Начальник ГУ МЧС по Республике Адыгея – о разграничении полномочий

Начальник Главного управления МЧС России по Республике Адыгея Мурат Гунажоков провел интернет-конференцию "Разграничение полномочий деятельности МЧС России, органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления в вопросах ликвидации пожаров и других чрезвычайных ситуаций". 

Вопросы начальнику ГУ МЧС по РА задавали журналисты Дмитрий Варава (республиканская газета "Советская Адыгея") и Елена Малышева (портал ЮГА.ру).

Уважаемый Мурат Нурбиевич, каким образом осуществляется распределение компетенции между МЧС России и органами государственной власти субъектов, в частности Адыгеи, в вопросах пожаротушения и других чрезвычайных ситуаций?


- Федеральным законом № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, каким является МЧС России. А Федеральным законом № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определены полномочия в области пожарной безопасности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления.

Что же касается Адыгеи, то соглашением между МЧС России и кабинетом министров Республики Адыгея осуществление части полномочий органов государственной власти Республики Адыгея было передано МЧС России в решении ряда вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий.

Это вопросы организации  и проведения  аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Федеральной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасения людей на водных объектах.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о Соглашении между МЧС России и Кабинетом Министров Республики Адыгея о передаче друг другу осуществления части своих полномочий.

- В данном Соглашении стороны подтверждают необходимость совместных действий в сфере решения вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и ликвидации указанных чрезвычайных ситуаций, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, а также организации осуществления на территории Адыгеи мероприятий по гражданской обороне, осуществлении поиска и спасения людей на водных объектах.
 В соответствии с указанным Соглашением кабинет министров РА передал, а МЧС России принял полномочия, возложенные на субъект федеральными законами. Данные полномочия на территории республики исполняет Главное управление МЧС России, которое находится в оперативном управлении правительства Адыгеи и непосредственном подчинении МЧС России.

Кабинет министров Адыгеи, в соответствии с соглашением:
- передает в управление ГУ МЧС России силы и средства государственных учреждений республики, обеспечивающих реализацию передаваемых полномочий;
- обеспечивает  в установленном законодательством порядке финансовыми и материально-техническими средствами осуществления части полномочий передаваемых МЧС России;
- обеспечивает передачу в установленном законодательством порядке в безвозмездное пользование МЧС России имущества, находящегося в республиканской собственности и необходимое для осуществления переданных полномочий;
- в пределах своей компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, Конституцией Республики Адыгея и законами Республики Адыгея, осуществляет нормативно-правовое регулирование отношений, связанных с реализацией передаваемых республиканским правительством;
- в порядке, установленном законодательством, контролирует осуществление МЧС России части полномочий кабинета министров РА.

Какие организационно-правовые мероприятия в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера возложены на Республику Адыгея и как они реализуются?
- Законом Республики Адыгея № 123 "О защите населения и территории Республики Адыгея от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определяются основные принципы и способы защиты населения и территории Республики Адыгея от чрезвычайных ситуаций.

Также указанным законом определены мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно и включают в себя:
1) анализ обстановки и прогнозирование возможных чрезвычайных ситуаций;
2) организацию государственной экспертизы документации, обосновывающей ведение хозяйственной и иной деятельности в области защиты населения и территории Республики Адыгея от чрезвычайных ситуаций;
3) организацию государственного надзора и контроля в области защиты населения и территории Республики Адыгея от чрезвычайных ситуаций;
4) участие в лицензировании и декларировании безопасности промышленной деятельности организаций;
5) планирование и осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
6) разработку и обеспечение реализации нормативных правовых актов по обеспечению защиты населения и территории Республики Адыгея от чрезвычайных ситуаций;
7) другие мероприятия.
Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территории Республики Адыгея от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Специально уполномоченным органом государственной власти в области защиты населения и территории республики Адыгея является Главное управления МЧС России. В его полномочия в области организации мероприятий по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера входят:
1) осуществление  подготовки и содержания в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территории республики от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, обучения населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;
2) участие в обеспечении проведения эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера;
3) осуществление в установленном порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территории Адыгеи от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
4)обеспечение своевременного оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
5) осуществление финансирования мероприятий в области защиты населения и территории республики от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
6) участие в организации создания резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
7) содействие устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера;
8) организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера.

Какую работу в первую очередь необходимо проделать муниципальным образованиям для реализации своих полномочий в области защиты населения?

Для реализации полномочий по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций необходимо принять правовые акты органов местного самоуправления, предусматривающие:
- создание резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
создание при органах местного самоуправления постоянно действующего органа управления, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, муниципальных образованиях "муниципальный район", "городской округ", "городское поселение"), назначение в органе местного самоуправления уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (в муниципальных образованиях "сельское поселение");
- порядок обучения населения способам защиты при чрезвычайных ситуациях;
- создание координационного органа единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности местного самоуправления;
- создание органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - единой дежурно-диспетчерской службы "01" муниципальных образований (кроме сельских поселений);
- своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
- подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Мурат Нурбиевич, уточните, пожалуйста, какие нормативные правовые акты необходимо принять органам местного самоуправления для реализации своих полномочий по участию в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций?

Для решения данного вопроса необходимо принять правовые акты органов местного самоуправления, предусматривающие:
- создание резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
создание при органах местного самоуправления постоянно действующего органа управления, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, муниципальных образованиях "муниципальный район", "городской округ", "городское поселение"), назначение в органе местного самоуправления уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (в муниципальных образованиях "сельское поселение");
- порядок обучения населения способам защиты при чрезвычайных ситуациях;
создание координационного органа единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности местного самоуправления;
создание органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - единой дежурно-диспетчерской службы "01" муниципальных образований (кроме сельских поселений);
- своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

А какие нормативные правовые акты необходимо принять для реализации ими своих полномочий в области пожарной безопасности?


