Александр Тютин: Прочитал математик Пушкина (интервью)

11 января известные столичные актеры разыграют на краснодарской сцене две антрепризы в постановке Михаила Горевого. В спектакле "Самоубийцы" роль человека на балконе, который пытается распрощаться с жизнью, выразительно и комично исполняет один из видных актеров российского кино и театра Александр Тютин ("24 часа", "Антикиллер", "Каменская", "Звездочет"). Мы встретились с артистом в Анапе на фестивале "Киношок", где он частый и любимый гость, и поговорили с ним о кинобизнесе и ярких кинематографических впечатлениях.

Его первая роль случилась благодаря песне. Студенческий театр Московского энергетического института, где учился Александр, позвали сниматься в фильме "Однолюбы", в кино про деревню, где хорошее борется с лучшим. Там они изображали массовку студентов-строителей. Днем снимались, а по вечерам сидели "с гитаркой". Режиссер услышал и попросил спеть одну песню в картине. Исполнителю студенту Саше прописали роль со словами, пять эпизодов в одном из которых он пел и играл гитаре. "Я попал в титры фильма, был на премьере в Доме кино и это был мой первый кинематографический шок ", – рассказывает актер.

Сейчас в кино петь не просят, зато зовут, когда роль требует настоящей игры или драматургию нужно подкрепить харизмой артиста. А вот на фестивале "Киношок" вокруг Александра Тютина всегда душевная и поющая компания. Гитару он освоил сам, помимо музыкального образования по классу фортепиано. В юности ему давалась физика и математика, но в итоге по душевному призванию он стал лириком: после МЭИ закончил еще и Щукинское театральное училище. В студенческом театре попал в синтетическую труппу, где освоил пантомиму, пел и танцевал в музыкальных постановках, играл в авангардных спектаклях. В кино у него более 100 ролей. И несмотря на обилие отрицательных героев в его актерском амплуа, в жизни артист Тютин добрый, веселый и тактичный человек. В ходе нашей беседы он живо изображал некоторых людей из своей жизни или собственных персонажей.

- После первой роли в "Однолюбах" я по инерции попал еще в парочку картин. В коридоре меня поймала ассистент режиссера: "Слушай, мне нужен молодой фриц". И я снялся в картине "Шел четвертый год войны" в эпизоде, где меня быстро убивают со словами "Потом покуришь".

Почему позитивный человек играет больше бандитов и отрицательных персонажей?

- Если формально посмотреть, то количество положительных и отрицательных персонажей равное. Очевидно, мои злодеи более яркие и запоминающиеся. Я архангела Михаила сыграл! В фильме "Секунда до…". Это не фантастика и не религиозная тема, а такая фантазия в булгаковском стиле, где шесть молодых людей по разным причинам попадают в некую комнату за секунду до своей гибели, где им предлагают поработать ангелами на договоре. Мы не играем плохих и хороших. Человек, даже если в результате по своим поступкам олицетворяет зло, не думает о том, что он негодяй. Есть обстоятельства, человек слаб, искушаем, поэтому в любой роли ты должен понять, почему герой так действует. В "Гамлете", например, настолько все неоднозначно. В этом-то вся гениальность пьесы, что ее нюансы позволяют по-разному взглянуть на эту историю. По мне так Гамлет вообще не очень добрый человек, хотя он же положительный герой. Приехал, все порушил, все поубивали друг друга, сделал плохо всем и себе в том числе.

Съемки чаще в Москве проходят?

- Больше в Москве. В мае я мотался между Вьетнамом, Мальтой и Сибирью. Одна японская компания очень серьезную работу снимает уже пять лет. Материал очень интересный, это художественный многосерийный фильм, такая сага о периоде конца IX – начала XX веков. Все события ложатся на судьбу трех героев. Заканчивается все русско-японской войной и Цусимским сражением, которое русская эскадра проиграла. Так вот японцы, очень аккуратно все снимают, это не "ура-японский" фильм, как русским вломили, а именно что это трагедия для России. Там такое стечение обстоятельств в их версии. В мае на Мальте были съемки Я играл там адмирала Рожественского, который командовал Второй тихоокеанской эскадрой. На Мальте они снимали именно этот бой, как это все гибло и тонуло. Там есть высокотехнологичная студия, где делают макеты кораблей, снимают подводные взрывы, есть специальные бассейны, в которых можно так снимать, что они сливаются с морем.

Роль самурая Вам бы подошла.

– Самурая – не предлагали, а вот арабского шейха я играл в небольшом сериале "Билет в гарем". Там я сам говорю по-арабски на озвучивании. Мне нравятся такие задачи и опыты. Я сыграл Владимира Ильича Ленина и горжусь этим, потому что получилось неплохо. В сериале "Моя Пречистенка". У меня три эпизода жирных, где Ленин в трех ипостасях. Он жесток в беседе с Дзержинским. Феликс Эдмундович ему говрит: "Ну что с ними делать, не расстреливать же?" "А, по-моему, другого выхода тут и нет", – сказал Владимир Ильич. Другой эпизод трагический, где он говорит речь на заводе Михельсона, и в него стреляет Фани Каплан. За несколько минут до съемки мне принесли настоящую речь Ленина. А третий, когда он добрый дедушка Ленин: он спасает человека, когда его об этом просит одна из героинь фильма. Съемки велись в "Горках Ленинских", так что это такой опыт приближенности к реальным событиям.

Кто из режиссеров запомнился и чем?

