Казаки на динозаврах, конноспортивный комплекс и запорожец в черкеске. Обсуждение проекта нового памятника в Краснодаре

В декабре 2016 года глава Краснодара Евгений Первышов подписал постановление об организации открытого конкурса на лучший эскизный проект памятного въездного знака в столице Кубани, посвященного казакам — основателям города. Позже было запущено онлайн-голосование за лучший проект памятника. По замыслу городских властей, краснодарцы должны были выразить свое мнение о работах, представленных на открытый конкурс. За день до окончания приема голосов портал Юга.ру напоминает, как выглядят и что из себя представляют проекты известных скульпторов. А независимые эксперты, представляющие три разных поколения, выносят собственный вердикт.

«Площадь земельного участка для создания памятного знака должна быть от 10 до 20 кв. м в соответствии с одним из четырех возможных мест установки: пересечение улиц Мачуги и Автолюбителей; пересечение улиц Генерала Трошева и 40‑летия Победы; пересечение Калинина и Академика Лукьяненко и на развязке федеральной автодороги М4 "Дон", вблизи строения по Подсолнечной, 44/1 А», — гласит положение конкурса.

Конкурсная комиссия будет оценивать представленные работы по пяти основным критериям:
— наибольшее соответствие окружающей архитектурно-градостроительной среде;
— наибольшее соответствие историческому событию;
— наиболее высокое художественное исполнение;
— наилучшее сочетание элементов малых архитектурных форм;
— наименьшая ориентировочная стоимость создания объекта.

Проекты работ и их краткое описание с сайта администрации Краснодара

Василий Антонов

Скульптурная композиция изображает исторический момент зачитывания Антоном Головатым грамоты императрицы, которую он привез из столицы, о дарении кубанских земель черноморцам. Рядом изображен атаман Чепега с привезенным от Екатерины знаменем.


Вадим Гусев

Архитектурная часть эскизного проекта состоит из трехъярусной ступенчатой базы‑основания и стелы высотой 9 м, которая изготавливается из внутреннего металлического сварного каркаса, облицованного панелями из натурального камня. Низ стелы обрамлен приставными камнями-валунами. Скульптурная часть представляет собой композицию, состоящую из трех фигур казаков-основателей, изготовленных в бронзовом литье, высотой 3 м. На переднем фасаде стелы размещен геральдический герб Краснодара. Венчает стелу скульптура орла — как символ духовного начала, отваги, свободы, силы и величия.


Владимир Золотухин

Два всадника — это черноморский и линейный казаки. В памятнике отражается дух свободы, что подчеркнуто стремительным движением. Казаки на вздыбленных лошадях — это мощь и движение вперед. Фигуры подняты на постамент и как бы парят над землей. Над всадниками возвышается два архитектурных шпиля, между ними на высоте расположен шар, символизирующий землю, которую они защищают.


Сергей Исаков

Композиция «Казачий Дозор» стоит на кургане высотой 6 метров, расположенном на основном въезде в г. Краснодар с северной стороны, трасса М4. На вершине кургана находится смотровая площадка диаметром 52,6 м, в центре которой располагается постамент в виде куска скалы (выполненный из бетона и облицованный местным камнем) высотой 4 м. Курган венчают два конных стража Кубани высотой 6 м (с пикой высота составляет 7,5 м). На смотровую площадку ведет подъем с четырех сторон, где можно расположить рельефы, рассказывающие об истории Кубани. Общая высота композиции составляет 17,5 м.


Алан Корнаев

Скульптурная композиция посвящена казакам — основателям Екатеринодара-Краснодара. Это собирательный образ основателей города Антона Головатого и Захария Чепеги. В скульптуре выражены дух и мощь столицы Кубани.


Андрей Плесский

Памятный въездной знак прежде всего должен оставить память для гостей и жителей столицы юга России. Поэтому он должен быть легким, заметным и эксклюзивным. Что в полной мере отразилось в представленном эскизном проекте скульптурной композиции, исполненном в современном и уже зарекомендовавшем себя стеклофибробетоне, ничем не уступающем, а по прочности и долговечности превосходящем мрамор и гранит. Высота композиции от основания до высшей точки равна 18 м.


