Один день… в волшебной лавке

Мы занимаемся йогой в фитнес-клубах и расставляем мебель "по фэн-шую", смотрим аниме, применяем в бизнесе китайские стратагемы, курим кальян, изучаем восточные гороскопы, пьем зеленый чай с жасмином и лакомимся суши, управляясь с палочками не хуже всякого японца... А некоторые по-настоящему открывают для себя все многообразие философских и религиозных традиций Востока, пытаясь на практике сделать из собственной жизни нечто более мудрое и гармоничное. Но Путь и тех, и других весьма часто проходит через симпатичные магазинчики, в которых продаются различные полезные и приятные штуки, привезенные из самых дальних уголков мира.

Мест, где можно купить разнообразные "восточности" в Краснодаре достаточно, но магазинов с приличным ассортиментом и уровнем подготовки продавцов всего несколько. В их числе "Волшебная лавка" — пионер этого бизнеса в столице Кубани. "Лавка" открылась на рубеже тысячелетий, до этого ее владельцы Олег и Татьяна Лютович держали маленький лоток на Арбате. Открыть в те годы подобный "экзотический" магазин было решением как минимум нестандартным, но торговать турецким ширпотребом или китайскими игрушками семье Лютович было неинтересно. Другое дело — этническая продукция, красивая и необычная, помогающая развиваться и узнавать что-то новое.
По словам Олега и Татьяны, они искренне любят свое дело, поэтому и стремятся его расширять. Так, после открытия магазина на ул. Красной, в течение полутора лет всю прибыль они вкладывали в увеличение ассортимента и насыщение товаром 100 кв. м. площади. За годы работы предложение "Лавки" выросло примерно в 10 раз.

У этого бизнеса, как и у всякого другого, есть свои особенности. По мнению Олега, чисто эзотерических предметов на витринах не должно быть более 5% (остальное сувениры), иначе магазин будет нерентабельным. Впрочем, развитие торговли в данном случае во многом зависит от таможенной политики, ведь на границе можно отдать сумму в несколько раз больше стоимости продукции. Почти в соответствии с восточной концепцией подвижности и изменчивости мироздания, двух совершенно одинаковых завозов не бывает, да и дней тоже — это не продуктовый магазин.
Не менее разнообразна и "география" продающихся товаров.
Ничто из того, что продается в нашем магазине, не произведено в России. У нас представлены товары из Таиланда, Индонезии, Вьетнама, Перу, но больше всего вещей из Китая, Индии и Непала, — говорит владелица "Волшебной лавки" Татьяна Лютович.

Едва вступив на территорию "Волшебной лавки", ощущаешь стойкий запах благовоний. Атмосфера здесь почти домашняя — тепло, небольшая площадь, поделенная на две комнатки, мягкий свет, негромкое музыкальное сопровождение в этно-стиле. Деревянные стеллажи, украшены витой соломенной веревкой, к которой прикреплены маленькие тыквы-горлянки, красные сердечки и перчики, китайские монеты по три штуки, скрепленные красной лентой. Эти монетки с квадратным отверстием посередине и четырьмя иероглифами — символ богатства. В количестве, кратном трем, их кладут на купюру, чтобы они способствовали финансовому успеху.
Владельцы "Волшебной лавки", как и многие их коллеги по цеху, считают свой бизнес не просто магазином, но салоном "мудрых вещей", которые несут в себе множество информации и способны не только украсить интерьер, но заставить задуматься или помочь понять что-то одновременно простое и важное.

В изобилии представлены фигуры индуистских божеств. У самого входа в магазин покупателей встречает индуистское четырехрукое божество Лакшми — супруга бога Вишну, богиня благосостояния и красоты, изображена на черном фоне с цветком лотоса в руках. А почти в центре первого зала восседает на раковине слоноголовый Ганеша, покровитель мудрости. На циновку, что лежит под "человеком-слоном", покупатели бросают мелочь — это подношения с просьбой о защите и покровительстве.

