Философия среди могил: кто и зачем презентует книгу современного философа на краснодарском кладбище?

  •  © Фото Юга.ру

В конце прошлой недели в Краснодаре прошло необычное культурное мероприятие. В ночь с 4 на 5 сентября на Всесвятском кладбище презентовали русский перевод книги словенского философа Славоя Жижека "Страх настоящих слез". Организатором выступил региональный фан-клуб блэк-метал-группы Behemoth, члены которого и перевели книгу на русский язык.

По словам организаторов, идея провести презентацию именно на кладбище пришла к ним после того, как библиотеки и университеты отказались предоставить для этого площадку. "Наверное, проблема в ложном понимании идеологии сатанизма. Хотя, как верно пишет Жижек, и у сатанистов, и у православных враг сегодня один — это капитализм", — такое заявление члены фан-клуба сделали для прессы. Стоит отметить, что ни философ Славой Жижек, ни польский режиссёр Кшиштоф Кесьлёвский, о котором написана книга "Страх настоящих слез", к сатанизму никакого отношения не имеют.

Новость о прошедшем мероприятии опубликовали кубанские и федеральные СМИ, не обошел его своим вниманием и председатель Межрегиональной общественной организации "Православный Союз" Роман Плюта. Он написал заявление в прокуратуру с просьбой проверить законность презентации. Как сообщили порталу ЮГА.ру в ведомстве, заявление Плюты 8 августа было перенаправлено в полицию.

Редакция ЮГА.ру обратилась за комментариями к Роману Плюте, адвокату Антону Яновскому, искусствоведу Борису Клюшникову, культурологам Александру Павлову и Антону Кораблёву. Также на условиях анонимности комментарий дал один из организаторов мероприятия.

Роман Плюта, председатель Межрегиональной общественной организации "Православный Союз"

"Считаю, что произошедшее — это ЧП. Зачем нам нужны сатанинские мероприятия в самом центре города, которые проводят группы неизвестных людей ночью на старом кладбище?

Узнав о произошедшем, я в тот же день обратился к прокурору Краснодара с просьбой проверить факт организации мероприятия некоей группой сатанистов — возможно, сатанинской секты, — установить личности организаторов и участников и в случае нарушения законодательства возбудить соответствующее дело.

Также я обратил внимание правоохранительных органов на возможное участие в этом "шабаше" несовершеннолетних. На одной из фотографий мы видим у могильного креста двух подростков ростом не выше этого креста. Я показывал фотографию многим своим знакомым, и все сошлись во мнении, что это две девочки лет 14—15. Знают ли родители об участии своих детей в подобных мероприятиях? Какое право имеют новоявленные сатанисты вовлекать несовершеннолетних в ночные сборища на кладбище?

Сегодня сектанты презентуют на кладбище книгу так называемого "философа", завтра начнут устраивать жертвоприношения. Сначала кошку убьют, затем человека. Мы уже проходили подобные кошмары в 90-е годы. Ждем, что правоохранительные органы начнут проверку по данному инциденту".

Антон Яновский, адвокат

"Cогласно ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" деятельность общественных кладбищ регулируется органами местного самоуправления. Порядок содержания и деятельности Всесвятского кладбища определен Постановлением администрации МО город Краснодар № 8860 от 29.12.2015. В пунктах 18 и 19 установлено, что общественные кладбища, и Всесвятское в том числе, ежедневно открыты для посещений в период с апреля по октябрь с 08.00 до 20.00. Находиться на территории кладбища после его закрытия запрещается.

Таким образом, при проведении презентации был нарушен порядок. Однако вышеуказанный документ не содержит какой-либо санкции (наказания) за такое нарушение.

В Уголовном кодексе есть статьи, по которым, на первый взгляд, можно было бы квалифицировать это событие как преступление. Так, ст. 214 УК РФ предусматривает ответственность за вандализм, а ст. 213 УК РФ — за хулиганство, однако с юридической точки зрения ни одну, ни другую статью применить нельзя. Для вандализма характерно осквернение зданий или сооружений, порча имущества, что не имело места, а для привлечения к ответственности за хулиганство обязательно наличие мотива, связанного с политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненавистью или враждой, чего также не было.

Формально, совершенные действия можно было бы квалифицировать по ст. 20.2.2. КоАП РФ ("организация не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания в общественных местах"). Однако этот вопрос также является дискуссионным и зависит от субъективной позиции правоприменителя".

