Фехтованию артистов учат с детства

Знаете ли вы, что в театральном искусстве есть такой предмет как сценическое движение? Специалистов в этой области на Кубани не так много. Сегодня я хочу рассказать об одном таком человеке.
Знакомьтесь: Вячеслав Николаевич Потапов, преподаватель сценического фехтования в эстетическом центре "Мимолетности". Когда-то давно он закончил краснодарский колледж искусств по специальности "режиссура". Изначально он - театральный педагог. С 1983 преподавал на театральном отделении института культуры, 3 года - режиссерское мастерство. Его театральная студия "Лики времени" стала лауреатом краевого фестиваля театральных студий "Дела домашние", а также фестиваля "Минифест" на родине Чехова, в Таганроге. Сценическое движение Вячеслав Николаевич стал преподавать, пройдя стажировку в Щукинском училище. Чтобы учить кого-то мастерству сценического фехтования, ему самому сначала потребовалось познакомиться европейским и восточным боевым искусством. Он постигал философию Востока, учился тайквандо, карате-до, айки-до. Но единоборства интересовали и интересуют его главным образом как искусство, зрелище. Фехтование в трактовке Потапова - концертный номер, гимнастика и оздоровительные упражнение одновременно.

  - Чем спортивное фехтование отличается от сценического?
  - Различие в цели и характере. Бесспорно, и в спортивном и в сценическом фехтовании участников обучают правильным движениям: ударам, парадам, уколам, развивают реакцию, гибкость и прыгучесть, но на сцене - главное показать внешнюю красивость боя. Актеры максимально ограждены от всевозможных случайностей. Спортивный бой ближе к боевому - цель боевого и спортивного фехтования - победить. Но он интересен только специалистам. Зритель не успевает уследить за поединком. Если в бою нужна предельная резкость и быстрота в движениях, то на сцене, наоборот, удары наносятся с большим размахом, чем нужно в реальном бою, а движения производятся по увеличенной траектории. Иначе смотреть на сценический поединок будет неинтересно. Для этой цели все движения заранее отрабатываются на репетиции.

  - А каким оружием фехтуют на репетициях ваши подопечные?
  - Спортивное стальное оружие я переделал в историческое - теперь это испанские, французские шпаги, рапиры. Но тренировки проходят с деревянным оружием в руках. Необходимо соблюдать правила техники безопасности. Всем известно, что вне присутствия педагога ни в коем случае нельзя направлять оружие на соперника. За весь опыт работы преподавания сценического мастерства только один раз на репетиции случилась травма: два семнадцатилетних парня вместо заданной композиции решили устроить вольный бой. В результате один другого ранил в глаз. Слава богу, все окончилось благополучно.

  - Говорят, фехтование связывало вас какое-то время с толкинистами…
  - Да, было дело, давал им для ролевых игр театральные мечи… Однажды, года три назад, мы вместе с ними организовали на Красной, напротив сквера Ворошилова, праздник, посвященный Александру Невскому. В роли Невского был Анатолий Горгуль, актер театра Драмы. Толкинисты были едины в двух лицах: русская сила и нечисть. Хотя если хотите знать мое мнение, наши толкинисты с точки зрения зрелищности не дорабатывают.

  - Так мы подходим к понятию исторического фехтования. Откуда вы черпаете информацию? Я слышала, что, например, о средневековом фехтовании можно судить только по сагам и картинам того времени.
  - Долгое время литературы не было, но сейчас она появилась. Здесь у нас в провинции с этим туго. Для специалиста интерес представляют даже книги Александра Дюма. Внимательно смотрю за поединками в кино, переписываю себе в видеотеку. Ловлю интересные идеи, преломляю их для "Мимолетностей".

  - Знаю, вы специализируетесь на холодном оружие Кубани…
  - Да, интересуюсь историей края. В Щукинском защищал работу "Холодное оружие казаков Кубани и искусство владения им". По этому вопросу тоже мало информации, приходилось общаться с теми, кто еще хоть что-нибудь помнит. (глаза загораются) Хотите, расскажу вам, чем донская шашка отличается от кубанской? - Рукоятью. А знаете, чем та же шашка отличается от сабли? - Способом ношения. Он похож на то, как носили холодное оружие японские самураи - клинком вниз, при этом, когда вынимаешь из ножен, не требуется делать замах, а в случае с саблей замах нужен.

  - В чем мастерство в сценическом фехтовании?
  - Насколько правдоподобно фехтующий сражается зависит от мастерства актера. Кажущаяся спонтанность - предел мастерства. В сценическом фехтовании вступают в силу законы искусства. Каждый поединок должен обладать экспозицией, завязкой, кульминацией и финалом. Зрителю должно быть видно, слышно, понятно, что происходит. Зритель должен сопереживать. Цель в сражении - победить. Вот тут-то и проявляется вся сущность характера персонажа: как он достигает цели, как выстраивает борьбу.
  Но не следует забывать, что помимо всего прочего занятия фехтованием - это еще и навык самообороны. Я пытаюсь передать детям философию боевых искусств. Главное - спокойствие духа. Эмоции не позволяют человеку быстро реагировать на ситуацию. В восточной традиции необходимо слиться с природой, космосом, чтобы исчез страх смерти, чтобы не сознание отвечало за поступки, а тело реагировало на ход поединка.
  Кроме того, ребята знают, что девиз наших занятий - "ЗСК" - здоровье, сила, красота. Каждое свое занятие с детьми я начинаю с оптимизма. Сам я чувствую себя молодым и красивым, это ощущение стараюсь передать и детям. Закон жизни: унылое выражение лица так же не идет живому человеку, как улыбка покойнику. Люблю красивые слова!