"Знаки" под "Звездами"

В этот четверг, в рамках традиционного Дня премьер, в развлекательном центре “7 звезд” прошел показ мистического триллера “Знаки”.

Режиссер и автор сценария фильма М. Н. Шьямалан хорошо известен своими предыдущими работами — “Шестое чувство” и “Неуязвимый”. В каждой из лент присутствовала “фирменная” гнетущая и оставляющая в постоянном напряжении атмосфера, которая не в меньшей степени присутствует и в “Знаках” — истории о загадочных кругах на полях, появляющихся во всем мире последние десятилетия.

Вокруг бывшего священника (Мэл Гибсон) и его семьи начинают происходит странные, необъяснимые и выбивающиеся за пределы реального события. Таинственные знаки на кукурузном поле, неожиданно взбесившиеся собаки, чужие шаги по ночам… На экране не видно “ужастей”, нам не показывают орды монстров различной степени прорисованности.

Задача режиссера гораздо тоньше. Музыка, оттенки визуального ряда, полутона настроений — все это действует скорее на подсознание, обращается к каким-то глубинным слоям психики, ко всему тому, что мы стараемся вычеркнуть из повседневности, чтобы забыть, не думать о том, что пугает. Зритель по неволе погружается все дальше в собственные страхи, одновременно разделяя их с героями. А ведь именно этого не хватает большинству фильмов, претендующих на принадлежность к триллерам, в массе своей они не заставляют вас пугаться шорохов и оставлять включенным свет. “Знакам” это удается. Не последнюю роль тут играет и поражающий воображение звук, переносящий на освещенное луной поле, с шумящими на ветру стеблями кукурузы и странными звуками, раздающимися то далеко сбоку, то прямо за спиной.

К сильным сторонам “Знаков” относится и отличный кастинг. Игра почти всех задействованных актеров не только радует, но и явно выручает “провисающий” порой сюжет, не являющийся столь ярким достоинством картины. Впрочем, в некоторой слабости и непроработанности отдельных моментов сюжетной линии тоже есть свой смысл — все перипетии не отвлекают от главного, от всепроникающего страха.

При всех своих плюсах, фильм обладает и минусами, вдвойне очевидными у работы столь высокого уровня. Наложение совершенно стандартной для Голливуда истории нового обретения Господа священником, утратившим веру после гибели жены, на медитативную, чарующе-страшную повесть о чуждом присутствии выглядит отчасти нарочито и неестественно. Слишком уж явно и безыскусно сработана эта часть на фоне всего остального, все очень пафосно и при этом мало убедительно. Вообще, когда режиссер отходит от игры нюансов и обращается к чему-то напрямую, неповторимая, насыщенная пугающим атмосфера резко начинает пропадать. Особенно это заметно ближе к концу фильма, когда автор раскрывает все карты. С этого момента это просто очень хорошо сделанный качественный голливудский фильм. Не более, но и не менее.
В любом случае, это стоит увидеть.

И последнее. Незадолго до премьеры фильма в США расползлись слухи, что снявшая его компания Disney в рекламных целях для повышения загадочности по всем штатам Америки скрытно делает круги на фермерских полях. Слух, кстати, остался официально не прокомментированным. А уж что началось после выхода “Знаков” на экраны! Подождем всплеска “круговерчения” на наших полях?