Джигурда: О романтичном мате, Апокалипсисе и аленьком цветочке

Российский актер, автор и исполнитель песен Никита Джигурда провел творческий вечер в краснодарском ресторане "Христофор Колумб". Собравшуюся публику ждали не только песни из репертуара самого Джигурды и Владимира Высоцкого, но и весьма эмоциональные стихотворения.

После концерта один из самых эпатажных представителей российской поп-сцены рассказал в интервью ЮГА.ру о своей бунтарской сущности, глобальном заговоре шоу-бизнеса, необходимости греха и собственном философском ордене.

Правда ли, что Вы сорвали голос еще в юношестве, когда перепевали песни Высоцкого?

– Я с 13 лет пел песни Высоцкого, и, выходя в советские времена к памятнику Ленину или на Ваганьково, по несколько часов орал их без микрофона. Конечно, срывал связки и не раз. Но они потом восстанавливаются, закаляются.

И в 13 лет у вас уже была своя публика?

– Ну, это была не то что бы моя публика. Просто тогда никто не выходил к памятникам Ленину и на площади. Тюремная статья тогда была за это.

И как Вам удавалось тогда скрываться от правосудия? Вас не ловили?

– Люди окружали меня и просто не давали милиции забрать. Подъезжала чья-нибудь машина, люди сажали меня туда и увозили. А на вопросы: "Как вас зовут?", я отвечал: "Никита Гурда". Поэтому милиция и КГБ искали Никиту Гурду. С 81-го года искали! И в 84-м нашли в театральном институте московском. Сломали мне пальцы, потом выгнали из института. И если бы не так называемая перестройка, то я бы мог сейчас здесь не стоять.

Получается, что уже с тех малых лет вы хулиганили? Откуда в Вас это?

– Я хулиганил вообще с рождения! Хотя родился я вообще спящим, не доставлял маме никаких хлопот. А вот уже с детского садика я хулиганил. Анализируя сейчас прошлое, я понимаю, что хулиганил против системы, против недостатков, против глупости, будь она государственная или человеческая. Знаете, когда солнце сильно греет, тоже говорят: "Солнце хулиганит". А оно на самом деле просто слишком ярко светит, и кому-то это не нравится. Можно зайти в тенек или в доме спрятаться от солнца. Также и с хулиганами – можно их не слушать или в дозированной форме, чтобы не скатиться в обыденность и пошлость, примитивность.

Я могу быть вульгарным сознательно. Но заметьте, на концерте сегодня, употребляя матерные слова, я не оскорблял никого. Я подчеркиваю матом драйв любви, потому что, пройдя 40 с лишним лет и написав огромное количество лирических стихов, я заметил, что мой старший сын не читает их – они ему скучны. А Шнура он слушает. Я понял: толку, что я буду писать красивые романтические стихи, если моему сыну и его друзьям это неинтересно.
И я решил синтезировать романтику внутреннюю свою, тот аленький цветочек, что у меня в сердце, и надеть на него маску чудовища. Вот и получился такой симбиоз, который для многих интересен. Юное и молодое поколение воспринимает как прикол, а некоторых старших это пугает.

Получается, что своим образом Вы просто пытаетесь привлечь молодую публику?

– Конечно. Я пошел на это сознательно. Отпугнул свою публику, привлеченную фильмами "Любить по-русски", "Ермак". Но это люди за 40-50.

Не боялись обидеть их такой кардинальной переменой?

– Нет, страшно не было, но я понимал, что иду на такой шаг, когда многое будет меняться. После этого у меня несколько лет подряд был такой период, когда различные структуры в информационном поле заказывали на меня черный пиар.
Я приезжаю, например, с благотворительным концертом в Юрмалу, ночью мы с пацанами купаемся обнаженными на пустынном пляже, а на следующий день желтая пресса пишет, что Джигурда ходил по переполненному юрмальскому пляжу нагишом.
Чего только не пишут обо мне! Что я бросил свою жену с детьми без средств к существованию, другие небылицы. Это заказные статьи, черный пиар определенных структур, которые вытесняли меня с поля игры.

Зачем им было это нужно?

– Дело в том, что я несколько раз отказывался от контрактов. Хотел быть свободным. Мне обещали мировую раскрутку для русскоязычной части земного шара, но условие было такое, что я должен был петь только Высоцкого и песни, которые мне подгонит продюсерский центр. То есть у меня отбирали свободу не только хулиганить, но и петь. Я отказался, обиделись определенные структуры.
А после того, как я наехал пару раз на продюсерские структуры и руководство Первого канала, они тоже обиделись. Это было после "Последнего героя". Я заключил один контракт, а когда приехал на остров, мне предложили другие условия – мы доведем тебя до финала игры, но ты должен будешь играть роль такого "пахана на зоне", чуть ли не женщин за волосы таскать. Я, конечно, не собирался ни за какие деньги таскать никого за волосы! Это я могу делать в кино, но это жизнь, в ней я предпочитаю женщин "камасутрить" и обращаться с ними нежно. Отказавшись, я получил черный пиар.

Это, с одной стороны, бизнес-конкуренция, а с другой – идеологический ход. Я всегда говорил, что есть мужчины, женщины, геи, а есть духовные пи...сы. И часто происходит сращивание структур в нашем шоу-бизнесе с этой духовной педерстией. И им моя позиция, когда я высказываюсь и стою на каких-то вещах, не нравится. Например, когда я заявляю, что гейская культура – это эксперимент, это прививка человечеству!

