Сложное дело. Как незрячего юношу из Сочи осудили на 7,5 лет и что об этом думают стороны

  • Марк Яворский © Фото с личной страницы Марка Яворского «ВКонтакте», vk.com/yavorskiy_mark
    Марк Яворский © Фото с личной страницы Марка Яворского «ВКонтакте», vk.com/yavorskiy_mark

Марк Яворский — 18-летний юноша из Сочи, которого осудили за умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью. Дело рассмотрели два суда. Молодого человека с диагнозом «атрофия зрительных нервов обоих глаз» приговорили к семи с половиной годам колонии. Портал Юга.ру узнал детали дела в отношении сочинца. 

Преступление

По версии следствия, в январе 2015 года 16-летний Марк Яворский познакомился с бездомными, которые жили в заброшенном санатории «Москва» в Хостинском районе Сочи. По данным СУ СК РФ по Краснодарскому краю, 19 января 2015 года там нашли тела 28- и 43-летнего мужчин с черепно-мозговыми травмами — Максима Корниенко и Валерия Шулико. Следователи возбудили уголовное дело по ч. 4 ст. 111 УК РФ (Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевших). Подозреваемыми стали Марк Яворский и 35‑ и 38‑летний бездомные Сергей Дмитриенко и Андрей Козлов.

По версии следствия, 19 января Яворский и его 16-летняя девушка Яна Безногова проводили время с группой бездомных, которые выпивали в заброшенном здании. Девушка обнаружила пропажу денег — около 100 рублей. Яворский обвинил в этом 43-летнего Шулико, между ними возник конфликт. Подросток и другие бездомные начали избивать мужчину ногами и руками по голове и телу. После этого компания оставила избитого на полу и продолжила выпивать. Спустя время у Яворского возник конфликт с Корниенко. Юноша стал избивать его, к драке присоединились остальные мужчины. Из-за травм оба избитых скончались.

  • Следственный комитет © Фото Елены Синеок, Юга.ру
    Следственный комитет © Фото Елены Синеок, Юга.ру

Против Марка Яворского выступили два человека — Андрей Козлов (который также являлся обвиняемым) и 40-летний бездомный Александр Афонин. По словам Козлова, слепой подросток, используя палку, заставил взрослых принять участие в избиении собутыльников. Афонин утверждал, что подросток бил одного из пострадавших по голове, потом вылил ему на штанину спирт и поджег. Затем юноша схватил блок сломанного кондиционера и бросил его на грудь жертвы, позвал Козлова и заставил его изнасиловать избитого. Однако у бездомного ничего не получилось, тогда Яворский приказал использовать для этого палку. Еще один свидетель, подруга Марка Яна заявляла, что ее молодой человек не участвовал в драке. По ее словам, он был свидетелем драки, но стоял в стороне и не приближался к мужчинам, сообщает «Газета.ru».

Мать подростка рассказала, что у нее есть видео, которое доказывает, что ее сын 19 января вернулся домой в 21:00 без следов крови на одежде. По заключению экспертизы, смерть избитых от травм наступила между 01:00 и 03:00 следующей ночи. То, что подросток был дома, подтвердил и биллинг телефона — Яворский вечером разговаривал по нему из дома. Яворская считает, что потасовка произошла после того, как Яна и Марк уехали из санатория.

20 января юношу задержали полицейские. По словам матери Яворского Оксаны, после задержания мальчика увезли куда-то, надели ему на голову капюшон и били его бутылкой с водой. Оксана Яворская утверждает, что ее сына несколько часов продержали без законных представителей и адвоката.

«Его задержали 20 января в 10:00, я об этом узнала только в 16:00. Я ему названивала, телефон был доступен, но трубку никто не брал. В 16:00 нам ответили и сообщили, что мой сын находится в отделении. В 16:30 я уже приехала туда, и пока нам разрешили подняться туда, где он находился, было уже почти 19:00. Когда мы его увидели, он сидел на стуле, у него в области переносицы была травма, полоса красная — вот как линейкой ударить. Когда я спросила, что с ним, он сказал: "Мамочка, я сейчас все расскажу, и мы поедем домой, я не виновен, я ничего не делал". Он был уверен, что когда расскажет, что они хотят, его отпустят», — рассказала порталу Юга.ру Оксана Яворская.

Суд 22 января заключил Марка под стражу на два месяца.

После ареста

По данным фонда «Общественный вердикт», Яворский провел в СИЗО 1 год и 4 месяца. Правозащитница, член ОНК Краснодарского края третьего созыва Елена Малина в 2016 году была с проверкой в СИЗО Хостинского района Сочи и случайно нашла Яворского. Она выяснила, что у юноши серьезные проблемы со зрением — он инвалид детства, и его зрение составляет 0,1 от нормальной остроты.

