так Пиманов аттестует своих героев — рейтинг хороший имел, и циклы его передач длятся и длятся. Какая разница, что ставить — реконструкции событий для программы "Человек и закон", где эти эпизоды связываются закадровым текстом, или фильм... Да никакой!

... А на финальных титрах вдруг поет Валерия — в наушниках стоит и поет. Бонус такой. До кучи.

Где можно посмотреть в Краснодаре
Что посмотреть в Сочи
Вчера, 10:44
Что посмотреть в Сочи
Музей-бар, водопады, ресторан с видом на горы и еще 3 классных места