- Для реализации полномочий в области пожарной безопасности с целью обеспечения выполнения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов (кроме муниципального района) необходимо принять правовые акты органов местного самоуправления по вопросам:
- об организационно-правовом, финансовом, материально-техническом обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов;
- об организации обучения населения мерам пожарной безопасности;
- об утверждении перечня первичных средств пожаротушения для индивидуальных жилых домов;
- об организации пожарно-профилактической работы в жилом секторе и на объектах с массовым пребыванием людей;
- о порядке установления, в случае повышения пожарной опасности, особого противопожарного режима в местах летнего отдыха детей;
об обеспечении требований пожарной безопасности в период уборки урожая и заготовки кормов;
- о мерах по предупреждению и тушению пожаров в населенных пунктах, на объектах сельского хозяйства и предупреждению гибели людей от пожаров;
- о создании и организации деятельности муниципальной и добровольной пожарной охраны, порядке ее взаимодействия с другими видами пожарной охраны;
- об определении формы социально значимых работ при участии граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности;
- об организации общественного контроля за обеспечением пожарной безопасности.

На ряде предприятий, как известно, имеется ведомственная пожарная охрана. Как и кем регулируется порядок её взаимодействия с МЧС?

- Для реализации полномочий по созданию, содержанию и организации деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований (кроме муниципального района) целесообразно в городах, отнесенных к группам по гражданской обороне, муниципальных образованиях "городской округ", "городское поселение" создание профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований).

В муниципальных образованиях остальных категорий необходимо правовыми актами определить порядок привлечения граждан из числа общественного актива местного населения, профессиональные интересы которых прямо или косвенно могут быть связаны с решением вопросов, возникающих при чрезвычайных ситуациях (работники лесхозов, рыбхозов, охотсоюзов, системы образования, медработники, физорги пансионатов и домов отдыха, инструкторы турбаз и других категории граждан), объединяя их в общественные структуры, способные действовать при возникновении тех или иных чрезвычайных ситуаций, а также предусмотреть права, ответственность и интересы привлекаемых для этих целей лиц и их работодателей.

А что необходимо сделать органам местного самоуправления для образования на его территории муниципального звена подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации, входящей в состав территориальной подсистемы Республики Адыгея?

- Для образования на территории органа местного самоуправления муниципального звена подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, входящего в состав территориальной подсистемы Республики Адыгея, для исполнения своих полномочий в области защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах необходимо создать:
- координационные органы;
- постоянно действующие органы управления;
- органы повседневного управления;
- силы и средства;
- резервы финансовых и материальных ресурсов;
- системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Так кто именно должен координировать всю эту работу? 
 

- Координационным органом является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления.

Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании.
Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.

Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их компетенцией являются:
а) разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
б) координация деятельности органов управления и сил единой системы;
в) обеспечение согласованности действий органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций;
г) рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном федеральным законодательством.

Иные задачи могут быть возложены на соответствующие комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности решениями органов местного самоуправления и организаций в соответствии с правовыми актами органов местного самоуправления.
Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, пожарно-спасательные и аварийно-спасательные формирования, аварийно-восстановительные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.

Какие же основные задачи приходится решать Главному управлению МЧС России по Республике Адыгея в настоящее время?

- В настоящее время ГУ МЧС России решает достаточно широкий круг задач.

Первая основная задача – это формирование современной законодательной и нормативно-правовой базы на всех уровнях и оказание практической помощи на формирование муниципальной нормативной базы.

Второе, чем мы сейчас очень активно занимаемся – это повышение эффективности системы реагирования на любые чрезвычайные ситуации, пожары, кризисные ситуации. Любой гражданин на территории Республики Адыгея, обратившись по телефону 01, должен получать своевременную, квалифицированную, необходимую помощь.

Третье, очень важное направление нашей деятельности – совершенствование всех видов надзора и контроля. Эти действия необходимы  для эффективности деятельности непосредственно с самого надзора. Главная цель надзора и контроля: оказать конкретную помощь человеку, конкретную помощь владельцев предприятий и организаций с тем, чтобы у них не было проблем в сфере безопасности как персонала, так и окружающих людей, которые находятся вблизи данного предприятия, а также сохранение имущества и материальных ценностей.

Еще один значимый вопрос, которому мы уделяем очень пристальное внимание – это вопрос подготовки и обучения населения. Поэтому наша главная работа – это научить человека  как сделать так, чтобы он не попал в чрезвычайную ситуацию и как правильно и адекватно вести себя в этой нештатной ситуации.

Расскажите, пожалуйста, о разграничения полномочий в области ликвидации пожаров…


- В соответствии  с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. "О пожарной безопасности" система обеспечения пожарной безопасности – совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пожарная охрана в свою очередь подразделяется на следующие виды:
- государственная противопожарная служба;
- муниципальная пожарная охрана;
- ведомственная пожарная охрана;
- частная пожарная охрана;
- добровольная пожарная охрана.

Основными задачами пожарной охраны являются:
- организация и осуществление профилактики пожаров;
- спасение людей и имущества при пожарах;
- организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны. В Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Федерации.

После подписания Соглашения между кабинетом министров Республики Адыгея и МЧС России Противопожарная служба Республики Адыгея была ликвидирована, а личный состав противопожарной службы республики в порядке перевода был принят в Главное управление МЧС России, которое осуществляет переданные полномочия в области пожаротушения.
Также ведется серьезная работа по созданию на территории Республики Адыгея муниципальной пожарной охраны и ведомственной пожарной охраны.

Я хочу поблагодарить  за вопросы, которые были заданы. Удачи и успехов!