Забытая правда о Красной Поляне

  • Открытие горнолыжного сезона на Красной Поляне © Ирина Лукьяшко. ЮГА.ру
    Открытие горнолыжного сезона на Красной Поляне © Ирина Лукьяшко. ЮГА.ру

В последнее время вокруг намеченных на 2014 год XXII Зимних Олимпийских игр идет острая полемика, суть которой связана с местом проведения спортивных состязаний. Точнее –  непосредственно с Красной Поляной и самим городом Сочи.

Основным оппонентом выступающим за отмену или частичное изменение программы открытия Олимпиады-2012 являются как зарубежные, так и российские национальные черкесские организации. И даже Грузия – страна, подавляющее большинство жителей которой не имеет к черкесскому народу никакого отношения, – также заявила свой решительный протест проведению Олимпиады.

Острота вопроса подготовки и проведения Зимних Олимпийских игр в Сочи основана на историческом факте проведения в этом городе в 1864 году парада войск царской России в честь победы в российско-кавказской войне. Указывается, что земля эта исторически принадлежала черкесам (адыгам), а место под названием Красная Поляна являлось последним оплотом в продолжительной и кровопролитной войне.

Посмотрим, как же обстоит ситуация на самом деле. Согласно историческим источникам, Красная Поляна на момент завоевания царской Россией имела название Губаа-двы, которое происходит от абазского рода Губаа (Губаз, Гыбаз, Агубаа, Кбаа в зависимости от диалектных вариаций) и слова "двы" – поляна. Историческая Губаа-двы относилась к селению Ахчипса, которое с селениями Аибга, Псху, Чвижа составляли Медовею и были населены абазинским народом.

Еще в III тысячелетии до н.э. предки современных абазин (абазгов/абаза), абхазов (апсилов/апсуа) и убыхов (пехов) основали Ашуйское государство, территория которого простиралась от Черного моря на юге до нынешнего Майкопа на севере и выходила за пределы рек Кубани на северо-западе и Риони на юго-востоке.

Земли, занимаемые абазинами на протяжении последних нескольких веков, постепенно сокращались из-за ассимиляции с адыгами. Из сочинения византийского императора Константина VIII Багрянородного следует, что в Х веке граница между адыгами и абазино-абхазами проходила около нынешнего села Ново-Михайловского (между Геленджиком и Туапсе). Источники первой половины ХVII века указывают, что к этому времени лингвистическая граница между адыгами и абазинами отступила к нынешнему Туапсе.

Одно из последних упоминаний о проживании абазин на территории Черноморского побережья Кавказа указано в научном труде Семена (Симеона) Эсадзе, который утверждает, что весной 1864 года только южноабазинские племена Псху, Ахчипсоу, Аибга и Садзы-Джигеты, занимавшие ущелья по верховьям рек Мзымты и Бзыби, оставались последним местом сопротивления царским войскам Российской иперии.
После войны, переселения в Турцию и расселения абазин по инонациональным аулам к началу XX века абазин насчитывалось около девяти тысяч человек.

На сегодняшний день абазинский народ является коренным малочисленным народом Российской Федерации с численностью менее 40 тыс. человек. По заключению ЮНЕСКО, он может исчезнуть в течение следующих пятидесяти лет, тем самым разделив участь своих братьев убыхов.

Каждый человек, несомненно, обязан гордиться своей национальной принадлежностью и знать историю своего народа, но при этом и уважительно относиться к другим народам, которые тоже имеют право на освещение исторической правды в память о своих предках.
Так не забывают ли представители ряда общественных и иных структур проявить должное уважение к исторической правде и признать факт безоговорочного и единоличного права за этносом абаза осуждать или поощрять проведение в Сочи Зимних Олимпийских Игр?

С другой стороны, если данный вопрос остро ставится ими на международной арене с благими намерениями, не умалчивают ли они название народа, имеющего полные основания утверждать о принадлежности земель Губа-Двы и Большого Сочи их предкам?
Каждый для себя решает сам.

Тем, кто пытается, переврав историю, за счет бед и горя абазинского народа устроить свое личное благополучие, сказать нечего. Это дело совести, но в сложившейся ситуации, вероятно, Олимпиада-2014 является последним шансом для сохранения, как самого абазинского народа, так и его культурного наследия.

В феврале 2014 года предполагается зажечь Олимпийский огонь XXII Зимних Олимпийских Игр, которые пройдут на древней земле абазин, абхазов и убыхов, известных во всем мире как народ Абаза. В этой связи будет символично, если на церемонии открытия сочинской Олимпиады единственный народ, имеющий историческое право на эту землю, будет отмечен представлением его национального флага с изображением на красном полотнище открытой ладони правой руки.