Проклятый трамвай, пульсирующий мост, древние кладбища и тайна Карасунских озер. Городские легенды Краснодара — 2

  • Коллаж Дмитрия Филиппова © Фото Юга.ру

Пару месяцев назад мы рассказывали про крокодилов в Шуховской башне, проблемы водохранилища, сексуальное рабство в Екатеринодаре, чекистскую мясорубку и угон подводной лодки с Затона. Мы получили массу откликов, подтверждений и опровержений этих фактов. Пришло время рассказать и о других, не менее интересных историях. Что в них правда, а что вымысел — определить сложно, а порой уже невозможно. Портал Юга.ру вспоминает самые жуткие городские легенды Краснодара.

Карасуны и их обитатели

Это сейчас большинство краснодарцев знает, что в городе есть одна большая река — Кубань, а всего два века назад через весь Екатеринодар протекал Карасун. Речка брала начало из подземных родников северней станицы Старокорсунской, имела длину порядка 45 км и впадала в Кубань южнее нынешнего «Городского сада» (парка Горького). В конце XIX века, для того чтобы переправляться на другой берег, казаки стали перегораживать Карасун дамбами. В результате река превратилась в цепь озер, подпитываемых подземными водами.

Сегодня на территории Краснодара от некогда самостоятельной реки осталось 15 озер: два Покровских (у стадиона «Кубань»), три озера Калининской балки (между улицами Селезнева и Ставропольской, одно — за главным корпусом КубГУ, два — у администрации Карасунского округа (разделены улицей Старокубанской) и десять Пашковских озер (по сути — русло реки, разбитое на озера дамбами). Русло выше Пашковских озер практически не прослеживается.

  • Карасун на плане Екатеринодара авторства Фелицына 1888 г.

Название Карасун произошло от тюркских слов «кара» — черный и «су» — вода. Черные воды Краснодара с давних пор были окутаны таинственным ореолом и фигурировали в мистических историях. Одна из них рассказывает о том, как в 1870‑х годах женщина полоскала белье в Карасуне и порезалась о что-то острое. Каково же было ее удивление, когда рыбаки вытащили из реки утонувшего казака верхом на лошади и с пикой в руках, о которую и порезалась прачка!

В Карасуне горожане видели корень бед, связанных с распространением комаров и малярии, и постоянно боролись с непокорной рекой, которую засыпали, перекапывали дамбами, а в 1910 году ее нижнее течение загнали в специально прорытый Карасунский канал, который затем заперли в подземные трубы, засыпали землей и позднее назвали улицей Суворова. Но окончательно покорить стихию людям не удалось. Из темной воды продолжали вытаскивать тела самоубийц, неосторожных пьяниц, рыбаков и жертв разбойников.

  • Немецкий танк Panzerkampfwagen IV, Греция, 1941 год

Рассказывают, что в годы Великой Отечественной войны в одном из Пашковских озер утонули два немецких танка Panzerkampfwagen IV. Очевидцы вспоминали, как в феврале 1943 года две 24-тонные махины провалились под лед и буквально за считанные секунды ушли под воду вместе с экипажами. Попытки немцев спасти людей ни к чему не привели, а наступление Красной армии сделало невозможной полноценную спасательную операцию. После освобождения Краснодара военные пытались достать немецкие танки, но водолазы так и не смогли обнаружить затонувшие машины. Со временем об истории забыли, пока с конца 1960-х раз в два-три года не начали появляться люди, которые стали обнаруживать таинственные находки. По слухам, этих граждан срочно вызывали в соответствующие органы и просили забыть об увиденном.

Еще одни легендарные обитатели Карасунских озер — это огромные сомы, отдельные экземпляры которых достигали 3 м в длину и весили более центнера. Известны случаи, как эти речные монстры нападали не только на домашнюю живность и водоплавающих птиц, но и пытались атаковать людей. Самый крупный экземпляр, по рассказам старожилов, вытащили из Карасунов в середине 1970-х, когда в результате сброса пестицидов в одном из озер Калининской балки погибла вся рыба — в том числе и огромный трехметровый сом.