- Глеб Панфилов в работе над фильмом "В круге первом" по одноименному роману. Хочется, чтобы такая работа была постоянно. Она тяжелая, это не сахар. Я не могу сказать, что я в процессе съемки был счастлив. Еще и потому, что я не очень понимаю пафоса этой книги, у меня есть идеологический спор с Солженицыным. Но работа запомнилась, потому что это то самое кино, как снимали раньше. Когда одну сцену репетировали раз по пять до съемочного периода. Трудно, дотошно, нервно, даже был момент, когда я запсиховал. Но такой работы хочется – сложной, серьезной.
Михаил Туманишвили, он еще с советских времен известен по всяким армейским фильмам, такие как "Случай в квадрате "36-80". Но он настолько мастер, у нас уже какой-то птичий язык, мы как-то невербально друг друга понимаем.
У Зиновия Ройзмана люблю сниматься. Шикарный совершенно дядечка. Он такой нервный режиссер, крикливый, но по делу и не на артистов, актеров он обожает. Часто показывают его военный боевик "Последний бронепоезд".

В рекламу приглашают сниматься?

- Приглашали. Даже осталось кинематографическое впечатление. Юрий Грымов делал серию роликов для МТС, несколько сюжетов с разными тарифами. Я должен был сниматься в тарифе "V.I.P". Съемки проходили в 30-градусный мороз на Тушинском поле. Неожиданно, на счастье Юры, вертолет как специально стал садиться и взлетать. И так раз пять. Задаром. Они это все сняли и переделали сюжет, а меня из него исключили. Поэтому меня сняли в другом ролике для тарифа "Бизнес", где я играл какого-то управляющего. А потом Грымов придумал такую штуку: пустил нарезку из трех рекламных клипов с надписью "Смотрите скоро на всех каналах". Это был анонс рекламы, и он привлек внимание. Я даже получил хорошую роль после этого.

Александр Тютин – известный актер?

- Для меня есть только одна сторона необходимости известности – она дает возможность работать. Много случаев, когда не берут хорошего актера только потому, что он неизвестен. Я не кокетничаю, это хорошо, что я стал известным, потому что это позволяет относиться к своему делу как к профессии. Были времена, когда я и снимался, и в театре играл, но пришлось зарабатывать чем-то другим. А когда профессия кормит – это очень здорово, тем более мне радостно заниматься актерством.

Молодым играть сложнее?

- Есть талант, и никуда от него не денешься. Но молодым сейчас не везет в том, что они редко в хорошие руки попадают. Школа качественной режиссуры и сейчас существует, но наравне с ней есть много "технического" кино, где есть сценарий, продюсер, а режиссер только кричит "мотор". Старшие актеры в этом легко существуют, поскольку через призму опыта становятся сами себе режиссерами. А молодым нужно подсказывать. Важно, чтобы у них башку не сносило от собственного мелькания по телевизору. Нужно это направить не на самоутверждение внутреннее, а на обогащение в том плане, что каждая роль дает опыт и возможность делать свою работу лучше

Предложения идут самотеком или у вас есть специальный директор?


- Есть несколько актерских агентств, с которыми я работаю, но от них я получаю около30% предложений, больше все-таки поступает мне напрямую. Пока у нас еще не достаточно сформировался институт личных агентов. Эксклюзивно какому-то агентству или директору я не принадлежу.

Есть такая система, когда актер подписывает контракт со студией или режиссером и в течение этого периода он нигде не может сниматься?


- Заключают такие контракты с каналами, они не затрагивают полный метр, но в область таких условий попадает вся телевизионная продукция. Человек становится лицом канала, за это ему платят деньги и предоставляют какой-то определенный объем работы.

Есть понимание, куда движется кино?

- Если год назад я мог определить какой-то сектор, куда оно движется, чего станет больше, а что исчезнет, то сейчас я затрудняюсь определить. Слишком быстро все стало меняться. Были радужные надежды по поводу кризиса, казалось, что он подчистит "пену", но пока это не ощущается. Наблюдается волатильность рынка – кошмарная непредсказуемость. Какое-то восстановление производства происходит, но куда движется неизвестно.

Помогает в жизни и профессии знание физики?


- Очень. Мировоззрение другое. Актеры психологически зависимы, долгие ожидания ролей, звездные болезни. А у меня есть запасной выход, мне проще переживать успех и неудачи, нет того актерского страха. Меня беспокоит, что наше избыточное образование постепенно низводится. Зачем ребята-гимназисты в царской России изучали древнюю латынь, древнегреческий? Но они были более свободны в своей голове. Да, преподают многое из того, что не понадобится, но нельзя отуплять население, нельзя функцию из людей делать. Наше поколение счастливое. Если бы кто-то выбрал себе путь по американской системе, он бы с него не свернул никогда, ведь такие люди больше ничего не знают. Наше широкое образование позволяет быть вариативным. Ничего нет плохого в том, что математик прочитал Пушкина.

Насладиться живой игрой Александара Тютина в Краснодаре можно 11 января на сцене Театра Драмы в постановке "Самоубийцы". Спектакль благотворительный, все сборы пойдут на операции и лечение детей, страдающих онкологическими заболеваниями.

Как цветет Японский сад в Краснодаре в мае
15 мая, 09:25
Как цветет Японский сад в Краснодаре в мае
Море люпинов, рододендроны и шалфей
Как выиграть путешествие на море летом 2024 года?
15 мая, 17:23
Как выиграть путешествие на море летом 2024 года?
Рассказываем условия
В ожидании Corona
14 мая, 12:23
В ожидании Corona
Беседа с Сергеем Калугиным из «Оргии Праведников» о православии на пороге Нового мира, «старинном» постмодерне и истории