Да, Вы же так смело собирались возглавить гей-парад…

– Вот парад – еще одна история, выдернутая из контекста. Я сказал: "Оставаясь ортодоксом, я готов возглавить гей-парад, дабы вывести братьев-геев на более высокие вершины бытия, но для этого им придется заткнуть донышко для сексуальных утех". Вот полная фраза. А выдернули из контекста только то, что я готов возглавить гей-парад. Мне пришлось ответить стихом:

Я готов возглавить гей-парад
Радостно, со стебом и помпезно.
Бездной знаний залеплю им зад,
дно заткну, чтоб в жопы блажь не влезла.

Расскажите о том периоде жизни, когда Вы занялись духовными поисками.

– С 1995 по 2002 я был в жесткой аскезе и держал пост – без мяса, без рыбы, с молитвами и изучением религии.

Что Вас на это подтолкнуло?

– Я после "Любить по-русски" не захотел подписывать свой первый контракт, потому что понятие "русский" трактовалось слишком узко.
Для меня "русский" – это наднациональное формирование, духовная составляющая. Вот американцы говорят: "Мы американцы", при этом каждый помнит свою национальность, но гордится тем, что американец. И когда мы с Матвеевым делали фильм "Любить по-русски", на пресс-конференции объясняли, что у нас отобрали понятие "советский" и мы хотим ввести в обиход понятие "русский" как наднациональное формирование. Ведь для иностранцев все были русские, неважно еврей он или латыш, или с Кубани, или с Сибири.

А мне предлагали тогда такую узкую националистическую платформу, поэтому я отказался. И пошел в пост. Так меня это дело "вставило", что я продержался 7 лет.

И что Вам это дало?

– Пройдя это, я понял, что это все иллюзия. Потому что я для себя гармонию нашел, мне открылись многие такие вещи.

Пост – это иллюзия?

– Нет, иллюзия – это пост, оторванный от жизни. Пост ведь чем хорош? Ты входишь на какое-то время в пост, в очищение, чтобы потом вновь вернуться в эту жизнь, и то, что ты почерпнул, очистившись, ты привносишь в жизнь. Но если это затягивается, а ведь очень многие аскеты обвиняют жизнь в том, что все греховные. Я, постившись 7 лет, написал:

Чем друг дружечку стращать,
поедом съедая,
лучше сала шмат рубать,
водкой запивая.

Все, что здесь, на Земле происходит, это как пласт некой игры, причем низший пласт, но где можно познать законы мироздания и открыть для себя другие пласты игры. Это как в фильме "Матрица". Для большинства людей эти вещи закрыты и только некоторые могут открыть их. Система постов ведь еще дохристианская, на Руси все это существовало.

Я все это уважаю, а себя считаю новоязычником Космического Христа. Я создаю не религиозный, но философский орден, где Космический Христос – не конкретный человек, а некая информационно-энергетическая сущность, которая пронизывает пространство и находится в каждом человеке, и каждый человек может вступить с ним в контакт.

И какие же откровения открылись Вам в итоге?

Когда я отголодал и отпостился 7 лет, то понял, что то, что называют грехом – просто отрицательный опыт. Люди, поверив в свою греховность, в какой-то момент создают мыслеформы, поступки, чувства, которые должны доказать им их греховность. Я же предлагаю парадигму новую: давайте в XXI  веке поменяем парадигму греховности на парадигму всеобщей божественности. Чтобы наши дети уже рождались богами любви. У нас ведь Интернет – отражение человеческих мыслей. А там сами знаете, чего полно. Лучше ведь продвигать что-то хорошее.

Глупо все время педалировать нашу греховность, тем более – отрицательный опыт хорош именно тем, что, пройдя его, ты вычленяешь настоящее. Например, мужик в юности гуляет направо и налево, а потом, с опытом, когда ты находишь единственную девчонку, которая вставляет тебя похлеще анаши, понимаешь, что тебе уже не надо менять настоящее на иллюзию. Но это не грех, это – опыт. И не прошедший опыта не сможет потом различить настоящее от иллюзорного.

Чтобы познать лучшее, нам надо грешить?

– Это как принцип батарейки – там есть плюс и минус. А уберете минус – и не будет энергии. И нам тоже надо это вмещать – и плюсы, и минусы.

Поэтому Вы не боитесь хулиганить?

– Да, когда я это все понял, я и начал вводить в стихи мат, но не для оскорбления, а для драйва, чтобы для молодежи подчеркнуть какие-то вещи значительные, глубокие. Поскольку молодое поколение мат употребляет гораздо свободней и легче к нему относится, чем старшее поколение, но, как правило, используют мат не в романтических целях. Я же использую его только в романтических целях!

Учите хорошему?

– Да, да! (смеется)

Как  Вы считаете, у вВас получилось завоевать молодежь таким образом?

– Да, они это воспринимают, и в Интернете особенно это видно… Я уже привык, что периодически обгоняю время своим творчеством. Но раз уж на дворе 2012-й год и поскольку поднятие занавеса заблуждений, иллюзий (то, что называют апокалипсисом, но это просто поднятие занавеса), какую программу мы своими мыслями и чувствами создадим, так и будет.
Просто потому, что старшее поколение в это не верит, а в молодости ты всегда веришь, что способен изменить мир, а это на самом деле так, поэтому они мои единомышленники. И главное объединить усилия, не быть излишними идеалистами, не быть излишними циниками. И совместить эти полюса – плюс и минус – в золотой середине, которая говорит, что все мы о…тельные боги, просто не все об этом знаем!

Фоторепортаж с концерта Никиты Джигурды в Краснодаре