Но в особом почете у владельцев "Лавки" Будда. Фигура принца Гаутамы находится на возвышении у одной из стен, у ног горит маленькая красная свеча. Этот Будда — собственность хозяев магазина и потому не продается, так же, как и алтарь у него за спиной.

Как рассказали продавцы, Будде в ноги кладут деньги, чтобы "карма была хорошей", а потом хозяева собранную сумму отдают монахам. Сбоку, чуть ниже изваяния — буддийский молитвенный барабан, на поверхности которого начертано знаменитое "Ом мани падме хум", а внутри запечатано еще более тысячи мантр. Повернул такой барабан — считай, что помолился.
К нему и направляются два парня, зашедших в магазин:
Сейчас я кину монетку! — предупреждает один и добавляет к кучке мелочи еще один рубль.
Не забудь покрутить! — напоминает ему товарищ.
Тот крутит, мурлыча что-то себе под нос.
Ой, покрутил, аж легче стало! Ну, пойдем! — говорит "помолившийся", усмехаясь, и закрывает за собой дверь.

Но чтобы посетители не уходили без покупки, красиво расставить товар и фигуры божеств еще недостаточно. Специфика этого бизнеса такова, что нужно грамотно преподносить вещь, подробно рассказывать о ее функциях и символизме. Как говорит Олег Лютович, "это не тот товар, который сам себя продает".
Действительно, многое из того, что лежит на стеллажах, сможет опознать далеко не каждый. Зато словарный запас активно пополняется после разговора с консультантом, обогащаясь такими словами, как варган (маленький музыкальный инструмент), курба (ритуальный бронзовый нож справедливости, режущий в трех измерениях), ваджра (символ абсолюта и завершения всех действий, используемый для тантрических практик) и т.д.
Но чаще всего люди заходят за более привычными вещами: шкатулками, книгами, статуэтками, сережкой для языка.
Вот две женщины бальзаковского возраста водят пестиком по поющей чаше:
Вы неправильно водите, — замечает продавец-консультант.
Ой, у этой очень глухой звук, — говорит та, что пониже ростом, наклонив голову для лучшей слышимости.
А эта слишком мощная, я ее не вынесу! — комментирует она игру второго "инструмента".
Слушай, а может, и мы купим такую миску? — с улыбкой предлагает паренек приятелю, кивая на чашу.
Молодой человек, это не миска! — с обидой в голосе поправляет продавец.

В магазинчике много восточной посуды, которая ассоциируется, скорее, не с бытом, а с искусством — большой и маленькой, фарфоровой и бронзовой, для декора и практического использования…
Любят в "Волшебной лавке" и животных: тут можно найти целый зоопарк из крыс, обезьян, черепах, драконов, уток-мандаринок, лягушек, тигров и т.д. Статуэтки зверушек на полках смотрятся мило (например, есть недешевые варианты из латуни, инкрустированной перламутром, и экзотического дерева — тика или мангового), но не это главное. Каждое животное является символом чего-то хорошего, а значит, несет в дом добро. Так, деревянный слон с детенышем в животе и с опущенным хоботом должен поспособствовать обзаведению "удачным" потомством, а пара журавлей или фламинго сохранить верность супругов.
Но не ради "удачного" потомства и даже не счастливой семейной жизни в основном покупают здесь талисманы. Деньги — вот что больше интересует людей, и "Лавка" отвечает на спрос соответствующим предложением. Одних хотеев — синтоистских божеств богатства — здесь несколько десятков видов. Существует поверье, что с помощью лысого добродушного старика хотея можно воплощать в жизнь свои желания, просто по его большому животу.

