После Семика и неразрывно с ним связанного Троицына дня, главным летним праздником в России в старину являлся Иванов день, называемый в просторечии "Иваном Купалою", или "Купалою" без всякого добавления к этому имени. Он справлялся в народной Руси два дня — 23 и 24 июня (по старому стилю), как раз во время летнего солнцестояния. Это было, пожалуй, самое волшебное время, когда по поверью свершались удивительные, сказочные события, когда природа делилась с человеком всеми своими богатствами. Не даром считалось, что в ночь на Ивана Купала выступают из земли все скрытые в ней сокровища.

Совпадая с днем святой Агриппины (Аграфены) и с праздником Рождества св. Иоанна Крестителя, купальские праздники, ведущие свое начало еще с языческих времен, объединяют этих двух святых христианской церкви. В старину православная церковь отчаянно боролась с этими языческими обычаями и игрищами.

В "Стоглаве" рассказывается о купальских празднествах, что "против праздника Рождества Великаго Иоанна предтечи и в нощи на самый праздник, и в весь день и до нощи мужи и жены и дети в домех и по улицам и ходя и по водам, глумы творят всякими играми и всякими скомрашествы и песни сатанинскими и плясками, гусльми и иными мноими виды и скаредными образовании. И егда нощь мимо ходит, тогда отходят к роще с великим кричанием, аки бесни, омываются водою". Но по прошествии нескольких столетий, к этим празднествам христианская церковь стала относиться намного терпимее, тем более что к тому времени уже позабылась в памяти народной истинная их языческая подоплека.

День Аграфены-купальницы (23 июня по старому стилю) посвящался обычно сбору трав, которые в это время обладают особенной целебной силой. "Утром крестьяне собирают цветы и травы, несут их в церковь и после обеда просят об освящении. Такие травы и цветы называются святым янским зельям. Их хранят целый год и употребляют как лекарство от разных болезней, а иногда как противодействие зачарованию или предугадыванию будущего". Молодые же не столько заботились о целебных травах, сколько гадали на них о своем будущем. К примеру, девушки, собирали в поле 12 разных трав, по возвращении домой клали их в изголовье кровати, загадывая на свою судьбу, и всякий сон, приснившийся им этой ночью считался вещим.

Самые смелые и отчаянные решались ночью накануне Иванова дня отправиться в самую чащу леса, чтобы сорвать таинственный, расцветающий точно в полночь, цветок папоротника. Ходила молва, будто цвет его подобен огненным всполохам, и стережет его зоркая стража из всякой лесной нечисти, которая в это время становится особенно сильной. Считалось, что если только его сорвать и бежать домой, не оглядываясь, что бы ни кричала сзади "адская сволочь (бесы)", то этот цвет даст возможность его обладателю открывать клады и получить богатство, и человек, завладевший им, станет всеведущ, он сможет видеть все сокровища, таящиеся в земле, понимать язык зверей, птиц и растений.

Собирали ночью и другие травы, такие как купаленка (trollius europaeus), медвежье ушко (verbascum), или богатенка (erigeron acre), которые затем втыкали в стены домов, загадывая на имя каждого из семьи и замечая, что если чей цветок вскоре завянет, тому суждено либо умереть, либо захворать в этот год. По поверью. Вместе с папоротником в полночь зацветает еще одна волшебная трава — разрыв-трава, прикосновение которой сообщает человеку способность отпирать все замки и запоры. Вообще все растительное царство достигает в этот день высшей точки своего развития, силы, расцвета и блеска. Кажется, что раскрывается вся природа, особенно земля и ее чудесные, таинственные силы.

В эту ночь и роса обладает особой целебной силой. В ней купаются, чтобы сохранить здоровье и красоту, поят ею коров, чтобы они давали много молока. Этой ночью играет восходящее солнце. Деревья, животные, все живое говорит друг с другом. Однако, у человека, стремящегося использовать этот расцвет природы, есть соперник — нечистая сила. Считается, что в эту ночь особо опасными становятся ведьмы. Поэтому со временем появился целый ряд оберегов, с помощью которых человек пытался защитить в эту ночь себя и свое хозяйство.

