Аммиачные войны на Кубани – эпизод второй

На недавнем совещании в администрации края Александр Ткачев объявил, что материалы, касающиеся деятельности ОАО "Тольяттиазот" по строительству порта на мысе Железный Рог, направлены в краевую прокуратуру. Власти дали понять, что конфликт, о котором в крае заговорили осенью прошлого года, когда строительство было остановлено, так и не урегулирован. Сегодня отношения между краевой администрацией и крупнейшим инвестором стройки вновь обострились.

Строительство морского порта по перевалке сжиженных углеводородов, аммиака, нефти и нефтепродуктов на Таманском полуострове в районе мыса Железный Рог — очень крупный, но весьма конфликтный проект. Проектная мощность порта, который администрация Краснодарского края предлагает назвать "Порт — Тамань", к 2015 году должна составить 30 млн. тонн грузов в год, что позволит ему стать третьим по величине российским портом после Новороссийска и Санкт-Петербурга. Общий объем инвестиций в проект достигает 1 млрд. евро, крупнейшими инвесторами являются ОАО "Тольяттиазот" и ЗАО "Таманьнефтегаз", которые намерены вложить в проект по 300 млн. евро.
В проекте участвует еще ряд крупных компаний, но дальше всех в реализации планов по строительству своей части порта продвинулась именно корпорация "Тольяттиазот": на настоящий момент построены железнодорожные пути, эстакада, выдвинувшаяся в море на 2 километра, емкости для хранения азота, почти завершено строительство административного корпуса.

Однако именно инвестора, который вложил больше всего средств в реализацию проекта, краевые власти сегодня называют "недоговариваемой" компанией и собираются применить против весь спектр санкций, предусмотренных российскими законами. Несколько раз за последние месяцы различные должностные лица в крае даже восклицали (вроде бы сгоряча, на волне эмоций) — в проекте порта обойдемся и без "ТоАза"!
Когда в октябре прошлого года взметнулась первая волна общественного возмущения против нерадивой корпорации, компетентные люди в Краснодаре и Темрюке предположили — "Тольяттиазот" просто выталкивают из проекта.

Развитие событий показывает, что такое подозрение не было лишено оснований — на недавнем совещании вновь зазвучали возмущенные голоса представителей различных ведомств, обвинивших "ТоАз" и президента компании Владимира Махлая в хроническом пренебрежении к строительным нормативам и мерам безопасности.
— В ходе строительства перевалочного комплекса был выявлен ряд серьезных нарушений законодательства. Всего было установлено более двадцати пунктов нарушений, включая отсутствие экологической экспертизы, пользование недрами без лицензии и многое другое. На площадке "Тольяттиазота" строятся объекты, не предусмотренные генеральной схемой развития порта. На объекте соседствуют склады зерна и хранилище метанола — сильнейшего ядовитого вещества, — заявил на совещании в администрации края заместитель главы края Александр Гаврилов.
А руководитель краевого управления ГО ЧС Петр Ефремов сообщил, что строительство гидротехнических сооружений ведется без обследования акватории на наличие взрывоопасных предметов, которые могут находиться там с времен войны.

Собственно говоря, все эти упреки в адрес "Тоаза" уже звучали несколько месяцев назад, а сейчас к ним добавилось и обвинения в самовольном, "партизанском" строительстве. Специалисты краевого департамента архитектуры и градостроительства, периодически выезжая в поселок Волна на площадку "Тольяттиазота", каждый раз убеждаются — работы по возведению объектов перевалочного комплекса идут, несмотря на запрет. В прошлый приезд комиссии, например, емкости для хранения зерна лежали в разобранном виде, а сейчас две металлические башни уже смонтированы и установлены.
Общий вывод совещания в Краснодаре повторил заключение специалистов, сделанное в октябре прошлого года — стройку "Тоаза" заморозить, жизнь и здоровье людей важнее денег.
— Беспрецедентный случай — власти региона прекратили реализацию важнейшего инвестиционного проекта, но у нас нет другого способа повлиять на руководство компании", — подчеркнул Александр Ткачев.

Главе края никто не возразил, даже президент "ТоАза" Владимир Махлай, впервые за два года появившийся в краевой администрации. После совещания он посетовал на бюрократические преграды, которые мешают своевременно оформить все надлежащие документы.
На вопрос журналистов о том, действительно ли его корпорацию хотят выдавить из проекта, Махлай пожал плечами: "Вы сами все видели". Президент "ТоАза" не стал опровергать обвинения против своей компании, однако некоторые независимые специалисты, имеющие отношение к стройке, но не работающие в корпорации, назвали выводы проверяющих полной бессмыслицей:

— Контроль за ликвидацией взрывоопасных предметов в акватории порта — это компетенция не МЧС, а Военно-морского флота РФ, — сообщил ЮГА.ру один из специалистов по строительству. — Глава краевого ГО ЧС не имел права запрещать работы на этом основании. Что касается соседства зерна и метанола — зерновой перегрузочный комплекс "Тоазу" навязали как раз из администрации края, правда, еще при Кондратенко. Если говорить в целом, то явных нарушений закона Махлай не допускал. Другое дело, что он вел себя независимо, не слишком оглядываясь на краевую администрацию. Очевидно, власти решили устроить "показательную порку" несговорчивого олигарха".

Еще во время первой вспышки конфликта между администрацией края и "ТоАзом" некоторые эксперты высказывали предположение, что настоящая причина конфронтации — противоречия в группе инвесторов нового порта. С октября ситуация изменилась, но лишь в сторону усиления противоречий и ужесточения борьбы за свой кусочек земли у моря.
Как известно, отношения России с Украиной в свете избрания нового президента сопредельного государства в ближайшее время не улучшатся, в связи с чем важность морского транзита через южные российские порты возрастает многократно.
Соответственно растет и "цена вопроса" при участии в реализации проекта строительства порта. Когда-то "ТоАз" начинал строить практически в одиночку (правда, у компании "Таманьнефтегаз" на этот счет другое мнение, она считает именно себя инициатором идеи).

В любом случае, Владимир Махлай, согласовав свои действия с администрацией края, приглушив протесты экологов и сторонников развития Тамани как курорта, первым начал осваивать мыс Железный Рог в качестве первого в России частного порта. Возможно, президент компании привык считать себя единственным хозяином осваиваемой территории. Сейчас власти края пытаются убедить господина Махлая, что в этом вопросе он сильно заблуждается.