Одно из последних упоминаний о гигантских рыбах относится к 2002 году, когда корреспондент краснодарской газеты «Улица Красная» предпринял попытку найти затонувшие в озере немецкие танки. По его версии, главной причиной неудачи старых поисков стало то, что машины утонули не в Пашковке, а в озере, расположенном за Кубанским госуниверситетом. Поисковая операция в итоге чуть было не стоила жизни отважному журналисту — во время погружения он был атакован огромной рыбиной, но смог выбраться благодаря страховочному тросу.

Мост поцелуев как секретное оружие

Мост поцелуев был открыт в 2003 году и сразу стал местом притяжения внимания краснодарцев и гостей города. Однако есть мнение, что в основании этого магнетизма лежит нечто большее, чем просто красивые архитектурные формы. По мнению ряда исследователей, около 15 лет в Краснодаре работает так называемый психотропный генератор (ПГ). Решение о реализации секретного проекта якобы было принято в конце 1990-х годов. Ψ-генератор должен был способствовать оздоровлению населения, снижению преступности и улучшению эмоционального фона города.

Версия звучит достаточно бредово, но авторы статьи провели собственное расследование, важным звеном которого стали показания бывшего работника секретной лаборатории С. Рулева, который и рассказал, что для маскировки антенно-фидерного хозяйства генератора и был построен пешеходный мост через Затон. Основные агрегаты и аппаратные ПГ разместились на трех подземных этажах, а антенны были выполнены в виде тросов-растяжек, якобы удерживающих мост. Почему якобы? Сейчас расскажем.

По мнению исследователей, существует ряд доказательств того, что мост — это всего лишь прикрытие для секретной разработки. Во-первых, мост бесполезен. Он не имеет практической пользы и связывает полуостров с сушей в нескольких сотнях метров от существующего десятки лет перехода. Вряд ли огромные по тем временам деньги были потрачены просто для красоты.

Второй аргумент — это абсурдное инженерное решение сооружения. Арочная конструкция такой небольшой длины не требует поддержки в виде стальных канатов — тем более что мост пешеходный и не предполагает большой нагрузки. Сравните с Тургеневским мостом, по которому ежедневно проезжают сотни и тысячи грузовиков и фур. Где там поддерживающие тросы?

#СказочкаяАтмосфера������������

A post shared by МаРиНа (@marina261090) on

Загадочное свечение в темноте служит еще одним доказательством работы психотропного генератора. Поскольку для обеспечения работы генератора к тросам-антеннам подвели несколько мегаватт тока, мост стал заметно светиться в темноте. Для того чтобы не привлекать внимания, на него направили разноцветные прожекторы, но на некоторых снимках видно, что синеватый свет исходит именно от самого моста. Особенно это было заметно, когда во время веерных отключений электричества мост через Затон продолжал светиться как ни в чем не бывало. После того как несколько бдительных жителей написали «куда следует» жалобы на странное свечение, в районе Кубанской набережной уже больше десяти лет не бывает веерных отключений.

Ну и последний аргумент — с моста регулярно срезают замки. Кому и чем они могут мешать? Мост Генриха IV в Париже или Мало-Конюшенный мост в Санкт-Петербурге облеплены замками, и никого это особо не волнует. В нашем случае железные замки, висящие на антеннах моста-генератора, создают помехи и мешают работе высокоточной аппаратуры.

  • Еврейское кладбище Краснодара

Древние кладбища Краснодара

Многие знают, что город был основан казаками в конце XVIII века, но далеко не все знают, что люди на месте нынешнего Краснодара начали селиться как минимум 2,5 тыс. лет назад. Меоты, сарматы, скифы, печенеги, половцы — кого только тут не побывало за сотни лет. Особенно часто археологи встречают следы меотов, племена которых, по одной из версий, считаются прародителями нынешних адыгов.