Кроме магического круга и обходов, в этот день для защиты полей служит осина: ее ветви втыкают на полях в землю среди хлебов. Осина, как и другие растения, например лопух, крапива, полынь и др., охраняли в эту ночь коровники и другие хлева от ведьм и остальных злых духов. Лопух втыкали в крыши домов. А полынь нередко бросали перед купанием в воду и, кроме того, через нее прыгали. Полынь, заплетенную в венки, носили под мышкой как оберег от русалок и ведьм. Даже венки на голове тоже считались средством защиты от всякой нечисти.

Однако, разгулявшиеся "темные силы" ничуть не пугали разгулявшуюся молодежь, которая, после захода солнца наряжала соломенную куклу "Марену", убирала ее платками, бусами и цветочными венками и приносила на место купальского игрища. Здесь уже стояла срубленная в соседнем лесу верба или ива, украшенная лентами и цветами, под которое и сажали "Марену". Девушки на протяжении часа водили вокруг них хороводы и пели песни.

Позже загорались по полям, берегам рек, и холмам праздничные огни. При первой вспышке пламени, собравшаяся толпа молодежи откликалась огню звонкими и веселыми купальскими песнями. Девушки, разодетые во все яркое и пестрое и убранные цветами, и парни прыгали через эти костры, держась за руки и гадая таким образом о своей судьбе. Считается, что, если они при этом не разомкнут руки, они поженятся. По некоторым поверьям, прыжки через купальские костры избавляли от 40 злых недугов, в том числе и от бесплодия. Через огонь прыгали и вместе с "Мареной" А на рассвете ее и праздничное дерево топили в реке, срывая с них все наряды-уборы, припевая бесчисленное число раз старинную песню:

"Ходыли дивочки
Коло Мариночки,
Ково мово Купала.
Купався Иван,
Та в воду упав.
Купала на Ивана!"

Бывали случаи, когда куклу и дерево сжигали в купальских кострах, но все эти действия преследовали одну цель — обеспечить будущий урожай.

Иванов день, со всеми его поэтичными праздничными обрядами был широко распространен и очень популярен в конце XVIII — первой половине XIX в. и у нас на Кубани. Как и по всей России в ночь на Ивана Купалу в черноморских станицах жгли костры, девушки украшали специальное деревце (Купалу), плели венки. Участники праздника прыгали через костер, а на рассвете купались в реке и гадали о своей судьбе.

Давно уже не отправляются столь популярные когда-то купальские обряды. Но неповторимая романтика этого древнего праздника, завораживающие, а зачастую и леденящие душу легенды и сказания о событиях случившихся когда-то давным-давно в эти дни, притягивают наше любопытство, заставляя, пусть на мгновение, погрузиться в мир волшебства и сказки.

Ведьмы. По народным представлениям в ночь на Ивана Купалу ведьмы слетаются в Киев на Лысую гору. Отправляясь в такой полет, они смазывают себе тело какой-то неизвестной жидкостью, садятся верхом на помело или кочергу, берут мечник, т.е. валек от мялки для конопли, и вылетают в печную трубу. У человека, увидевшего эти тайные действия, они высасывают кровь, и он умирает. Каждая ведьма взлетает высоко в воздух, разгоняет при этом тучи и может вызвать засуху. Иногда они крадут с неба звезды. Различали природных ведьм, с хвостом, и обученных, без хвоста. И те, и другие могут превращаться в лягушек, собак, кошек, птиц, змей, даже в кусок полотна или клубок ниток.

"Марена". В славянской мифологии так называлась богиня, связанная с воплощением смерти, с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы, а также с ритуалами вызывания дождя. В обрядах славян Мареной называлось соломенное чучело, которое по окончании обрядов уничтожали (топили, разрывали на части, сжигали), что призвано было обеспечить урожай. Иногда Мареной называли украшенное дерево, а соломенную куклу под ним — Купалой (или Иваном).