Бэби-боксы: за и против

Заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Елена Мизулина внесла в Госдуму проект о запрете бэби-боксов. Двумя днями ранее в Краснодаре вечером в "окне жизни" оставили новорожденную девочку.

Портал ЮГА.ру собрал мнения врачей, общественных деятелей, представителей духовенства и власти о бэби-боксах.

Спрос на детей колоссальный

Настоятель краснодарского храма Рождества Христова, протоиерей Александр (Игнатов) в разговоре с журналистом высказался против "окон жизни".

"Считаю, что это [бэби-боксы] — падение нравственности и любви", — сказал известный своими проповедями против абортов и усыновления российских детей иностранцами священник и отказался развивать эту тему подробнее. Отметил лишь, что воспитывать чувство любви к детям, чувство материнства надо со школы.

Председатель краснодарского регионального отделения Родительского Всероссийского Сопротивления (РВС) Анастасия Шабалина поддержала запрет бэби-боксов. Родительское Всероссийское Сопротивление — общественная организация, выступающая против внедрения в России ювенальной юстиции. В резолюции съезда РВС сказано, что участники организации поддерживают "закон Димы Яковлева". Кстати, возглавляет РВС Мария Мамиконян, жена известного борца с "оранжевой революцией" Сергея Кургиняна.

"Мы за запрет установки бэби-боксов. Они не работают против убийства младенцев. В бэби-боксы детей несут те матери, которые при социальной поддержке могли бы воспитывать сами", — подчеркнула Шабалина, ранее выступавшая и от имени движения "Суть времени", которым руководит вышеупомянутый Кургинян.

По ее словам, бэби-боксы провоцируют на то, чтобы оставить в них ребенка, и количество таких детей в последнее время увеличилось: общество подменило понятие "выбросить своего ребенка" на "спасти ему жизнь". Шабалина считает, что при использовании бэби-боксов появляется возможность использования криминальных схем.

"Например, в Германии каждый пятый ребенок, оказавшийся в бэби-боксе, пропал", — сказала Шабалина. При этом в ФРГ до сих пор активно ведутся дискуссии о необходимости наказания для оставивших ребенка родителей и правовом статусе ребенка, анонимно оставленного родителями. Сейчас законодательство этой страны рассматривает оставленного в бэби-боксе ребенка как отданного на попечение третьему лицу.

Комитет ООН по правам ребенка считает, что бэби-боксы нарушают Конвенцию о правах ребенка, сообщает The Guardian. В ст. 7 документа сказано, что ребенок имеет право знать своих родителей. Кроме того, государства-участники ООН должны уважать право детей, разлучённых с одним или обоими родителями, регулярно поддерживать личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, исключая случаи, когда это противоречит интересам ребенка.

Уполномоченный по правам ребенка в РФ Павел Астахов и вовсе считает, что если дать бэби-боксам государственный статус, это приведет к торговле детьми.

"С 2014 по 2015 год число реально доказанных случаев продажи детей выросло втрое! Спрос на детей колоссальный. Очень много бесплодных пар, при этом число детей в детдомах за последние годы сократилось вдвое, втрое стало меньше отказников", — цитирует Астахова РИА "Новости".

"Они ж там все неучтенные. Видеокамер нет, документы никто не спрашивает. Не надо наступать на грабли, на которые в других странах до нас уже наступили", — сказал Астахов. Учитывались ли детским омбудсменом при анализе статистических данных о росте случаев продажи детей изменения экономической ситуации в стране, соотношения средних доходов с расходами и другие данные, не уточняется.

В 2015 году в Ставрополе в бэби-бокс положили девочку в возрасте 1,5 месяцев. На следующий день выяснилось, что это сделала бабушка ребенка против воли матери. Инцидентом заинтересовался Астахов. Он потребовал провести проверку действий бабушки, которые считает преступными. По итогам разбирательства краевой уполномоченный по правам ребенка Светлана Адаменко заявила, что мать сама отнесла дочку в "окно жизни". Девочку отдали бабушке.

Меньшее зло

В России бэби-боксы начали устанавливать в 2011 году. До 2015 года их открыли в 13 регионах страны. В девяти субъектах бэби-боксы прокуратура признала незаконными, в Краснодарском и Пермском краях они разрешены.

Кубань стала первым регионом, где установили бокс. В Пермском крае открыли "окно жизни" по инициативе фонда "Колыбель надежды". Бокс создали на латвийском заводе Erenpreis, специализирующемся на сборке велосипедов, пишет "Коммерсантъ".

Вице-губернатор Краснодарского края по социальной политике Анна Минькова встала на защиту бэби-боксов.

"Отменить можно все и в любой момент, но я уверена: сами по себе бэби-боксы — не зло. Они призваны спасать жизни. Другой задачи у них нет", — добавила она. По словам Миньковой, она не против общественного обсуждения такой инициативы, но "или у ребенка есть шанс на жизнь, а у нас есть шанс его спасти — или мы найдем его мертвым". Она напомнила о примерах, когда младенческие тела находили в совершенно трагических условиях и жутких местах вроде свалок.

Директор автономной некоммерческой организации "Синяя птица" Лина Скворцова заявила, что бэби-боксы — необходимая мера. "Синяя птица" занимается различными направлениями благотворительности: помощь детям-инвалидам, сиротам, семьям, попавшим в сложную ситуацию.

"Люди, которые предлагают отменить их, сидят в Госдуме и жизни не видят. Те, кто говорит о том, что бэби-боксы провоцируют матерей отдавать детей, хоть раз бы пообщались с живыми матерями, оказавшимися в самых разных жизненных ситуациях", — сказала Скворцова. По ее мнению запрет бэби-боксов может быть выгоден тем, кто хочет получить дешевый пиар.

