Капитальный провал: причины проблем ЖКХ на Кубани

Отрасль жилищно-коммунального хозяйства относится к самым проблемным в нашей стране. Это показывает и недавняя прямая линия с Владимиром Путиным.

"Огромное количество вопросов по-прежнему про ЖКХ – это, конечно, бич: и все подрядные компании, и ветхое жилье… К сожалению, из года в год ситуация не меняется. Это можно с уверенностью сказать, просто основываясь на всей географии страны и на многих десятках тысяч вопросов", – рассказывал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

Краснодарский край, который давно занимает первые места по строительству жилья, к сожалению, не входит в число лидеров ни по скорости, ни по эффективности решения проблем ЖКХ. Регулярно жалуются на качество жилищно-коммунальных услуг и жители Краснодара.

Износ инфраструктуры в отрасли составляет в среднем по краю 60-70%. По словам вице-губернатора региона Андрея Алексеенко, почти половина водопроводных сетей находится в изношенном состоянии и требует замены.

Несмотря на это, расходы на ЖКХ в бюджете 2016 года сокращены почти на 40%. Осваивать сократившиеся средства будет старая команда, уже долгие годы занимающаяся развитием жилищно-коммунального хозяйства региона. С 1 января на должность министра топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края назначен Александр Волошин, который возглавлял краевой департамент ЖКХ почти целое десятилетие.

К сократившемуся бюджету этой весной добавился и скандал с региональным фондом капремонта, из-за которого в край не поступят дополнительные федеральные средства.

КОМУ ПЛАТИТЬ ЗА КАПРЕМОНТ

Плата за коммунальный ремонт – вещь еще непривычная для россиян, поэтому вспомним историю.

В декабре 2012 года в Российской Федерации приняли закон, предусматривающий создание региональных систем капремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет собственников. Жители получили возможность самостоятельно выбирать, куда вносить платежи за капитальный ремонт – на специальный счет дома или на счет регионального оператора.

"Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" в формате некоммерческой организации был зарегистрирован в декабре 2013 года. Его деятельность курирует краевое министерство ТЭК и ЖКХ, созданное прошлой осенью на базе Департамента жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края.

Сам фонд живет неплохо. По данным мониторинга "Общероссийского народного фронта", в 2014 году в Краснодарском крае средняя зарплата сотрудника фонда капремонта на 54% превысила среднюю по региону.

Расходы на содержание аппарата управления регионального оператора в Краснодарском крае за период с 5 декабря 2013 по декабрь 2014 года составили 139 млн 349 тыс. рублей (из них 40,7 миллиона – субсидии на оплату административно-хозяйственных расходов организации).

В декабре 2015 года руководитель краснодарского фонда капремонта Елена Березницкая два раза подряд провалилась на тестировании в Минстрое, не ответив на вопросы непосредственно о деятельности фонда. После скандала в СМИ ее понизили в должности – и теперь она работает… заместителем генерального директора фонда.

КАПИТАЛЬНЫЙ ПРОВАЛ

Некомпетентность руководства регионального оператора уже привела к тому, что Кубань лишилась части денег на капитальный ремонт жилья.

В начале апреля на заседании правления государственной корпорации "Фонд содействия реформированию ЖКХ" была рассмотрена годовая отчетность за 2015 год, поступившая от Краснодарского края.

Стандартный для таких случаев документ рассказывал о ходе реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Главной его целью было отчитаться о выполнении условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.

Деньги в Краснодарский край перечислили в полном объеме, говорят в госкорпорации, а вот с их освоением возникли проблемы. Причем настолько серьезные, что формальный, по сути, отчет привел к неожиданным показателям, которые способны серьезным образом повлиять на ситуацию в ЖКХ Кубани.

Дело в том, что к 1 января 2016 года Краснодарский край не завершил мероприятия краткосрочного плана по капитальному ремонту, на реализацию которых в 2014 году были выделены средства Фонда. Если говорить проще, то деньги в регион поступили, но капремонт по неназванным причинам выполнен в нужном объеме не был.

В связи в этим правление Фонда решило приостановить предоставление Краснодарскому краю финансовой поддержки на реализацию региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. То есть и раньше дела у жилищно-коммунального хозяйства Кубани обстояли не слишком хорошо, а теперь еще и законных федеральных денег в нем убавится – по вине местных чиновников.

Не менее странно обстоят дела и с деньгами на капремонт, собранными с вкладчиков.

В сведениях о реализации региональной программы капитального ремонта на 2014-2043 годы Фонд капремонта Краснодарского края признает полное отсутствие каких-либо работ в 18 тыс. 808 многоквартирных домах, собирающих средства на счете оператора. Всего на декабрь 2015 года региональным оператором было собрано 1,179 миллиарда рублей – эта сумма просто осела на банковском счете оператора и не использовалась по назначению.

Фактически "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта" выполняет работы только по краткосрочной программе капитального ремонта многоквартирных домов в рамках бюджетного финансирования всех уровней по закону "О Фонде содействия реформированию ЖКХ". При этом подобная краткосрочная программа капитального ремонта многоквартирных домов существует с 2007 года. Раньше ей занимались администрации муниципальных образований без участия какого-либо стороннего оператора.

ФОНД С ДВОЙНЫМ ДНОМ

В начале ноября 2015 года активисты ОНФ обратили внимание на то, что жителям 131 многоквартирного дома в Краснодаре приходят квитанции об оплате взносов на капремонт в двойном размере.

Как оказалось, наряду с установленным взносом на капремонт (для Краснодарского края – в размере 5,32 рубля за 1 кв. м общей площади) жители ряда домов вынуждены оплачивать целевой взнос на софинансирование капремонта в пределах 15% его стоимости.

Оказалось, что в платеж за капремонт региональный фонд капремонта незаконно включил взносы в рамках сразу двух программ – долгосрочной (на 2014-2043 годы) и краткосрочной, рассчитанной на текущий год.

"Взносы-то они собирают в двойном размере, а деньги граждан при этом лежат на счету фонда регоператора мертвым грузом (более 400 млн рублей), потому что программа выполнена всего лишь на 16,5%. При этом сотрудники регоператора еще и премию получили в размере, так, ни много ни мало почти 7 млн рублей. Интересно, из каких денег? Не из двойных ли квитанций?" – возмущается член рабочей группы ОНФ "Качество повседневной жизни" Светлана Калинина.

По ее мнению, или местные власти и региональный оператор не исполнили поручение президента РФ об информировании граждан о сроках и объемах работ по капитальному ремонту, или кто-то намеренно "подсказал" собственникам принять решение о софинансировании ремонтных работ в пределах 15% от их стоимости. В результате граждане теперь фактически дважды оплачивают капитальный ремонт.

"Мы не намерены спускать данную историю на тормозах и направим обращение в Фонд содействия реформированию ЖКХ и органы прокуратуры, чтобы досконально разобраться в ситуации. ОНФ намерен держать на контроле развитие краснодарской ситуации", – заявила Калинина.

Вот и получается, что отсутствие денег – не главная беда кубанского ЖКХ. Вопрос в их эффективном использовании.