Поскольку уже тогда Кубань считалась житницей, меоты занимались земледелием, выращивали зерно и разводили скот. Для местных племен был важен культ почитания умерших родственников и погребальные обряды. В могилу опускали предметы, которые могли бы понадобиться умершему в стране мертвых. Туда же опускали погребальные дары: посуду, оружие, одежду, украшения. Над захоронением делали земляную насыпь — курган.

  • Курган на месте кинотеатра «Аврора», Краснодар, 1961 год

Один из них располагался на месте кинотеатра «Аврора». В 1967 году на его месте возвели кинотеатр, ставший символом города, но перед началом работ курган высотой 4 м был раскопан и исследован археологами. Под насыпью была обнаружена погребальная камера со сводчатым потолком. Дно камеры было выстлано кожей, внутри были обнаружены следы красной краски, которая должна была охранять умершего, однако само погребение оказалось пустым. Внутри обнаружили только фалангу большого пальца ноги, при этом следов вскрытия могилы и ее разграбления обнаружено не было. Кому принадлежала эта могила, ученые не знают до сих пор. Теперь на месте кургана стоит фигура Авроры, а о том, что было на месте кинотеатра, напоминает только небольшая улица Курганная.

Известно, что на территории Краснодара располагалось как минимум пять меотских городищ. За внешним рвом городищ обычно находились могильники — древние кладбища, не имеющие в настоящее время видимых наружных признаков. Одно из них было обнаружено летом 1929 года на углу Седина и Постовой, когда началось строительство большого жилого дома — так называемой стодворки. Когда рабочие стали снимать землю вдоль Постовой, на расстоянии 4 м от тротуара на глубине 1,5 м обнаружили несколько десятков погребений и множество предметов быта. Есть версия, что захоронения тянутся до ул. Рашпилевской и от водолечебницы на ул. Захарова до ул. Комсомольской. Также они были обнаружены на территории медакадемии.

  • Находки с селища «Карасунский кут»
  • Находки с селища «Карасунский кут»

Еще несколько могильников нашли в разных частях Краснодара: на Дубинке недалеко от мясокомбината, на территории бывшей Краснодарской электростанции (ныне «Кубаньэнерго») в начале ул. Ставропольской, в районе дендрария, а также на улице Минской. Кремационные погребения полуторатысячелетней давности находили в районе КубГУ, могилы X–XII веков — в начале ул. Старокубанской, а на пересечении ул. 40 лет Победы и Московской нашли погребение половецкого воина XIII века.

В 2000-е годы в Краснодаре на углу улиц Седина и Постовой напротив той самой «стодворки» собирались построить гостиницу. Перед началом работ произвели археологические раскопки, и ученые обнаружили несколько захоронений. Судя по наконечникам копий, найденных рядом со скелетами, усопшие были воинами. В нескольких могилах находили кости домашних животных — останки жертвенного мяса. Там, где сейчас располагаются жилые кварталы, наши предки хоронили своих воинов и устраивали жертвоприношения. 

Рассказывают, что при строительстве здания Арбитражного суда на пересечении улиц Постовой и Захарова строители мешками вывозили человеческие кости, перемешанные с глиняными черепками. Чьи это кости? По всей вероятности, также меотские, впрочем, утверждать это на сто процентов ученые не смогут уже никогда. Времени на исследования тогда толком не было. Желания, похоже, тоже. Между тем археологи считают, что большая часть древних могильников Краснодара еще даже не обнаружена.

Проклятие черной «Татры»

За более чем вековую историю своего существования краснодарский трамвай стал одним из неофициальных символов города. Несколько поколений горожан оценили удобство этого по-настоящему народного вида транспорта. В лютый мороз и летний зной, при царе, при советской власти, в эпоху развитого социализма или лихие 90-е трамвай оставался самым удобным и быстрым средством передвижения. За неполные 117 лет краснодарский трамвай перевез несколько десятков миллионов пассажиров. Впрочем, до конечной доехали не все.

