Сергей Лобан: О "Шапито-шоу", "Оскаре" и социопатах

Фильм "Шапито-шоу", созданный творческой группировкой "СВОИ 2000", многие уже назвали свидетельством возвращения российского кино из депрессивных лабиринтов "социального артхауса".
Картина была удостоена специального приза жюри "Серебряный Георгий" 33-го Московского Международного кинофестиваля и Гран-при Открытого фестиваля кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии "Киношок-2011". 4-часовая лента состоит из четырех новелл, связанных одной сюжетной линией и персонажами. При этом каждая часть посвящена своей теме: это Любовь, Дружба, Уважение и Сотрудничество.

Главный режиссер "Шапито-шоу" Сергей Лобан в интервью порталу ЮГА.ру рассказал об "истончении" реального мира, революции в финансировании кинопроизводства, "Оскаре" и социопатах.

"Шапито-шоу" – это достаточно сложная конструкция из четырех новелл, разных по характеру и темпу. Вы для себя как-то выделяете из них самую важную или самую близкую лично Вам?

- Четвертая очень важная новела – про сотрудничество. Изначально предполагалось, что все части представляют собой 4 вида человеческой коммуникации, расположенные по мере снижения сил взаимодействия. Любовь – это наиболее мощное, дружба – чуть более отдаленное и ослабленное, уважение – еще дальше и слабее. А сотрудничество – самое слабое взаимодействие, но при этом оно включает все остальные составляющие.  Оно самое важное и самое значительное. Разрыв и предательство в сотрудничестве переживаются порой гораздо тяжелее, чем в любви.

В каждой новелле ее герой выпадает из собственного мира во внешнюю реальность, которая непохожа на привычное для него существование. Но в силу в силу каких-то своих внутренних причин он не может туда вписаться, а назад дороги уже нет. Так стоит ли тогда пытаться выходить за рамки своей версии мира?

- Наши герои не то что бы реальный мир выходят... Из них только Кибер-странник не любит реальность. Остальные, фактически, в ней самой и находятся.
Просто вот эти люди, каждый в своем мире, чувствуют недостаток своей реализации. Чувствуют, что предназначение, для которого они рождены были, не реализуется. И с ними происходит не своя жизнь, а какая-то дурацкая, чужая. Что-то настоящее, что-то главное и большое находится в другой области.
У всех четырех героев них есть стремления к воплощению. Им нужно воплотиться в кого-то, нужно себя обрести. И они постоянно живут в этом стремлении. А вот поездка на юг им позволяет эту потребность заострить в какой-то момент.

Но в итоге каждый из них терпит крах, каждая история заканчивается на трагической ноте...


- Они не терпят крах. Терпят крах их иллюзии и миражи, которые мешают им существовать полноценно. В принципе, в каждой из новелл они находятся на стадии новых отношений, новых возможностей. То есть в результате они все достигают большего, чем могли бы.

Вы лично на стороне героев или той яркой, шумной и по-своему интересной реальности, в которую они не вписываются?

- Конечно, на стороне героев, потому что мы от своего имени все это рассказываем и герои – это, фактически, мы.

В наши дни среди определенной группы молодежи становится модным трендом некая социопатия. Что-то вроде "я не понимаю все эти ваши социальные штучки и существую в изолированном микрокосме". А потом они собираются на социо-пати, где все сидят с гаджетами и пишут что-то в соцсети. Как Вы считаете, человеку лучше замыкаться в себе или пытаться настраивать взаимоотношения с миром?


- Человеку главное быть тем, кем он хочет. И никаких рецептов нет.  А настраивать отношения с миром... Я даже не знаю, есть ли смысл. Потому что реальный мир на глазах теряет актуальность, на самом деле. Тут вообще уже непонятно – зачем находиться в социуме и иметь какие-то отношения с государством. Потому что все эти вещи как-то резко начинают слабеть. Поэтому здесь никаких рецептов, да это не так и важно.

Если попытаться сформулировать в двух словах: "Шапито-шоу" было сделано "потому, что" и "для того, чтобы"? То есть, почему и для чего появилась идея сделать проект именно таким?

- Нам важно было самим разобраться в наших внутренних взаимоотношениях и состояниях, понять какие-то причины и закономерности. Чтобы пройти через огонь.

Когда делали фильм, чего в процессе было больше – работы или удовольствия?


- Удовольствия там не было ни малейшего. Ад только кромешный. Все делалось с большой ответственностью, постоянно нервничали, что ничего не успеваем. Тут не до удовольствий.