Совершенно домашний, абсолютно спокойный мальчик, немного растерянный

правозащитница, член ОНК Краснодарского края третьего созыва Елена Малина

«Он жаловался на то, что его несправедливо задержали, несправедливо обвиняют, преступления он не совершал. Сотрудники учреждения, в котором он находился, с какой-то иронией отозвались на то, в чем его обвиняют. Человек практически слепой, на него возлагают вину за преступление, которое он физически не мог совершить. Те доказательства, которые надо было исследовать суду, не были приняты во внимание, и он был осужден, невзирая на эти доказательства. Совершенно домашний, абсолютно спокойный мальчик, немного растерянный. Он очень просил нас, чтобы мы связались с его мамой. Она приехала, все документы привезла, рассказала, как все было. Создалось впечатление, что мальчик на самом деле не виноват», — рассказала Малина порталу Юга.ру.

Яворского перевели в СИЗО в Армавире, потом возили и в краснодарский СИЗО № 1 на психолого-психиатрическую экспертизу.

«Там его пытались представить зачинщиком бунта. Его били в область затылка сотрудники, и у него зрение упало еще на 1%. Когда он поступил, у него было зрение 4%, сейчас — 1-3%, каждый доктор ставит по-разному. Если раньше он видел хоть какие-то мутные контуры боковым зрением, то сейчас вообще ничего не видит. Свет и все размытое, как если налить воды в пластиковую бутылку. Я обратилась, чтобы провели проверку по данному факту в СИЗО № 1 начальником [Валерием] Гуничевым. Проверку провели, я обращалась в следственный комитет и прокуратуру. Самое интересное, ее поручили провести именно тому начальнику Гуничеву, у которого все это произошло. Ответа я от него до сих пор не получила. Марка избили 1 марта 2016 года, я подала заявление 2 марта. Его насильно подстригли, посадили в карцер неотапливаемый. Я обращалась ко всем, туда выезжала ОНК, прокуратура, все зафиксировали, разговаривали с сокамерниками Марка. Потом я запросила материалы проверки, там написано и есть фотографии, что в момент, когда в камере ребята что-то творили, мой сын лежал на кровати с подушкой на голове, у него были сильные головные боли. Ребята, которые были с ним в камере, рассказали, что им оперативники советовали давать показания на Яворского, что якобы он зачинщик. А он вообще ничего не делал, сказал, что на экспертизу приехал, чтобы его не трогали. Утром я подала заявление, а прокуратура на сайте к 20:00 написала, что слепой подросток переведен из карцера, так как наказание несоизмеримо с содеянным. Якобы он нанес на тыльной стороне руки наколку — сам себе левой рукой. По их законам внутренним нельзя делать татуировки», — говорит Оксана Яворская.

Хостинский районный суд Сочи 6 апреля 2016 года продлил срок содержания Яворского под стражей на три месяца, несмотря на то, что следствие было в завершающей стадии. Это решение сочинского суда обжаловали в Краснодарском краевом суде. В СИЗО состояние молодого человека ухудшилось, а к проблемам со зрением, по данным «Общественного вердикта», добавилась болезнь почек. Защита Яворского и его родители боялись, что под стражей юноша может полностью потерять зрение, и утверждали, что подросток не собирается скрываться от следствия и что ему нужна медицинская помощь, которую невозможно предоставить в СИЗО. В мае 2016 года Марка поместили под домашний арест.

Суд

Хостинский районный суд вынес приговор в августе 2016 года, Марк оставался под домашним арестом до рассмотрения апелляции в Краснодарском краевом суде в феврале.

По словам Оксаны Яворской, ухудшение зрения в СИЗО привело к тому, что юноша потерял ориентацию в пространстве, и 15 ноября дома, когда пытался добраться до туалета, он упал и сломал шейный позвонок. Яворский попал в больницу, откуда его выписали с условием ношения ортеза, чтобы он мог явиться на очередное заседание суда.

«Кавказский узел» сообщал, что Марка приговорили к восьми годам лишения свободы, Сергея Дмитриенко — к девяти, Андрея Козлова — к трем годам и девяти месяцам. Исчисление наказания назначили с момента заключения под стражу — 20 января 2015 года. Из трех фигурантов вину признал только Козлов. Всем троим предъявили обвинение по ст. 111 УК РФ (Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевших по неосторожности). Яворского осудили также по ст. 112 УК РФ (Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью). Защита юноши обжаловала приговор Хостинского суда и в декабре обратилась с жалобой в ЕСПЧ.

