Коридор возможностей

На сегодняшний день Краснодарский край является одним из лидеров в стране по уровню газификации – голубым топливом обеспечено 80% Кубани. Однако и региональные власти, и "Газпром" не собираются останавливаться на достигнутом и к 2020 году планируют подать газ практически по всему региону.

Получить ресурсы для этого позволит новая газотранспортная система "Южный коридор", которая уже активно строится на Юге России. В частности, по данным краевого правительства, ввод ГТС в эксплуатацию позволит направить в край дополнительно 5 миллиардов кубометров газа. В результате у бизнеса появится доступ к экологичному и относительно дешевому топливу, а простые жители особенно отдаленных станиц и хуторов почувствуют серьезное улучшение качества жизни.

– Мы все знаем, что сегодня природного газа катастрофически не хватает. Не хватает на наших курортах, не хватает в наших портовых городах – Новороссийск, Анапа. Не хватает его и в Крымске для развития нашей инвестиционной базы, для развития промышленности и сельского хозяйства. Именно с этим проектом мы связываем развитие нашей газопроводной системы, нашей газотранспортной системы, – отмечал ранее министр промышленности и энергетики Краснодарского края Виталий Брижань.

"Южный коридор" – один из крупнейших проектов "Газпрома" за последнее время. Общая протяженность трассы газопроводов составит более 2,5 тыс. км из которых Кубани достанутся 800 км, а из 10 компрессорных станций (КС) на территории Краснодарского края расположатся 4.
В частности, в 2013 году в Усть-Лабинском районе заработала компрессорная станция "Кубанская", которая в т.ч. обеспечивала газоснабжение олимпийского Сочи. А вскоре в Анапском районе появится самая мощная в мире КС "Русская". Она позволит создать давление газа до 28,45 Мпа, что даст возможность без дополнительных технических средств транспортировать голубое топливо на расстояние более 900 км. Строители отмечают, что работы ведутся с применением самых совершенных технологий без ущерба для экологии курортного региона.

Реализация таких больших проектов еще на этапе строительства дает мощный стимул для развития региона. Закупаются материалы и размещаются заказы у местных предприятий, создаются новые рабочие места. Достаточно вспомнить, каким драйвером роста промышленности стала подготовка к Олимпиаде-2014 в Сочи. За 7 лет валовый региональный продукт Краснодарского края увеличился на 40%, а удельный вес края в ВВП страны вырос с 2,3 до 2,8%.

Строительство "Южного коридора" не должно стать исключением.
– Для нас большая честь, что на территории края реализуется этот проект. Это огромные инвестиции, здесь будут задействованы десятки наших подрядных и субподрядных организаций. А значит, это доходы в бюджет, рабочие места и стабильные зарплаты, – подчеркивал в августе 2014 года губернатор края Александр Ткачев.

С другой стороны, потенциальные инвесторы, понимая, что будут иметь доступ к энергоресурсам, гораздо охотнее вкладываются в регион. На последнем инвестиционном форуме в Сочи администрацией края было подписано 311 инвестиционных соглашений на сумму в 353 млрд рублей, что значительно превышает результаты прошлого года. Средства пойдут на запуск новых предприятий, в том числе в сфере энергетики, развитие производств, аграрного комплекса, курортной сферы.

По словам экспертов, для края это особенно важно с учетом запуска региональной программы новой индустриализации Кубани. С ее помощью власти рассчитывают в несколько раз увеличить количество промышленных предприятий, что создаст новые рабочие места и существенно расширит социальные возможности краевого бюджета. Развивать промышленную сферу планируется через индустриальные парки, которые должны быть обеспечены энергетической, в том числе газовой инфраструктурой.

– Краснодарский край активно сотрудничает с правительством по созданию на Кубани индустриальных парков. В регионе необходимо развивать пищевую промышленность, станкостроение, причем думать уже не столько об импортозамещении, сколько об импортоопережении, – чтобы российская продукция превосходила зарубежные аналоги. В этих парках могли бы разместиться резиденты малых и средних предприятий, что позволило бы распределить схожие затраты каждого предприятия на всех резидентов, – говорил глава Минпромторга России Денис Мантуров во время рабочей поездки по региону в сентябре этого года.

Уже сейчас реализуются проекты индустриального парка "Восточная промышленная зона" площадью 300 га в Краснодаре и Армавирского промышленного парка.
В ближайшее время благодаря, в частности, "Южному коридору", такие точки роста появятся и в других районах края.