История Краснодарского герба

Геральдические знаки, гербы… Что знаем мы об этих, когда-то имевших жизненно важное значение, “визитных карточках” знатных родов и государств? Пожалуй, при слове “герб” возникают в мыслях образы, почерпнутые еще в детстве из книг Вальтера Скотта, Стивенсона, Дюма и т. п. Думаю, не ошибусь, если скажу, что чаще всего представляется средневековый рыцарский турнир, где мелькают на щитах и развевающихся плащах смельчаков и героев того далекого времени, самые разнообразные знаки и эмблемы. И это не случайно, ведь именно в средние века и возникла геральдика — наука составления и изучения гербов, их описания и истории.

Само слово “герб” заимствовано с польского “herb” и встречается во многих славянских наречиях (herb, erb, irb) в значении “наследник” или “наследство”. Гербом называется наследственно передаваемое символическое изображение, составленное на основании известных правил. Это условный рисунок, являющийся символом и отличительным знаком государства, города, а в старину — рода или отдельного лица и отражающий исторические традиции владельца. Составление и чтение гербов — настоящее искусство. Большинство элементов гербового изображения представляют собой не что иное, как детали экипировки средневекового рыцаря: щит, шлем (корона), нашлемник, щитодержатели, девиз, мантия. Даже цвету придавалось символическое значение, причем толкований его имелось множество.

Гербовые изображения прошли долгий путь развития. Однако, они являлись привилегией не только отдельных дворянских фамилий. Имела место и государственная символика, а со временем гербами обзавелись и города. Не отставала от Западной Европы в этом отношении и Россия.

Двуглавый орел в качестве государственной символики появился на русской печати в конце XV в. при Иване III. В “Истории государства Российского” Н. М. Карамзин так упоминает об этом: “Хотя Иоанн, по свойству с царями греческими, принял и герб их, орла двуглавого, соединив его на своей печати с московским”, то есть на одной стороне изображался орел, а на другой всадник, попирающий дракона с надписью: “Великий князь, Божиею милостью Государь всея Руси”. С тех пор эти два изображения являются основными элементами русского государственного герба. Только с царствования Федора Ивановича эти изображения сливаются, и всадник изображается на груди орла.

О городских же гербах впервые упоминается в Большой государственной книге 1672 г. Там помещены рисунки 33 гербов городов и областей. Так что, созданием русской геральдики мы обязаны царю Алексею Михайловичу. А во времена правления его сына — легендарного Петра I — выходит указ Сената о создании гербовых печатей во всех городах России для местных судебных учреждений. Для этого каждому городу необходимо было иметь свой герб. Для их придумывания и пожалования на Руси создается в 1722 г. специальное учреждение — Герольдмейстерская контора.

Все права города на герб закрепило Городовое Положение 1785 г., в 28-м пункте которого предписывалось каждому городу “иметь герб, утвержденный рукою императорского величества, и оный герб употреблять во всех городских делах”. Тем не менее, еще долгие годы многие российские города не имели своих гербов. В 30-е годы XIX в. Герольдия составила реестр таких городов. Среди них был и главный город Земли войска Черноморского — Екатеринодар.

С целью исправить подобное упущение, в 1836 г. Министерство внутренних дел, ответственное за городское герботворчество, потребовало составить проекты гербов и представить их для утверждения. Тут же атаману Черноморского войска было отправлено соответствующее предписание о предоставлении исторических сведений о Екатеринодаре и составлении проекта его герба. Вполне логично, что столь ответственное дело в августе 1841 г. было поручено не кому-нибудь, а есаулу Ивану Денисьевичу Чернику, недавнему выпускнику Петербургской Академии Художеств. Ну кто, как не он, человек с художественным образованием, способен был выполнить это чрезвычайно трудное задание?! Последовала долгая переписка между Петербургом и Екатеринодаром.

15 мая 1842 г. И. Д. Черник рапортовал: “…во исполнение предписания… честь имею донести, что я уже составил проект… но, прежде отправления их в Черноморию, я должен по обязанности представить их на рассмотрение Директора департамента Военных поселений графа Клейнмихеля”. А через год, 20 декабря 1843 г. инженер-майор Черник представил проект екатеринодарского герба. Однако он не был принят, так как в нем Император обнаружил ошибки и исторические неточности, а также, помимо этого, имелись некоторые отступления от правил теоретической геральдики. На протяжении ряда лет он дорабатывался, и, в конце концов, Черник кардинально изменил композиционное построение. И не зря! 3 сентября 1849 г. герб Екатеринодара был Высочайше утвержден.