Вот женщина лет 40, видимо, желая поправить свое финансовое положение, изучает стеллаж с трехпалыми бронзовыми жабами — еще одним талисманом богатства.
Знаете, хочу вот такую жабку. Заверните мне ее, — просит она ласковым голосом. Продавец тут же открывает шкаф и изымает красноглазое земноводное с монетой во рту, на котором разместился хотей с бусами.
Потом она ходит по залу и выбирает "поющий ветерок" — звеняще-стучащую композицию из полых трубочек, которую вешают у входа в дом. Дама все никак не может определиться в своих желаниях, и ее можно понять: с колокольчиками или якорями, с перьями или рыбкой, кораблем или иероглифами, сердечками или знаком инь-ян?
Мам, ну давай уже выбирай, — торопит ее сын-подросток.
А тебе что нравится?
Мне кальян, — хитро улыбаясь, говорит он, указывая на полку с курительным прибором.
Я тебе уже сказала, что кальян нам не нужен, — строго отвечает мать.
В конце концов, она отдает предпочтение ветерку золотистого цвета и проходит к кассе.

Кальян вообще притягивал представителей сильного пола как магнит. Вот худощавый юноша в клетчатой рубашке заявляет другому, стоя у заветного "аппарата": "Хоть убей, хочу кальян!"
Девушки на кальян не обращали внимания, их манил блеск витрин с камнями и изделиями из стекла: поразительно похожие на веточку натурального белого винограда изделия из оникса, шары и пирамиды из змеевика, загадочно красивые фиолетовые жеоды.
Вау! Я куплю себе такие бусики и буду деловая! — говорит длинноволосая блондинка в желтых босоножках подружке, указывая на изделие из лазурита за две с половиной тысячи рублей. "Пригрозив", она продолжает изучать украшения из гелиотиса, жемчуга, оникса, аметиста, бирюзы. Подруга предлагает подумать о бусах из коралла, которые, кстати, дешевле лазуритовых в три раза. Но до покупки дело так и не доходит.

Противникам даже "высокодуховных" проявлений гламура в образе лучше сразу пройти к кассе, где висят хипповые фенечки и медальоны на скромных черных веревочках. Понравился медальон — читай его значение на стенде. Например, под номером три значится "крест жизни, дающий оздоровляющую силу и бессмертие", под номером 22 — "знак Чи, пробуждающий внутреннюю энергию к действию", под 19 — знакомые всем "вера, надежда, любовь" и.т.д.
Тут же за кассой сотни ярких узеньких коробочек с благовониями, одним из самых ходовых товаров. Причина такой популярности, по мнению хозяев "Лавки", длительный срок действия и небольшая цена (от рубля за палочку). Но настолько дешевы далеко не все. Монастырские храмовые благовония из Непала — почти эксклюзив в Краснодаре.
Примерно 5% продаваемых у нас благовоний составляют в храмах по всем правилам. Они вызывают определенное состояние. К их покупке нужно подходить осознанно, — предупреждает Олег Лютович.
Пока мы беседовали, несколько человек приходили как раз за палочками. Один парень попросил с ароматом сандала, женщина средних лет пожелала насладиться ароматами лаванды и розы. Мальчик в спортивных брюках пришел с заданием от постоянных покупателей: "Дайте самых-самых на 400 рублей". Пришлось разбираться, что именно ему нужно — во-первых, "самые" среди тысячи запахов выделить в принципе невозможно, а во-вторых, цели "приема" благовоний тоже бывают разные.

Кстати, хозяевам "Волшебной лавки" порой заказывают редкие благовония, а также одежду, предметы интерьера, мебель (она тут тоже есть, за комод, к примеру, нужно отдать более 30 тыс. рублей). Заказы всегда разные, иногда неожиданные. Это вполне понятно — люди заурядные и скучные ищут обновки не здесь.
Выбор одежды в магазине небогатый, зато в плане оригинальности "Волшебная лавка" даст фору любому магазину со складом штампованных нарядов. Для желающих выделиться на фоне джинсово-деловокостюмной моды, а заодно продемонстрировать свой интерес к Востоку, такие наряды самое то: с драконами, иероглифами, китайскими дамами и непонятными существами, из натурального (ценой от 20 евро до 100) и искусственного шелка, льна, кашемира. Для мужчин — розовые, фиолетовые, оранжево-сине-зеленые рубашки из домотканых тканей, которые. Не менее оригинально смотрятся летние бежевые брюки с хищными тиграми и китайскими письменами от 1500 рублей. Дамские наряды не столь экзотичны — к пестроте и восточному колориту домашних халатиков, платьев, юбок, блузок общество уже привыкло.
Мы заказываем по одной размерной линейке каждой модели и постоянно меняем их. Бывает, смотрим на фотографию и думаем, какая симпатичная вещь! А оказывается, что не так давно продавали такую. Или случается, что видим в некоторых магазинах то, что реализовывали тремя годами ранее, — рассказывает Татьяна.
Дракон — символ удачи, поэтому его часто изображают на вещах, — говорит продавец-консультант Алена. — Но одежду с ним у нас покупают не из этих соображений. Просто людям нравится восточная тематика или конкретная вещь пришлась по душе. Чистых эзотериков мало.

