Недостроенный "Дом на Турецкой улице"

В минувший четверг в развлекательном центре "Семь звезд" состоялся показ фильма "Дом на Турецкой улице". Событием очередную премьеру сделали 2 небольших, но весьма весомых детали. Во-первых, это была всероссийская премьера и картину одновременно со "Звездами" показывали в крупнейших кинотеатрах страны. А во-вторых, не так часто до отечественных больших экранов доходят ленты-участники конкурсной программы XXV Московского международного кинофестиваля (как, впрочем, и стальных фестивалей).

Привлекает, однако, в "Дом на Турецкой улице" не только подобные фактики. Это вещи, безусловно, приятные и занимательные, но только ради них самих в кино идти явно не стоило бы.

Есть у картины и другие, более интересные с точки зрения зрителя "вкусности". Это и крайне звездный актерский состав, да еще в весьма интересном сочетании. Главные роли исполнили становящийся все более и более вездесущим Самуэль Л. Джексон и любимая многими (от Бессонна до автора рецензии) Мила Йовович. Словом, основных персонажей "прикрывает" крепкая и профессиональная пара, так что глаз и сердце зрителя они не только не оскорбляют, но временами даже радуют. Впрочем, подробнее об этом чуть ниже. Привлекает много еще чего. Например то, что сценарий основан на романе знаменитого Дэшила Хэммета, которого в свое время короновали титулом "отца крутого детектива", который, кстати, творил на основе собственного опыта работы сыщиком в "том самом" агентстве Пинкертона.

Ну и, конечно же, режиссер. Не кто иной как Боб Рафелсон, снявший в свое время ставший классикой "Почтальон всегда звонит дважды". Рафелсон, как большой фанат Хэммета, изначально пытался сделать нечто большее, чем очередной ладно скроенный триллер. Он снимал, по собственному признанию, историю любви, да еще и увиденным в изначальном произведении "необычным собранием персонажей: смешных, безнадежных, претенциозных и опасных". Жанр в итоге получился несколько размытый. Сам режиссер попытался охарактеризовать фильм так: "Я бы сказал, что это - черная комедия-триллер с элементами романтики. Или романтический триллер с элементами черного юмора". Жалко, что мы никогда не узнаем мнения Хэммета, но есть очень большие подозрения, что он бы до крайности удивился подобной трансмутации своей прозы.

Сюжет весьма лихо закручен, что для подобного жанра традиционно, а неожиданный финал в любом случае удивит зрителя, сколько бы он ни гадал, сидя в удобном кресле, как дело повернется. Полицейский Джек Фрайар (Самуэль Л. Джексон) занимается поиском угнанных машин. Дело это утомительное и суетное, Джек утомлен, нервы его подрасшатались, и только любимая виолончель скрашивает его холостяцкий досуг. Впереди отпуск, во время которого коп-эстет собирается на музыкальный фестиваль, чтобы блеснуть на конкурсе виолончелистов. Но все беды в этом мире явно от женщин и соседей. Сперва у соседки пропадает дочь и вместо виолончели (или вместе с ней) приходится ее искать. Потом Джек попадает в лапы бандитов, да еще одновременно и в сети "серого кардинала" банды красавицы Эрин. Тут-то все и начинается.

Обольстительную Эрин и играет Йовович, услада глазу и отрада душе. Со времен "Пятого элемента" и "Жанны д'Арк" вошедшая (не без удовольствия, надо думать) в роль эдакой женщины-вамп. И идет ей ведь это… Тем более, что к "роковому" имиджу волне уместны славянские гены, ибо мы в глазах Запада не одно столетие уже "такие загадочные и романтично-опасные".

Если коротко, то ни очередного шедевра, ни классики жанра, ни чего-то подобного у Рафелсона и (заочно) Хэммета не состоялось. Получился просто ладно скроенный фильм с неплохими актерами и закрученным сюжетом. А если держать в памяти все "приятности", то вполне и вполне ничего. Тем более, российская премьера ведь…