В 1868 г. управляющий гербовым отделением департамента герольдии барон Б. Кане разработал проект нового герба Екатеринодара. Но он не был принят, и герб “образца 1849 г.” в дореволюционное время не изменялся и не отменялся. Правда, по воспоминаниям, в начале XX в. городское управление Екатеринодара пользовалось гербом Кубанской области, забыв отчего-то о том, что у города имеется свой герб. Но подобная оплошность быстро была устранена.

В “новой жизни”, начавшейся после событий 1917 г., не было места ничему “старому”, связанному с царским режимом, тем более государственной символике. Герб Екатеринодара был забыт, и строители “светлого будущего” не вспоминали о символе родного города более полувека. И, наконец, в мае 1966 г. решением краснодарского горисполкома был объявлен конкурс на лучший значок, эмблему, герб г. Краснодара. В условиях конкурса отмечалось, что его целью является создание “высоких по идейным и художественным качествам нагрудных памятных знаков о г. Краснодаре, в которых должна найти свое отражение история развития города”.

Конкурс проходил с 1 мая по 1 июля 1966 г. Эскизы присылали школьники, студенты, историки, художники изо всех мест Кубани, — всего более 300. Первое место было присуждено художнику Краснодарского художественного комбината И. А. Бассанскому. Правда, первоначальный вариант герба все же претерпел изменения, и окончательно образец и описание герба были утверждены решением исполкома Краснодарского Совета народных депутатов 26 октября 1979 г.

После конкурса герб Краснодара решили установить во всех районах города и на стене горисолкома. По воспоминаниям И. А. Бассанского, герб был разбит на 22 элемента, которые начали изготавливать на различных заводах. Специалисты разработали сложную схему автоматической мойки герба при помощи целой системы труб. Но этой мощной волне городского патриотизма так и не суждено было выплеснуться во что-то стоящее. По неизвестной причине все работы, увы, неожиданно были прекращены.

Так уж случилось, что в течение всего прошлого века мы старались сделать нашу жизнь лучше, а если не получалось, то стремились забыть прошлые ошибки и неудачи и начать все с “чистого листа”. И если в начале XX столетия молодые, полые светлых надежд, строители коммунизма отвергали все, хотя бы отдаленно напоминающее о бывшем самодержавии, то концу века их потомкам все-таки пришлось признать, что кое-что можно было “забрать” с собой в “светлое будущее”. Нельзя не признать, что создававшиеся веками геральдические традиции Российской империи не имеют право на забвение. И остается вздохнуть с облегчением, что в свое время закончились ничем попытки создать новый символ Краснодара, и с лета 1996 г. им вновь является герб образца 1849 года.






История гербов. Первыми гербами были эмблемы на печатях, монетах, медалях древних государств. С незапамятных времен вошли в употребление символические знаки, которые вырезались на перстнях и рисовались на оружии, знаменах и пр. Знаки эти появились в результате желания выделить себя из массы, придать себе резкое от всех отличие, заметное иногда даже в разгаре битвы. Свидетельства об их употреблении мы находим уже у Гомера, Вергилия, Плиния и др. Но знаки эти были лишь случайным украшением, менявшимся по произволу лица, принявшего их.

В средние века непрестанные войны и усобицы заставили высоко ценить лиц, выдающихся своей храбростью и доблестью. Воины эти, как и герои древности, помещали на своей одежде и вооружении особые символические изображения в память своих деяний. Первые гербы, изображенные на печатях, приложенных к разным документам, относятся к XI в. Это и понятно. Когда большинство населения было неграмотно, рыцари и дворяне сочли удобным использовать герб для своих печатей, которыми они “подписывали” документы.
Позже геральдическими символами, которые наследовались по
мужской линии и выступали чем-то вроде отчества, стали украшать щиты и обмундирование с целью идентификации того или иного воина. Представьте себе средневекового рыцаря в разгаре битвы: с ног до головы в доспехах, забрало опущено. Как узнать товарищ по оружию это, или враг, если вокруг практически одинаковые “груды железа”. Вот тут и приходят на помощь изображения гербов на щитах, плащах, доспехах и т. д. Так что, в те далекие времена подобные символические знаки являлись не столько признаком человеческого тщеславия, сколько жизненной необходимостью.

