Обыкновенный концерт к юбилею Кальмана

Королю оперетты Имре Кальману стукнуло намедни сто двадцать лет. Дата эта стала праздником жизни для краснодарских пенсионеров. Что и понятно: при наличии бесплатного пригласительного билета от собеса трудно не стать ценителем музыки. 18 декабря — в последний день цикла концертов классической музыки — благодарными пенсионерами и заполнили треть Муниципального зала. Давали ассорти из “Сильвы”, “Баядеры”, “Принцессы цирка” и прочей кальмановской нетленки. Правда, зрители постбальзаковской наружности активно сочувствовать происходящему не торопились. Осваивались в храме искусства.

Дирижер Александр Гончаров, сильно похожий на маэстро из кукольного спектакля Образцова, вышел красиво. Поцеловал ручку первой скрипке, благородно сверкнул проседью — и! — И! — необыкновенного концерта не случилось.

Оркестр Краснодарского музыкального театра был, скажем, в будничном расположении духа. Первое отделение отыграли словно сдали текущий экзамен на профпригодность. Технично, без божества, без вдохновенья. Никаких тебе брызг шампанского, никакой головокружительно-легкомысленной феерии. А ведь законы жанра все еще диктуют.

Под стать музыкантам отпела арию из “Баядеры” и Оксана Силаева. Бабушки-дедушки внимали с сочувствием, но больше, казалось, созерцали раззолоченное платье молодой девы. В тональности сонной умиротворенности отработал свое и лауреат Всероссийского конкурса Владимир Булатов. Слегка оживила публику молодая кокетливая Мария Шульга. Ее фиалка Монмартра хоть и отдавала опереточной избитостью манер, но все же была достаточно органична.

А вот кто блистал, не взирая на оркестр и артистов, так это ведущая концерта Нина Магдалиц. Фундаментальная лекция о жизни и творчестве венгерского композитора И. Кальмана была прочитана пенсионерам с редкой задушевностью и простотой профессионала, съевшего пуд соли на работе с любым залом. В общем, благодаря ей первое отделение вытянуло на вежливые апплодисменты.

После перерыва на буфет восклицать: маэстро, урежьте чардаш! — хотелось не слишком сильно. Но его все равно урезали. Увертюра к оперетте “Цыган-премьер” и спасла Кальмана от вялого фиаско в светлый час юбилея. А когда на сцену вышли заслуженные артисты России Наталья Кременская и Вячеслав Егоров, стало ясно, что не все потеряно. Под томную арию влюбленного принца Раджами — о, Баааа-ядерррааа! — зал, наконец, задышал волнообразно. Старики прочувствованно засопели, пары за тридцать запереживали глаза в глаза, рука в руке. Под занавес в образе Сильвы добросовестно отсолировала опытная грация Кременская. Появилась робкая надежда, что жанр оперетты в Краснодаре не почиет под жирным слоем нафталина.

А ведь добавь чуть-чуть огня и страсти и музыканты сорвали бы “бис!” у целевой аудитории. Но, к сожалению, этого “чуть-чуть” для торжества музыки Имре Кальмана и не достало.