Неподалеку от одежды дожидаются своего хозяина покрывала, подстилки, коврики, жалюзи, многочисленные циновки разной цены и качества. Консультант Алена разворачивает некоторые из них. Передо мной панно с журавлями, которым можно завесить небольшое окно. Стоит 200 рублей, но и владелец магазина называет изделие обидным словом "примитив".
Вот сравните, — показывает он в сторону стены, где висят прямоугольной формы картины в красно-черной гамме с ирисами, бамбуком, хризантемами, птицами и солнцем на закате, — видите разницу? Это действительно интересно, инкрустация из натурального перламутра, такое привезли впервые. Цена — 2200 рублей, считай себестоимость.
Здесь же продаются самые экзотические музыкальные инструменты, отдельной группкой стоят барабаны разной высоты, отделки и диаметра.
Вдруг за спиной раздаются непонятные трели с "инопланетными" нотками. Поворачиваюсь — владелец магазина играет на бамбуковой трубочке, дуя в нее и двигая тонкой палочкой.
"Макси-вариант" этого инструмента — японская флейта тимпуку, на которой в наше время монахи играют во время медитациях, а раньше использовали как оружие (внешне флейта вполне сойдет за биту — длина сантиметров 70).

Для тех, кто предпочитает не отмахиваться от неприятностей японской флейтой, а просто не допускать их появления, в магазине есть многочисленные китайские обереги. В них обязательно присутствует красный цвет счастья и удачи и не имеющий ни начала, ни конца мистический узел "вечной любви, красоты и молодости", остальные компоненты могут различаться.
Прямо под оберегами стоят во всем своем многообразии талисманы фэн-шуй. Вот лошадь атлетического вида — символ преодоления препятствий, скорости. А вот тыква-горлянка ху-лу, на "теле" магической оранжевой тыквы изображены иероглифы удачи. Будучи символом любви, по законам фэн-шуй она должна стоять в любовном секторе. Это мне рассказал консультант.
В небольшом закутке висят панно стоимостью 325 рублей каждое. Для последователей фэн-шуй такое панно — тоже своеобразный "улучшатель" окружающей среды. На одном, к примеру, изображены хурма и кувшин. Согласно подписи, значение иероглифа "хурма" — "все хорошо", яркие плоды хурмы — исключительно благоприятный символ плодородия и достатка, успешного будущего и щедрого вознаграждения за труды, а "старинный сосуд содержит нектар, сохраняющий здоровье и долголетие".

В течение всего дня в "Лавку" заходят самые обыкновенные люди — приобрести что-то конкретное (например, веер или подсвечник из Индонезии) или просто понравившееся, а еще чаще любопытства ради. Они рассматривают книги по эзотерике, вглядываются в фонтаны за 15 тысяч, приседают на корточки со словами "сколько тут всего прикольного", чтобы изучить товар на нижних полках, кидают монеты под Будду, пытаются читать мантры… По фразам вроде "Смотри, Вась, какие висюльки" или "Давай купим такого пузана Сереге, они похожи" видно, что многие не воспринимают вещи и символы Востока достаточно серьезно, не понимают смысла представленных "экспонатов" и не пытаются понять.

Но иногда и простой интерес к чему-то новому может сделать жизнь человека чуть лучше…