Валерий Пчелин

Композиция представляет собой группу из трех всадников — отряд казаков во главе с кошевым атаманом Захарием Чепегой. Изображен момент принятия Чепегой решения о выборе места для основания крепости и в дальнейшем — города Екатеринодара. Чепега держит в правой руке символ власти кошевого атамана — булаву (точнее — пернач), а левой рукой приказывает своему отряду остановиться. Его жест сообщает: «Здесь мы будем стоять отныне и навсегда». Предполагаемое место расположения скульптурной группы — на развязке федеральной автодороги М4 «Дон», на вершине высокого искусственного холма, с которого открывается вид на кубанскую степь.


Творческий союз Тимофея Смольянинова и Миграна Арутюняна

Композиция «Казак-Основатель». Всадник со знаменем — это символ Кубанского казачьего войска. Всадник — это рыцарь, рыцарь — это казак, охраняющий южные рубежи России. В данной композиции мы хотим показать казака — всадника, останавливающего на скаку коня и водружающего знамя, что в свою очередь символизирует желание обосноваться на этой земле.


Творческий союз Юрия Щербинина и Александра Аполлонова

Концепция этого знака должна утверждать особенность нашего города: Православие, Государственность, Дружелюбие, готовность защищать свой город. Въездной знак представляет группу казаков с лошадью. Посредине композиции — вертикаль с православным крестом и ангелом-хранителем нашего города. Под лавровым венком на вертикали рельефы с изображением герба России и Кубани и год основания города Екатеринодара. Одна из фигур изображает священнослужителя — конкретную историческую личность, отца Романа, с макетом православного храма. Ведущей фигурой является казак со знаменем, утверждающим место города. На втором плане — казак с пикой и бандурой, который завершает композицию, что необходимо для кругового восприятия. Общая высота композиции 18–20 м, высота фигур 4–4,5 м.


Наталья Машталир

Наталья Машталир

архитектор

Мнение экспертов

В каждой работе видна определенная школа: у кого-то это местные памятники, кто-то делает акцент на сомасштабность человеку, кто-то, наоборот, подавляет зрителя громадой монумента. На мой взгляд, критерии скульптуры должны быть такими: торжественная, современная, то есть без отсылок к памятникам СССР, как в работах Антонова, Гусева, Золотухина, высокая художественная ценность и непохожесть на другие. На мой взгляд, работа Смольянинова и Арутюняна очень напоминает казака напротив администрации края.

О том, чтобы скульптура была действительно современной, остается только мечтать. У меня была идея соединить две истории нашего края: дореволюционную и дохомосапиенсную. Оседлать казаками динозавров, ящеров и огромных птиц, получились бы такие «Завоеватели» во всех смыслах, укротители природы. Но я не скульптор и в достойном виде воплотить свои идеи не могу. И понимаю, что юмор оценят не все. Хотя такие скульптуры, которые задумывались серией работ в натуральном масштабе, расставленных по всему городу, точно привлекли бы внимание молодежи и гостей города, а также заполнили собой СМИ и соцсети.


Владимир Громов

Владимир Громов

казачий генерал

Сейчас появилась идея поставить памятник основателям Екатеринодара. В принципе, идея хорошая, осталось найти, кто и как ее реализует. С моей точки зрения, все сейчас в России, и в том числе в архитектуре, переживает кризис. Мастеров, способных создать что-то серьезное, чтобы все ахнули, практически и нет. Я посмотрел все эти проекты, и, если честно, сказать, что они меня поразили, я не могу. А если вспомнить примеры конных памятников, то мировая история знает не так много удачных работ. Лучший, на мой взгляд, — памятник сотнику Гречишкину в станице Тбилисской. Он даже лучше, чем тот, который стоит в центре Краснодара. Кстати, этот памятник перед администрацией края первоначально задумывался как памятник казакам-основателям. Меня давно еще губернатор Ткачев попросил зайти в мастерскую к Аполлонову и посмотреть, как идет работа. Я пошел посмотреть и увидел, что планируется памятник запорожскому казаку. Я пришел к Александру Николаевичу и предложил поставить в Краснодаре монумент кубанскому казаку, поскольку памятник запорожцу уже есть на Тамани. Губернатор согласился. Я приехал во второй раз к Аполлонову — там запорожец с оселедцем, но в черкеске. Такого быть не могло, кубанские казаки — это уже XIX век, это другое поколение, другая история. В итоге образ типичного кубанского казака скульптор слепил с нашего знаменитого соотечественника — летчика, генерала Вячеслава Ткачева. Так и появился тот памятник.

