"Поймай, если сможешь" - глоток шампанского от Спилберга

К товарищу режиссеру Спилбергу у товарища зрителя отношение завсегда особое. Ибо все привыкли к тому, что снимает он всегда и только эпохально, с размахом и сразу на века, превращая большинство своих работ в очередную "отправную точку в развитии современного массового кинематографа". Начиная с покрытого пылью 1975 года, когда на экранах мира громко и авторитетно щелкнули первые "Челюсти", почти каждый его фильм порождает волну новой моды, переходящей временами в цунами, и толпы подражаний и клонов различной степени бледности.

Кажется, вездесущий "маэстро" отметился в подавляющем большинстве жанров, часть из которых сам (вольно или невольно) и основал. Смотрите сами. "Челюсти" и последовавший за ними вал ужасной морской нечисти; "Близкие контакты…" с "Инопланетянином". По праву ставший классикой приключений "Индиана Джонс", по стопам которого до сих бродят собиратели древних артефактов. "Список Шиндлера", по праву получивший 7 "Оскаров" и доказавший, что серьезная драма, хорошее кино и блокбастер – понятия совместимые. "Спасти рядового Райана", вернувший популярность масштабным батальным полотнам. И, конечно же, "Парк Юрского периода", после которого динозаврами основательно бредило целое поколение, а легионы восставших из тьмы геологических эпох ящеров заново заселили планету, теперь, похоже, навсегда. И много еще чего… Было.

Последнее время Стивена унесло в далекое, высокотехнологичное и кибернетическо-виртуальное будущее. Причем с весьма неоднозначными результатами. "Искусственный разум", явно призванный стать таким "Пиноккио" кремний-органической эпохи, оказался (или показался) отчасти затянутым и слишком уж пафосным и слезогонным, хотя и отлично сделанным. А "Отчет меньшинств" – просто очередным неплохим фантастическим фильмом, каковых последнее время отнюдь немало.

Такое вот затянутое предисловие здесь к тому, что "Поймай, если сможешь" кажется фильмом не совсем спилберговским. Здесь нет и в помине пресловутой мегаломании, изначальной направленности на шедевральность и т.п. Это просто очень хороший, легкий и славный фильм. Экранизация подлинной истории обаятельного и по-настоящему гениального мошенника Фрэнка Эбэгнейла. Который специализировался на подделке банковских чеков и к своему второму десятку успел побывать фальшивым пилотом Пан-Ам, не менее липовым заведующим отделением в больнице и даже помощником прокурора, посетив 26 стран и позаимствовав у банковской систему Штатов порядка 6 миллионов долларов. Пересказывать подробности – затея бессмысленная. Фрэнк с блеском надувает авиакомпании, банки и всех, кто подвернется, удирая от цепких лап правосудия, которое бегает за ним по пятам. Дело не в сюжете…

Отчасти авантюрная комедия, немного драма, чуть-чуть конфликт характеров. Все зависит только от вашей точки зрения. Можно искренне улыбаться похождениям ловкого авантюриста, задумываться о проблеме отцов и детей или оценивать ненавязчивую талантливость воссоздания эпохи 50-60-70-х годов. Зрителю ничего не навязывают, не давят однозначно моралистическими оценками персонажей – симпатизировать можно и той, и этой стороне закона.

Съемки отчасти напоминают хорошее шампанское: дорого, безупречно и со вкусом, но вместе с тем легко и весело. Очень хороши исполнители главных ролей. Эбэгнейла не без стильного блеска играет вынырнувший наконец из-под заштампованных обломков "Титаника" Леонардо Ди Каприо. И дело даже не в том, что ему отлично идет амплуа обаятельного такого негодяя. Со времен камероновского "утопленца" он неплохо вырос как актер, и лицезрение его на экране теперь может доставить удовольствие не только женско-подростковому населению. В роли бегающего за ним полицейского – Том Хэнкс, своим отчасти неуклюжим, но милым интеллектуализмом великолепно оттеняющий нагловатое мальчишество Ди Каприо. Неожиданно органично смотрится в роли отца-неудачника Кристофер Уоккен. Хотя, казалось бы, кто бы мог представить Всадника-без-головы из "Сонной Лощины" в роли любящего папочки красавчика с борта "Титаника"?

Так что посмотреть стоит. А от Спилберга будем ждать нового "Индиану Джонса".