Слухи о том, что в трамваях стали пропадать люди, появились более четверти века назад. Подробности всех историй были абсолютно разные, но одна деталь фигурировала в каждом рассказе — трамвай «Татра Т3» необычного черного (по некоторым свидетельствам — кроваво-бордового) цвета, появлявшийся в темное время суток. Как правило, у трамвая отсутствовал номер и на переднем стекле висела табличка «В депо». Хотя было несколько свидетелей, утверждавших, что черная «Татра» шла по краснодарским улицам под номером 6. Таинственный трамвай видели в Пашковке, на Радиозаводе, возле парка Горького, в Черемушках и в районе Сенного рынка.

Сценарий встреч с трамваем был одинаковым — люди очень долго (иногда не меньше часа) и безрезультатно стояли вечером на остановке и начинали проклинать трамваи, ругать кондукторов, водителей и директора трамвайно-троллейбусного предприятия. И тут, словно смилостивившись, к человеку на пустынной остановке почти бесшумно подъезжал вагон, подбирал и увозил запоздалого путника в никуда.

Понимаешь, в трамвае никого не было. Вообще никого, даже водителя. Было реально страшно

Один пожилой краснодарский таксист лично рассказывал автору статьи о встрече с «Татрой» в конце 80-х: «Было около трех часов ночи. Я ехал с шабашки по Седина в сторону Карла Либкнехта [сейчас Ставропольская] со скоростью километров 40-50 в час, никого не трогал. Проезжая перекресток с Гоголя, я на всякий случай посмотрел налево. И думаю, что это спасло мне жизнь. На большой скорости в сторону Кооперативного рынка летел трамвай. Я увидел его фары и успел дать по тормозам. Столкновения избежать не удалось, но удар прошел по касательной. Я оцарапал ему бочину, но он даже не остановился и поехал дальше. Я посмотрел по сторонам, увидел, что вокруг нет ни одного свидетеля, рванул в гараж и только через квартал, уже на Ворошилова [сейчас Гимназическая], остановился как вкопанный. Почему? Понимаешь, в трамвае никого не было. Вообще никого, даже водителя. Было реально страшно. Понятно, что мне никто бы не поверил. Какой трамвай в три часа ночи? А что ты там вообще сам делал? Не помню, как добрался в гараж к знакомому слесарю, он до утра колдовал над моей «Волгой» — сделал бампер, заменил фару, стер следы черной краски и подкрасил капот. На утреннем осмотре в таксопарке меня трясло, но никто ничего не заметил».

  • В салоне «Татра Т3»

Рассказывают, что однажды кто-то из горожан написал жалобу в руководство Трамвайно-троллейбусного управления. Человек жаловался, что вечером такого-то числа трамвай ехал в депо, подъехал к остановке, постоял минуту и, не открывая двери, уехал. Гражданин требовал разобраться и наказать водителя, не открывшего двери, и приводил номер вагона. Активный горожанин и не догадывался, чего он избежал в тот вечер. В депо жалобу проверили и установили, что трамвай с таким номером списали еще в начале 80-х, а водителя — заслуженного дедушку, водившего трамваи почти полвека, отправили на пенсию. Дедушка категорически отказывался уходить на заслуженный отдых и под конец проклял все руководство и ушел, даже не забрав трудовую книжку. Больше его никто не видел.

Люди заметили, что каждый раз, когда появляется таинственный трамвай, случается какое-то несчастье. В XXI веке черную «Татру» видели два раза. Десятки горожан заметили трамвай 11 сентября 2001 года. Второй раз вагон видели на Дмитриевской дамбе 26 мая 2016 года. На следующий день футбольный клуб «Кубань» вылетел из Премьер-лиги.

Тайны сквера имени Жукова

Когда-то на месте сквера имени Жукова располагался главный православный храм всей Кубани — войсковой Александро-Невский собор. Он был заложен на Базарной площади Екатеринодара в апреле 1853 года. В церкви, ставшей одним из главных символов города, находились казачьи регалии, а в склепе собора были похоронены выдающиеся представители кубанского казачества.