Апелляция

Краснодарский краевой суд 17 февраля рассмотрел апелляцию и сократил срок заключения на полгода — до 7,5 лет. Адвокат юноши Алим Таукенов рассказал порталу Юга.ру, что считает приговор незаконным. По словам адвоката, с момента задержания и до последнего судебного заседания в течение двух лет он ни разу не давал признательные показания.

«У него стопроцентное алиби, доказательств его вины нет, кроме показаний свидетелей обвинения. Мы еще не получили решение апелляционной инстанции. Сразу будем обжаловать в кассацию. Над ним издевались, пытали, пытались, чтобы он дал признательные показания, однако он этого не сделал. Он такие муки ада прошел. Мы считаем его невиновным. Он говорил: "Почему я должен был признать то, чего не делал?" Марк из всех фигурантов единственный прошел детектор лжи, и его показания подтвердились — то, что он этого не делал. Он оказался в ненужное время в ненужном месте», — рассказывает адвокат Алим Таукенов.

Можно говорить, что мальчик слепой, однако в деле не имеется ни одного заключения эксперта, подтверждающего, что он слепой

Адвокат, представляющая интересы потерпевших, Надежда Ступак

Адвокат, представляющая интересы потерпевших, Надежда Ступак рассказала порталу Юга.ру, что считает приговор абсолютно законным и обоснованным.

«Суд согласился с мнением прокурора о том, что вина Яворского полностью доказана. Были установлены все факты его участия и его роль в этом деле. Личность его была установлена, при вынесении приговора имели значение характеризующие качества, его поведение во время суда, отношение к представителям потерпевших. Что касается процессуальных нарушений — на каждое из них имеется право подать жалобу. Ее рассматривают суды всех инстанций. У адвоката Яворского были все полномочия для обжалования того или иного действия. Если права Яворского были в чем-то нарушены, необходимо предоставить документы об этом. Однако ни одного документа на протяжении всего процесса никому никогда не предоставлялось. Можно говорить, что мальчик слепой, однако в деле не имеется ни одного заключения эксперта, подтверждающего, что он слепой», — говорит Ступак.

По словам Оксаны Яворской, сейчас Марк находится в исправительной колонии и нуждается в операции в Краснодарской краевой больнице, так как травма позвоночника оказалась тяжелой.

«У него зрения почти нет и у него перелом шейного позвонка. Я 17 февраля отнесла все документы и заявление о том, что в срочном порядке прошу провести освидетельствование на предмет зрения и полученной травмы и что его нужно вывезти к хирургам. Я отнесла эти документы и в СИЗО № 1, и в прокуратуру, но до сих пор его никто не перевез», — говорит она.

Адвокат Яворского Алим Таукенов рассказал, что сейчас защита добивается проведения экспертизы, которая подтвердит, что Яворский не может отбывать наказание. Соответствующее заявление направили в УФСИН и СИЗО сразу после суда, однако экспертиза до сих пор не состоялась.

«Даже если его признали виновным, он не может отбывать наказание. У него первая группа инвалидности по зрению, это считается тяжелым заболеванием. Когда суд первой инстанции выносил решение, у Марка была вторая группа инвалидности, умышленно заниженная. Ее выставляли без соответствующего оборудования. После наших жалоб провели еще одно обследование и установили, что у него первая группа. Кто-то говорил, что Марк при второй группе инвалидности мог читать и писать, — это неправда. Говорили, что раз он якобы мог читать и писать, мог и совершить преступление, — это неверно. Суд первой инстанции вынес приговор на предположениях, а суд второй инстанции его продублировал, не приняв во внимание практически ничего — пропали вещественные доказательства по делу. По моему мнению, суд апелляционной инстанции должен был отменить приговор и вернуть дело прокурору, чтобы тот вернул для дополнительного расследования», — рассказывает адвокат.

По мнению адвоката потерпевших Надежды Ступак, подсудимые необоснованно просят отмены обвинительного приговора и постановления оправдательного. 

«Суд очень тщательно разбирался в ситуации. Процесс был открыт до определенного времени, потом он проходил в закрытом режиме, потому что убийство было совершено зверски, нормальному человеку это было переносить тяжело, даже присутствовать в этом, не говоря уже об участии. Это говорит о многом, что несовершеннолетний, 16-летний ребенок находится там, наблюдает, дает пояснения, как это происходило. Даже его спокойный рассказ об этом наводит на некоторые размышления. Но это отступая от документов. По документам — виновен, вина доказана. Должен отвечать», — говорит Надежда Ступак.