Организатор презентации, член регионального фан-клуба группы Behemoth

"Мы хотели развенчать стереотип о том, что металлисты — неграмотные и ограниченные люди. Если посмотреть на наш фан-клуб, можно с уверенностью сказать, что блэк-металлист — это прежде всего интеллектуал, у нас есть даже несколько кандидатов наук — искусствоведы, биохимики.

История с написанным на нас заявлением в прокуратуру совершенно смехотворна, какой еще, к черту, вандализм? Мы неделю готовились к презентации и убирали территорию кладбища, расчищали дороги к заброшенным могилам, самостоятельно вывозили мусор. Пусть лучше православные активисты вернутся к делу об уничтожении надгробий в 2013 году. Тогда священник снес десятки дореволюционных могил, но к возбуждению уголовных дел это почему-то не привело.

Обвинения в сатанизме тоже вызывают лишь улыбку. Мы нигде не писали о том, что мы сатанисты. Да, некоторые из членов фан-клуба причисляют себя к последователям этого учения, но даже они не отрекаются от христианства и являются православными, к тому же никто из них в презентации участия не понимал. В сатанизме их привлекает как раз антикапиталистическая направленность, сближающая его с православием.

Далее. Фантазии о несовершеннолетних — это что-то из сферы сексуальных патологий. Почему православным активистам везде мерещится подростковая плоть? И почему с этим они не идут к врачу? Ни дети, ни подростки участия в мероприятие не принимали, ведь на Кубани все несовершеннолетние после 22:00 находятся дома.

В конце месяца была запланирована еще одна презентация, на этот раз в книжном магазине. Кладбищенским мероприятием мы хотели лишь привлечь внимание — и к творчеству Жижека, и к нашему переводу. Но после вмешательства православных активистов и прокуратуры следующую презентацию решили отменить, дабы обезопасить себя. Дальнейшее распространение переведенных нами книг, в том числе в интернет-пространстве, сейчас под большим вопросом".

Антон Кораблёв, культуролог, создатель проекта CHEWBAKKA.COM

"На мой взгляд, презентация книги "Страх настоящих слез" краснодарским фан-клубом польского дэт-метала — это и не презентация вовсе, а средней руки грэйвярд-фотосет в духе Хармони Корина, заслуживший внимание исключительно благодаря декорациям из "говорящих" знаков: Славою Жижеку, группе Behemoth и новому изданию кавай-сатанизма. Журнал Dazed & Confused на такое искусство вряд ли позарился бы, но у нас новость опубликовали даже федеральные медиа.

Сама акция имеет отношение скорее к мифологии меланхолии и XIX веку, нежели к Жижеку и сатанизму. Но выглядит все это мило и безобидно — типа как в 90-е контркультурщики декорировали свои убранства постерами Hello Kitty и книгами Лавкрафта — тинейджеры в масках позируют на фоне надгробий с книгой о польском кинорежиссере и заводят мертвецам видео-спич Жижека вместо того, чтобы эксгумировать их бренные останки. Если интеллектуалы устраивают шоу для своей аудитории, что говорить об их последователях.

Символизм же самой идеи мне крайне симпатичен — считаю, что на кладбище книгам по философии самое место. Их не только нужно презентовать среди могил, но и оставлять там же, чтобы ветер листал страницы. Уверен: сам Жижек, доказавший на своем примере, что люди из интеллектуальной периферии могут стать знаменитыми, по достоинству оценит старания краснодарских, не побоюсь этого слова, художников.

Единственное, за что искренне неудобно, так это за пресс-релиз (подобные заявления считываются как троллинг, и именно поэтому их надо воспринимать серьезно), ведь капитализм — не враг сатанизма, и уж тем более православия, чья привязанность к мирским ценностям хорошо иллюстрируется Lamborghini и искрится золотом. Дипломированные специалисты по Богу, каковыми являются священники, любят капитализм всей душой, поэтому и выглядят круче Канье Уэста. О последователях Антона ЛаВея и Алистера Кроули я и вовсе молчу — эти ребята любят деньги настолько, что у них скорее рука отсохнет, чем поднимется воевать с капитализмом, давно пустившем корни в виртуальном мире".

Борис Клюшников, теоретик искусства и художественный критик

"Я считаю, ребята молодцы. Их слаженным действиям может позавидовать любая институция в России (все-таки перевести Жижека, издать его своими силами и пригласить его на презентацию — дело непростое). Меня в этом случае интересуют конкретные факты и частности. Не думаю, что они случайны.