Турниры распространили моду на эмблемы по всей Европе. Но вскоре стало ясно, что в применении гербов необходимо навести порядок, поскольку часто носители гербов выбирали их по своему усмотрению, и случаи повторения были нередки. Контроль за этим был поручен представителям короля или наиболее знатным дворянам, герольдам. Герольды разработали строгую систему, чтобы регулировать использование гербов и следить, чтобы они не повторялись.

Элементы герба. Щит составляет главную часть герба. Все изображения на щите делаются с помощью геральдических финифтей, металлов и мехов. Крайне редко он бывает пустым, т. е. без каких-либо изображений. В большинстве случаев щит не состоит из финифти или металла одного цвета, но из нескольких, которые как бы делят его на части. Вторым по значению является крест (от латинского crista — “петушиный хохолок”). В геральдике так называется украшение или эмблема на шлеме. Ниже “креста” располагается шлем (корона). Фигуры, которые располагаются по сторонам щита, называются щитодержатели. Ими могли служить человек, птица, зверь или рыба. Как правило, фигура несла иносказание или какой-то намек. Среди неодушевленных щитодержателей встречаются деревья, горящие факелы и Геркулесовы столбы. Вовсе не обязательно, чтобы они по обеим сторонам были одинаковыми. К шлему прикреплялось и живописно развевалось позади щита одеяние. Девиз писался на ленте, которая в английской геральдике располагалась ниже щита, а на континенте — наверху. Обычно короткое изречение выражало направляющий принцип, благородные чувства или же содержало намек на имя владельца герба.

Толкования цвета в геральдике. Приведем наиболее общие из них. Золото — вера, справедливость, милосердие, могущество, знатность, постоянство, богатство. Серебро — чистота, надежда, невинность, правдивость, благородство, откровенность. Красный — любовь, мужество, кровь, смелость, великодушие. Черный — осторожность, мудрость, постоянство, мрак, печаль. Синий — целомудрие, честность, верность, безупречность, небо. Зеленый — надежда, изобилие, свобода, радость, луговая трава. Пурпур — благочестие, умеренность, щедрость, верховное господство.

Предписание наказному атаману. (в то время наказным атаманом Черноморского казачьего войска был Николай Степанович Заводовский - генерал от кавалерии, командующий войсками на Кавказской линии и в Черномории).

Министерство Внутренних Дел
Статистическое отделение
Совета министерства от
17 июля 1841г., за №44-м
Наказному атаману
Войска Черноморского

Герольдия Правительствующего Сената, получив от Войсковой канцелярии Черноморского войска уведомление, что города и округи сего Войска не имеют до сем Высочайше утвержденных гербов, сообщила о том министерству внутренних Дел.
Имея в виду п28 п. Городового положения, который обязывает испрашивать для каждого города Высочайше утвержденный герб и п. 1 1340 с. I т. Свода законов, по которому заботливость и составление гербов, возложена на Министерство Внутренних Дел, я покорнейше прошу Ваше Превосходителство сделать зависящее от Вас распоряжение для начертания гербов городам Тамани и Екатеринодару, что касается до Бейсугского и Ейского округов, то для них нет надобности составлять гербы, потому что по смыслу 28 п. Городового положения, о котором упомянуто выше, гербы испрашиваются только для городов. При сем случае считаю нужным заметить для руководства чиновника, которому будет поручено от Вас составление гербов, что герб должен выражать собою или отличительный характер округа по его естественным свойствам и произведениям, или главный предмет промышленности города или наконец исторические воспоминания.

Управляющий Министерством
Внутренних Дел
генерал-адъютант Строганов
ГАКК. Ф.670. Оп. 1. Д. 21. Л. 202.

(текст из брошюры: Суворова Н. Н., Фролов Б. Е. “Биография городского герба”. Краснодар 1999 г.)

Черник Иван Денисьевич (1811–1874) — академик, профессор архитектуры, автор герба Екатеринодара — Краснодара. Родился в семье казака-урядника в г. Екатеринодаре. Образование получил в Академии Художеств в Санкт-Петербурге на средства Черноморского казачьего войска. Совершенствовался в архитектурном мастерстве в Германии и Италии. С 1842 г. служил в Санкт-Петербурге в корпусе инженеров Департамента военных поселений. Умер 27 мая 1874 г. в Санкт-Петербурге.

