Реформа образования: спустите ребенка с дерева!

Дочь моих знакомых, гипердинамичная девочка Алина, в сентябре неделю просидела на дереве: устроила себе гнездо в кроне грецкого ореха. Кроме шуток.
По утрам с дикими воплями и выбрыками заползала на дерево, по вечерам спускалась: ну, не хотела первый раз в первый класс! Острые приступы школоненавистничества продолжаются у Алины по сей день. Мать, понятно, в шоке и ищет опытного психолога. Но будь я ребенком, я бы тоже полезла на дерево от передозировки “разумного — вечного” на неокрепшую голову…

С 5 по 8 декабря в Геленджике на семинар-совещание собирались преподаватели школ, вузов и техникумов Юга России и Москвы. И поговорили-таки по душам со специалистами от Минобразования. Ведь уже в этом учебном году Кубань попадет в зону эксперимента по введению единого госэкзамена. А с сентября 2006 вся страна будет учиться, учиться и еще раз учиться совсем по-новому.

Стойкому, как запах чеснока, национальному мифу о лучшем в мире образовании давно пора на покой. Если верить международным исследованиям, то по естественнонаучным дисциплинам наши мальчики и девочки сильно отстают от западных сверстников. По статистике же Минобразования, 40 % школьников не усваивают и половины материала. А выйдя после школьной каторги на свободу, редко умеют отличить ланцетника от дождевого червя. И вообще с трудом понимают, зачем это нужно в половозрелой жизни. Я временами тоже не понимаю.

Еще в 2000-м президент захотел, чтоб у нас просвещение было не хуже, чем у них. И заказал школьную реформу. Тут-то Министерство образования и прочувствовало, что дальше так с детьми не стоит. Негуманно это. Группа реформаторов во главе с бывшим министром Евгением Днепровым подготовила проект федерального стандарта среднего образования. Академики трудились в режиме коммунистического аврала: за каких-то пять месяцев заказ ВВП был выполнен. Стандарт в итоге получился недоношенным, но академические черновики все равно впечатляют.

Во-первых, стремительно движемся к 12-летке с целью снизить нагрузку. Хорошо это или плохо? Родители в большинстве своем склонны думать, что плохо. Новаторы уверяют, что лучше некуда. Ведь и Европа учит своих сынов-дочерей с пяти-шести лет. И смотри ж ты, не самая отсталая часть планеты!

Во-вторых, уже со второго класса наши детки будут спикать, шпрехать и грассировать на французский манер. А также штудировать информатику. В средней же школе станут изучать экономику и право. Веяние времени — ничего не попишешь.

В-третьих, Родина наша, решили академики, должна давать поколению Pepsi гарантированный минимум бесплатных знаний. Учителям конкретно объяснят, что ребенку втолковывать железно, а что факультативно. И никакой самодеятельности. Чтоб полуанекдотичной Марье Ивановне и в голову не пришло намекать родителям Вовочки на дополнительную плату за “дополнительные образовательные услуги”. Россия, похоже, перещеголяет Европу: если в Англии, к примеру, стандартизованы лишь родной язык, естествознание и математика, то у нас планируются стандарты по всем предметам.

В-четвертых, вводится базовый и профильный курс. Золотая мечта моих школьных лет. Старшеклассник бодренько самоопределяется: выбирает гуманитарное, естественнонаучное или социально-экономическое направление. И занимается себе любимой историей за счет ненавистной алгебры, к примеру. Введи профильное обучение лет 12–15 назад, я — без всякого там сомнения — была бы медалисткой, а не злостной прогульщицей.

В-пятых, единый государственный экзамен не даст пресловутой Марье Ивановне испортить Вовочке аттестат на самом выходе за школьный порожек. А Вовочке не надо будет сдавать вступительных экзаменов в ВУЗ. И если он умудрится набрать целых 100 баллов — идти ему прямо эдак в МГИМО. Насколько это понравится ВУЗам — вопрос открытый, но ученикам и родителям уже нравится. К тому же, ЕГЭ окончательно приблизит Россию к мировым стандартам. Наш аттестат признают, наконец, от Парижа до Аляски.

И начнется тогда в российской школе совсем другая жизнь! Реформаторы уверяют, что их благие намерения оформятся в суразный проект к марту. Его должно будет принять Министерство образования. А пока что над стандартом ломают шариковые ручки учителя, чиновники и прочая заинтересованная общественность.
И находят очень много “орфографических ошибок”. Учителей-предметников не устраивает возможное сокращение часов: с чего, спрашивается, получать зарплату? “Чиновничье-методическое лобби” не хочет заново переписывать учебники: вдруг у кого-то получится лучше?

Но реформировать отечественное образование все равно придется. Ведь саботировать решения ВВП чрезвычайно вредно для карьеры. Можно, правда, спустить реформу на тормозах. И нашим чиновникам не слабо.
Но тогда девочка Алина вряд ли слезет с дерева и пойдет в родную школу по доброй воле…