Например, почему вдруг именно фанаты Behemoth занялись подобной деятельностью? Я сам слушаю и изучаю блэк-метал и мне кажется, что сегодняшняя сцена развивается вместе с академической средой. Философ Тимоти Мортон пишет статьи, посвященные Wolves in The Throne Room, разбирая их лого и эко-анархистские тексты, Юджин Теккер проводит на радио разборы фрагментов Gorgoroth и Darkthrone, по блэк-металу собирается довольно много конференций и выставок.

В 90-е блэк-метал-тусовка вокруг магазинчика Helvete стала артикулированным языком "вытесненной" молодежи. Они пытались выразить собственное положение, создавая не только банды, но и довольно жесткие институциональные связи со своими обычаями, атрибутикой и, что самое главное, способом мыслить музыку. Все эти тенденции сегодня академизировались или же стали параакадемическими. Общее мироощущение и музыкальный язык лучше организуют людей, чем что-либо еще, я в этом уверен. В музыкальной социологии этап, проявлением которого является акция краснодарских блэк-металлистов, называется постсубкультурализмом. Мы изучаем судьбы отдельных субкультур и их саморефлексию, которая сегодня дана нам в ряде выставок, текстов и событий. На том кладбище Краснодара на самом деле сошлись очень интересные линии пересечения.

А Behemoth? Нергал (вокалист этой группы) тоже идет навстречу новому отношению к блэку. Он пытается сделать его частью более широкой и доступной культуры, поэтому принимает участие в шоу "Голос", он там типа как наш Лепс (это шутка, если что), постоянно дает интервью и даже имеет за плечами опыт курирования. Их последние клипы очень модные, можно сказать, хипстерские. Это говорит о том, что блэк-метал по версии Нергала — музыка, достойная более широкого распространения, трансляций и шумных концертов. Краснодарский фан-клуб тоже пытается расширить границы, привлечь к феномену больше внимания, и это круто.

И последнее: в России запретили концерт Behemoth, как не пустили к нам коллектив Batushka. Причина в неверном понимании этой культуры, которое, возможно, помогут изменить эти ребята. Но почему они выбрали кладбище? Мне кажется, что блэк-метал — это артикуляция границы, когда мертвое начинает говорить. Ребята сами сказали, что их не пускают в библиотеки и центры, у них нет права академического голоса. Значит, они будут говорить через мертвых. К тому же, может вся наша жизнь — это вечное выступление Жижека на кладбище?"

Александр Павлов, философ, культуролог, автор книги "Расскажите вашим детям"

"Про саму презентацию перевода книжки Жижека на кладбище сказать не могу: меня там не было, а видео я не смотрел. Да и вообще искать ответы на вопросы тут бессмысленно. Я имею в виду, какие тут могут быть вопросы? Кажется, здесь всем все ясно. Ну разве что — оценил бы Жижек презентацию своей книги на кладбище в ночи? Не имею понятия. Отвечать за людей вообще неблагодарное дело, а за Жижека и подавно. У него такие вещи могут зависеть от настроения: он мог бы всех идиотами назвать.

А любители современной философии, сатанисты они или нет, не бегут на кладбища, так что обобщать нельзя. Сюда скорее идут за эпатажем, а так-то кладбища, они явно не для презентаций книг — мертвых надо уважать. И если участников, как утверждают они сами, не пустили в библиотеки, возможно, как учит Жижек, верным действием было бы не делать ничего. Ведь иногда ничего не делать — самый мощный акт протеста.

Другой вопрос, почему книга не переведена? Вообще не все книги Жижека переведены на русский, да и особой необходимости в переводе именно этого текста не было. В журнале "Искусство кино" были опубликованы тексты Жижека о Кесьлёвском. И надо, кстати, сверить, насколько существующие тексты на русском совпадают с оригинальным текстом книги, о которой идет речь. Может статься, что совпадают довольно сильно — все знают, что Жижек любит стряпать свои книги из уже опубликованных в разных местах отрывков. Да и книжка же посвящена фильму Кесьлёвского "Двойная жизнь Вероники". И здесь подвох — про сам фильм Жижек говорит, как обычно, не так много".


Обсудить

В комментариях недопустимы и будут удалены: реклама, оскорбления, клевета, любые нарушения законов РФ.

Читайте также

Реклама на портале