Вы говорили, что "Шапито-шоу"  является частью некоего большого проекта...

- Да, у нас есть экспериментальное творческое объединение "СВОИ 2000", которое существует с 1999 года. Помимо кино мы занимаемся всякими другими вещами – театр, массовые мероприятия.
А с "Шапито-шоу" у нас была такая идея… Мы понимали, что это не совсем фильм, а странная, непонятная по форме вещь. Нам очень хотелось, чтобы все изначально вытекало из жизни, ведь все герои почти собой являются, а в фильм встроены многие жизненные реалии.

И мы подумали, что было бы круто, если бы это еще шире разрасталось – чтобы у героев было продолжение, и они существовали бы не только в виртуальном мире. И поэтому мы придумали для них различные активности. Например, у Кибер-странника есть свой блог в "Живом журнале". А для сына Мамонова и продюсера Попова, которые являются друзьями в фильме, мы создали группу "Толпа". Это странная, мало кому известная группа – исследование феномена толпы с точки зрения аутичного человека. Не социопата, а человека, который просто боится людей.
Самих-то героев мы выдумали, а вот группировка существует, у нее было несколько выставок. У них была очень хорошая инсталляция "Расстрел заложников", такая пародия на телевикторины, где надо разгадывать ребусы и отправлять смски. Там ходил человек в маске и с игрушечным пистолетом, и у него было три заложника – шары надувные с нарисованными лицами. И была бегущая строка: "Если вы не выполните наши требования, мы убьем заложника. Чтобы узнать требования, отправьте смс на такой-то номер". Те, кто присылал смс, получали в ответ текст "Мы требуем внимания".

А чем еще занимаются "СВОИ 2000"?


- Помимо театра, кино и выставок у нас есть то, о чем мы много думаем, то, чем стараемся заниматься в будущем. Это система низового финансирования – то, как строить экономику в независимых проектах, опираясь не на инвесторов, не на продюсеров и не на какие-то гранты, а только на зрителей. Привлекать их как инвесторов проектов.

У "Шапито-шоу" принципиально не было госфинансирования?


- Нет, мы просили постоянно. Мы вообще не гнушаемся. Наоборот, было бы хорошо распределять деньги в таких вот полезных направлениях. Но сначала нам не дали денег на съемки, а теперь отказали в поддержке на прокат.

Почему?

- Без объяснений особых. Недавно мы подали заявку на выделения миллиона рублей, чтобы мы могли напечатать копии фильма для проката. Но у нас даже не приняли документы, то есть не пустили к конкурсу. Сказали, что бумаг каких-то не хватает, хотя всего там хватало.

И что в итоге будет с прокатом?

- Мы прокатываемся сами. О количестве копий пока говорить рано – как договоримся с кинотеатрами. Будут идти два фильма – первые две части и вторые две. Международный прокат еще не обсуждался, т.к. не было международной премьеры.

Многие говорили, что лучше бы на "Оскар" от России отправили не "Утомленных солнцем-2", а "Шапито-шоу".

- Там смешно было. Нам позвонил глава российского "оскаровского" комитета, режиссер Владимир Меньшов и, попросил, чтобы срочно ему доставили диск. Потому что хочет, чтобы "Шапито шоу" представляло Россию в этом году. Он любит фильм, ему он понравился, очень смеялся. Но вряд ли бы получилось, у нас неудобный формат для "Оскара".

"Шапито-шоу" нравится практически всем, и почти все рецензии положительные или восторженные. А за что вас ругают?

- Вот газета "Правда" написала, что фильм напрочь лишен духовности. Есть еще кинокритик Леонид Павлючик, он "Шапито-шоу" ненавидит и считает, что это полная хрень, что ирония разъедает все на свете. Что все это куплено, и мы сажаем специально своих людей в зал, чтобы они аплодировали.

Вам фактически присвоили звание то ли "надежды русского кино", то ли "нового российского кино, который мы так долго искали". Как Вы к этому относитесь и что собираетесь с этим делать?


- Да нам без разницы! Мы просто будем решать задачи, которые перед собой ставим. Никакие звания в этом не помогут.

Нет желания, раз удалось подняться повыше, сказать что-то громкое и важно массам? Вот как Иван Охлобыстин залез на белую пирамиду и обратился к миру.


- Я думаю, мы могли всегда это сделать – всегда бы услышали. Просто то, что нам нужно говорить, мы и так говорим, мне кажется.

Читайте также

"Шапито-шоу": радость и смысл (рецензия Ольги Шервуд)