Эффект матрешки. Малый и средний бизнес развивается внутри сетевых магазинов

  •  © Фото Ralf Cornesse, depositphotos.com

Трудности, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели, множатся если не день ото дня, то месяц от месяца. Падение потребительского спроса, рост ставок социальных и налоговых выплат, требование установки новых кассовых аппаратов — все это заметно сократило число существующих малых и средних предпринимателей. Отрасль розничной торговли под ударом в первую очередь.

Как отмечает председатель попечительского совета организации «Опора России» Сергей Борисов, за два месяца существования обновленных тарифов от статуса ИП отказались почти 200 тыс. предпринимателей. На фоне общего упадка истории успеха выглядят особенно ярко. Один из тех, кому удается справляться с трудностями, — краснодарский предприниматель Михаил Михайлов.

Уже 12 лет в нескольких собственных розничных точках ИП Михайлов в разных районах города реализуют свежую мясную продукцию. Ниша и бизнес-модель с самого начала были выбраны правильно — дело живет и развивается. Непростая экономическая ситуация не охладила пыл предпринимателя, да и желание расти никуда не делось, а вот возможности существенно ограничились. Одна из ключевых проблем — поиск точки для законной торговли со всеми необходимыми условиями (в случае с продуктами питания это особенно важно), доступной арендной платой (приобрести площадь под коммерцию в собственность большинство представителей малого и среднего бизнеса не могут себе позволить) и подходящими «соседями».

«Предпринимательский азарт очень сильная штука, хочется расти, развиваться. Год назад я, кажется, нашел идеальную формулу, — говорит Михаил. — Начал сотрудничать с торговой сетью «Пятёрочка» в качестве субарендатора, это гарантирует, что в общих локациях у меня конкурентов не будет. В каких-то вопросах меня сотрудники сети буквально за руку вели, вопросы решались оперативно и грамотно. Сегодня мы выросли до четырех торговых точек, ведем подготовительную работу по открытию еще двух, а в целом готовы создать сеть из 150 магазинчиков здесь, в Краснодарском крае, и по соседству в Ростовской области».

Взаимодействие одного из лидеров российского ретейла и частного предпринимателя началось случайно. Михаил Михайлов долго искал подходящее помещение для открытия новой точки. Нашел объект в интересной локации, позвонил по объявлению, разговорился с менеджером и в конце концов полностью пересмотрел свои планы: отказался от идеи покупки и принял решение стать субарендатором универсама. Как показало время, это позволило развивать бизнес с минимальными затратами и максимальной отдачей.

Даниэль Башмаков

Даниэль Башмаков

— Для представителей малого бизнеса, будь то фермер или небольшая пекарня, сбыт очень важен, важнее, чем для бизнеса среднего и крупного. Найти места им бывает сложно, мы постоянно общаемся с администрацией Краснодара и других городов края, чтобы упростить порядок выдачи разрешений на торговлю микробизнесу. Чаще всего нас отсылают к схеме расположения торговых объектов, решение по которым принимает комиссия. Заседает она редко — пока тот же фермер получит разрешение и выйдет на точку легально, у него и товар закончится, торговать нечем. Мы же со своей стороны всех призываем: надо развивать микробизнес, это очень важно для экономики региона и всей страны, — комментирует председатель Краснодарского краевого отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Даниэль Башмаков.

Сотрудничество оказалось взаимовыгодным. Компания Михаила может обеспечить поставки свежей и качественной продукции, которая всегда востребована покупателями. Таким образом, торговая сеть расширяет предложение потребителям, не создавая конкуренции с ассортиментом самого универсама, удерживает постоянных покупателей и привлекает новых. Приоритет «Пятёрочка» отдает партнерам, которые занимаются кулинарией, свежей мясной и молочной продукцией, рыбой и морепродуктами, выпечкой и кондитерскими изделиями, а также напитками.

Сегодня более 3 тыс. фермеров, малых и средних предпринимателей сотрудничают с федеральным ретейлером.

Конверсия покупателей работает в обе стороны. «Трафик покупателей в «Пятёрочке», а соответственно и у меня, очень высокий. Люди приходят в универсам с готовностью потратить деньги на покупку продуктов к семейному столу, и мне есть что им предложить», — субъективное мнение Михаила Михайлова подтверждает статистика: ежедневно сетевые универсамы посещают около 10 млн россиян.

По словам секретаря Краснодарского регионального отделения партии «Единая Россия» Николая Гриценко, в партии существует платформа по поддержке предпринимательской инициативы. Согласно данным Краснодарстата на июнь 2017 года, 30,3% предприятий малого бизнеса Краснодарского края сосредоточено в оптовой и розничной торговле, а общая численность занятых на малых предприятиях края составила 231,5 тыс. человек.

Несмотря на разницу масштабов, федеральная торговая сеть и региональный предприниматель близки по духу: торговые точки, расположенные на территории универсамов, яркие, удобные, с хорошим оборудованием и приветливыми продавцами. «Наши позиции по контролю качества и свежести продуктов с "Пятёрочкой" совпадают это для меня зона личной ответственности, — подчеркивает Михаил. — За высокой маржой не гонимся, предлагаем товар по оптимальным ценам. Как производители, можем себе позволить частично компенсировать инфляцию за счет внутренних резервов. Это и делает нас конкурентоспособными. Думаю, мы многим солидным компаниям и крупным игрокам рынка фору дадим. Будет сеть расти, и мы вместе с ней».


Обсудить

В комментариях недопустимы и будут удалены: реклама, оскорбления, клевета, любые нарушения законов РФ.

Читайте также

Реклама на портале