После революции с храма сняли колокола и разместили там музей атеизма, а в 1932 году по решению Совета рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов собор взорвали. От величественного сооружения, которое строили почти 20 лет, остался фундамент и огромный подвал, от которого, по легенде, были прорыты три подземных хода — один шел до Троицкой церкви, располагающейся на улице Фрунзе, второй ход соединял собор со Свято-Екатерининским храмом на улице Мира, а третий ход был прорыт до самой реки на случай окружения Екатеринодара войсками неприятеля.

Старики рассказывали, как в детстве бродили по подземным лабиринтам между улицами Ленина, Красноармейской, Орджоникидзе и Красной, натыкались на массивные дубовые сундуки и тяжелые двери с огромными замками на них. Тайна подземелий долгие десятилетия интересовала зевак, журналистов и охотников за кладами. В советские годы многие из этих ходов обвалились, некоторые засыпали в целях безопасности, а ряд подвальных помещений приспособили под нужды бомбоубежищ.

Вход в один из бункеров располагался как раз напротив краевой администрации — прямо под сквером имени Жукова — и представлял из себя обычный канализационный люк. По воспоминаниям очевидцев, совершивших вылазку в святая святых штаба ГО и ЧС, милиции в начале 2000-х в центре Краснодара было немного и проникнуть внутрь оказалось довольно просто: «Открыв крышку, мы увидели уходившие вниз разбитые ступеньки, под которыми была дверь, вскрытая автогеном. Спустившись вниз и пройдя по коридору, мы оказались в бункере. Двухэтажные подземелья пугали нас своей абсолютной тишиной. В ближайшей комнате сохранились остатки радиотехнической аппаратуры. Бункер был практически пустым разгромленным помещением с брошенными на полу вещами, металлическим мусором. Рядом располагалась комната вентиляционных установок со стоявшими там воздушными насосами, баками с запасом воды и водопроводным краном. Когда мы открыли кран, из него пошла вода.

Судя по остаткам бумажек с телефонами всех служб города, здесь располагался узел связи. На остатках документов стояли даты конца 70-х и начала 80-х. Побродив около часа, мы почувствовали, как тяжело дышать. Нужно было подниматься наверх

На нижнем этаже располагалась комната с электрогенератором и большая комната для совещаний. В ней на всю стену висела огромная карта города, которая была сделана из материала, похожего на линолеум. Карта местами обвалилась кусками и, как мозаика, лежала на полу. Рядом стояли старые советские стулья, валялась истлевшая офицерская фуражка. Неподалеку располагались маленькие кабинетики. В них можно было только протиснуться. Несколько кабинетов были застеклены. Судя по остаткам бумажек с телефонами всех служб города, здесь располагался узел связи. На остатках документов стояли даты конца 70-х и начала 80-х. Побродив около часа, мы почувствовали, как тяжело дышать. Нужно было подниматься наверх».

Среди легенд, связанных со сквером, есть история о девушке, которая не смогла пережить гибель любимого, ушедшего на фронт во время Великой Отечественной войны, и покончила с собой. С тех пор весной у фонтана, где пара виделась в последний раз, появляются две полупрозрачные фигуры — молодая женщина в цветастом платье и красноармеец в форме образца начала 40-х.

Затем романтические легенды середины века сменили более приземленные истории постперестроечной эпохи. На протяжении долгих лет сквер между Гимназической и Ленина называют «Проституткой». По одной из версий, это прозвище, нетрудно догадаться за что, еще в конце XIX века получила гостиница «Гранд-Отель» (ныне в здании располагается музей им. Е.Д. Фелицына), позже имя перешло к скверу. Но большинство исследователей считают, что все прозаичней — в начале 1990-х место облюбовали девушки легкого поведения. Впрочем, сегодня вы их там не встретите — они обитают на другой улице. Но это уже совсем другая история.


Обсудить

В комментариях недопустимы и будут удалены: реклама, оскорбления, клевета, любые нарушения законов РФ.

Читайте также

Реклама на портале