Памятник сотнику Гречишкину в станице Тбилисской

Памятник сотнику Гречишкину в станице Тбилисской

Если вернуться к проектам, участвующим в конкурсе, то, пожалуй, могу выделить две работы. Вот скульптура Гусева представляет из себя стелу, вокруг которой расположены фигуры казаков со всеми атрибутами. Все бы ничего, но я вижу, что там люди с бородами, а черноморские казаки бороды не носили. Нужно же знать детали. Также на стеле есть надпись «Краснодар», а наверное, надо бы и Екатеринодар как-то обозначить.

Что касается работы Пчелина, видно, что работа еще сырая, хотя композиционно кажется удачной. Едут три всадника, впереди Захарий Чепега знаком показывает спутникам остановиться. Возможно, этот проект выглядит наиболее подходящим. А может быть, самым верным было бы не спешить, а поработать над проектами еще? Еще один момент — правильно выбрать место. Для конной группы нужен простор, нужна площадь. Не так, как недавно где-то за углом поставили большой и высокий памятник Рашпилю. Так что работа предстоит сложная и требующая профессионализма. Особенно важно правильно изобразить лошадь, с учетом всех физиологических особенностей, показать мышцы, работающие во время движения. А так просто поставить коня — так оно и будет конем смотреться.


Валерий Казас

Валерий Казас

скульптор

Видел проекты — это все картон, декорации, все ненастоящее. Ни одна работа мне не понравилась. И вопрос не в традиционности или консерватизме. Вопрос в каком-то непонятном несоответствии жанру: помпа, не подкрепленная качеством — от идеи до, как показывает городская практика, исполнения. Почему в конкурсе участвуют не все скульпторы, которые бы могли? Наверное, не всем предлагают, возможно, с городом они связываться не хотят. Я имел опыт общения с городской и краевой архитектурой — с ними невозможно вести диалог, они не хотят и не умеют работать. Но если есть деньги и есть желание их так потратить, пусть получают весь этот конноспортивный комплекс. Все печально, на это даже можно не обращать внимания, но у нас так. И в Краснодаре, и в стране. И чем дальше, тем хуже у нас дела со скульптурой обстоят. Одно радует — создается запас бронзы, который когда-нибудь, я надеюсь, используют по назначению. Есть материал в Краснодаре, Ростове, Воронеже, Перми, Москве, не важно где. Цветмета установили в избытке. Жалко, что на это потрачены какие-то деньги, какие-то возможности упущены.

Хочется — пусть делают. Краснодар уже превратился черт знает во что, и по большому счету наличие еще одного памятника ситуацию не изменит. Сейчас нельзя говорить о наличии в Краснодаре какого-то пространства и скульптуры, соответствующей духу времени. Поменять это уже невозможно. Бетонные многоэтажки — это не дерево, которое можно пересадить, это здания, это тысячи тонн, это люди, живущие и работающие там. Такой у нас город. Большой, чистый — и очень некрасивый. Если на человека из станицы это все может производить впечатление, то для тех, кто хоть как-то понимает, что такое город, это все выглядит удручающе. Из городов-милионников Краснодар — самый ужасный в стране, но самый чистый и, видимо, богатый. А скульптура? Да кому она тут нужна? Если говорить о скульптуре как явлении, которое живет и развивается, то в Краснодаре ее нет. Только в отдельно взятых мастерских, в головах у некоторых людей, а в городской среде ее нет. Как нет и городской среды. Нет нормальных зданий, нет пространств. Зато чисто.

Статьи

«Буду бить страпоном по микрофону, пока не пробью стены»

Певица Волуа об игре на вибраторе, клипе Линдеманна и песнях про гомосексуалов

Статьи

Как раздельный сбор мусора экономит миллионы?

Курорт «Роза Хутор» делится опытом

Читайте также

Реклама на портале