В Краснодарском крае с 2011 года в бэби-боксах оказались 17 детей. Одного их них оставили в тяжелом состоянии, двоих — в состоянии средней тяжести. Сейчас все дети живы и здоровы, четверо из них вернулись к своим матерям. Женщины возвращались, признавались в сдаче ребенка и просили их вернуть.

"Этот способ — гуманная мера, которая позволяет предупредить трагические последствия, когда мать оставляет ребенка, и вовремя отреагировать медикам, помочь брошенному малышу, который мог быть вовсе не найден", — выразила свое мнение руководитель благотворительного фонда "Край добра" Яна Сторожук.

Депутаты парламента Северной Осетии 3 марта одобрили создание в республике бэби-боксов. Инициативу членов Совета Федерации одобрили на совете парламента республики.

Председатель комиссии Общественной палаты Краснодарского края по вопросам охраны здоровья, физической культуре и спорту, популяризации здорового образа жизни, начальник Краевого клинического госпиталя для ветеранов войн им. проф. В.К. Красовитова" Сергей Исаенко считает, что боксы спасают жизни.

"У женщин, которые хотят избавится от ребенка, есть масса вариантов — и некоторые из них я не хочу называть. Но иногда у женщины есть потребность в том, чтобы скрыть беременность, роды, что был ребенок. Страна предлагает такой цивилизованный вариант. Когда бэби-боксы стоят в больницах, медики сразу могут оказать помощь ребенку", — сказал он.

По мнению Исаенко, призыв запретить бэби-боксы политизирован, при этом противники не дают никакой альтернативы. Исаенко уточнил, что поддерживает установку бэби-боксов только в медицинских учреждениях и исключительно под охраной государства.

В 2015 году от "окон жизни" отказались в Ростовской области. В бюджете не нашли на это деньги, на спонсорские предложения власти не отреагировали. Министр здравоохранения Ростовской области Татьяна Быковская отметила, что боксы не пользуются популярностью в регионах России, сообщаетDonnews.

Депутат ЗСК, главврач Краснодарской краевой клинической больницы № 2 Григорий Пенжоян в разговоре с корреспондентом портала ЮГА.ру отметил, что запрет бэби-боксов нерационален.

"Они останавливают кого-то от детоубийства. Должно быть так, чтобы бэби-боксы были пустыми, но не запрещать их", — сказал он.

Пенжоян добавил, что настаивающие на запрете не дают альтернативы тем, кто собрался не отказаться, а избавиться от ребенка, и назвал бэби-боксы "меньшим злом".

Не доводить до предела

Президент благотворительного фонда "Волонтеры в помощь детям-сиротам" Елена Альшанская в 2015 году на своей странице в Facebook раскритиковала инициативу сделать бэби-боксы государственной программой. По ее мнению, это уводит социальную политику государства в неверное русло.

"Потому что у нас до сих пор практически ноль профилактических мер принимается на законодательном уровне. Да хотя бы минимальное и самое дешевое — службы профилактики отказов для всех роддомов. Нет никакой федеральной поддержки. Мы пытались, нам сказали на это нет денег и никто не будет делать таких федеральных проектов, это мол дело регионов — профилактика, пусть сами делают, что захотят. Поддержка одиноких мам? Нет, не слышали. Реальная поддержка многодетных? Нет, нет у государства денег", — написала она во время очередного витка споров об "окнах жизни".

Создать службу профилактики отказа в больницах дешевле, чем оборудовать медучреждение боксом, заявила Альшанская.

"Женщина, оставляющая ребенка, явно находится не в лучшей точке своей жизни. Неизвестно, что с ней. Может, у нее депрессивное состояние или ей кажется что нет выхода. В таком состоянии она не может принимать сама одна взвешенное решение. Ровно потому у нас женщину по программе профилактики отказов консультирует психолог. А не любой человек с улицы. И уж тем более не бессловесный ящик, на котором в лучшем случае наклеен призыв, а в худшем ничего. И информация на бумажке, когда человек в таком состоянии — совсем не лучший советчик и уж тем более не адекватный вариант помощи ему. Ему нужна живая консультация для принятия решения. Которое перевернет всю дальнейшую жизнь двух живых существ", — резюмировала Альшанская.

В марте 2016 года минздрав Краснодарского края сообщил, что за пять лет — фактически, за время работы бэби-боксов в регионе — количество отказов от детей в роддомах снизилось почти на 40%.

"Только за прошедший год полторы тысячи жительниц Кубани, обратившихся за направлением на аборт, изменили своё мнение и сохранили ребёнка. Принять такое решение им помогли специалисты в кабинетах медико-социальной помощи. С женщинами, планирующими прервать беременность, работают акушеры-гинекологи, психологи и социальные работники. Здесь проводят доабортные консультации, максимально предупреждая женщин обо всех возможных последствиях прерывания беременности", — указывается в публикации.

Почти во всех регионах Юга России существуют службы поддержки беременных, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях, и открыты телефонные "горячие линии" для консультаций и психологической помощи.

Краснодарский край:

Центр охраны здоровья семьи и репродукции: 8 (861) 267-08-39.

Ростовская область:

Центр социальной помощи семье и детям: 8 (863) 267-05-04

Ставропольский край:

Центр поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на базе ГБУЗ СК "Родильный дом" города-курорта Ессентуки: 8 (87934) 2-65-03.

Центр поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на базе ГБУЗ СК "Пятигорский родильный дом": 8 (8652) 930-939.

Центр поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в ГБУЗ СК "Городская поликлиники № 1" г. Ставрополя: тел. 8 (8652) 32-53-09.

Кабардино-Балкария (Нальчик):

Центр помощи беременным: 8 (8662) 72-00-63.