Проект екатеринодарского герба. Главный элемент герба, щит, был принят пятичастный. В центре его был расположен малый щит, от углов которого в углы основного шли диагонали, делящие его на четыре части. На красном поле малого щита был выполнен вензель Екатерины II и дата — “1794”. В золотом поле верхней части располагался черный двуглавый орел, означавший покровительство империи Черноморскому войску. В нижней части была аллегорически представлена Екатеринодарская крепость, за которою “черкес, отстреливаясь, удаляется в горы”. Над крепостью возвышалась атаманская булава, два бунчука (знак власти, сана, достоинства, представлявший собой конский хвост, прикрепленный к древку длиной примерно 2,5 м.) и знамена, пожалованные войску Екатериной II, Павлом I, Александром I и Николаем I. Булава означала местопребывание главного начальника войска, а бунчуки и знамена — заслуги войска в турецких войнах. По сторонам малого щита были изображены два черноморских казака: один — в форме периода царствования Александра I, второй — в обмундировании эпохи Николая I. Большой щит окружала зеленая кайма с золотыми звездами по числу черноморских станиц.

Исторические неточности.

Министерство Военное
Департамент Военных
поселений
…Начальнику Главного Штаба
войск на Кавказе находящихся

6 мая 1848 г.
№ 1836

На предоставленном при отношении главнокомандующего отдельным Кавказским корпусом от 28 октября 1845 г. №1646 проектов гербов гг. Екатеринодара и Тамани, Государь Император удостоил одобрения только герба г. Тамани, о чем в свое время и будет объявлено. Что же касается до герба г. Екатернодара, в щите которого представлен Черноморский казак с левой стороны в обмундировании, употреблявшемся в начале царствования Императора Александра I, а с правой в обмундировании и вооружении нынешнего времени, то Его Величество собственноручно изволил заметить, что форма Черноморских казаков не верна ни у одного, ни у другого…
Директор, генерал-лейтенант

ГАКК. Ф.318. Оп.1. Д.276. Л.20

(текст из брошюры: Суворова Н.Н., Фролов Б.Е. "Биография городского герба". Краснодар 1999 г.)

Описание герба Екатеринодара. Главной частью герба являлся щит французского геральдического типа (в виде прямоугольника с килевидным основанием). Он также был пятичастным, на разделялся не диагонально, а прямым крестом. Центр большого щита занимал “щиток”, где на красном поле располагался золотой вензель Екатерины II и год — “1794”. В первой и четвертой частях большого щита в золотом поле находилась крепостная стена “червленого цвета” с открытыми воротами. На зубцах стены сидел черный двуглавый орел с московским гербом на груди. Во второй и третьей частях на серебряном поле было следующее изображение: два перекрещенных лазоревых знамени с императорскими вензелями, а между ними — булава и два бунчука. Основной щит окружала зеленая кайма с 59 золотыми звездочками — по количеству казачьих станиц в Черномории. Венчала щит золотая городская корона в виде обруча, образованного городскими стенами с зубцами и тремя башнями. Щитодержатели, представленные двумя гвардейскими казаками, стояли по сторонам большого щита.

Проект Екатеринодарского герба Кане. Щит был пересечен на две части. Во главе щита на золотом поле находился императорский орел. В нижнем зеленом поле была изображена золотая крепость с двумя башнями и открытыми воротами в центре. Над ними располагалась атаманская булава и два бунчука. Щит венчала золотая городская корона с тремя зубцами. Снизу щит окружали два золотых колоса и красная лента.

Герб Кубанской области. Утвержден в 1874 г. В зеленом щите золотая зубчатая стена с двумя такими же круглыми башнями, с открытыми воротами и черными швами; над башней золотой пернач между двух серебряных бунчуков с золотыми остриями на золотых древках. В золотой главе щита — императорский орел, имеющий на груди кавказский крест. За щитом четыре перекрещенных лазоревых знамени с золотой бахромой и такими же, окруженными дубовыми и лавровыми ветвями, коронованными вензелевыми изображениями имен императрицы Екатерины II, императоров Павла I, Александра I и Николая I и в середине штандарт с вензелем императора Александра II.

Описание герба Краснодара И. А. Бассанского. Щит — французского геральдического типа. Во главе щита вытянулся флаг Российской Федерации — красно-синяя полоска с золотым серпом и молотом. Ниже — также золотом, название города. Далее располагался малый щиток со следующим изображением: в центре колос, по его сторонам силуэты промышленных предприятий, соединенные полукружьем золотой шестеренки. Цвет большого щита белый, малого — зеленый.



Шимульская Анфиса