Большой адронный коллайдер остановлен из-за серьезной энергоаварии

Большой адронный коллайдер снова остановлен из-за поломки, обесточенной оказалась и половина помещений ЦЕРН

Большой адронный коллайдер снова остановлен из-за поломки. В результате серьезного сбоя питания обесточенной оказалась и половина помещений самого Европейского агентства ядерных исследований (ЦЕРН).

Большой адронный коллайдер – это самый большой в истории ускоритель заряженных частиц, который создан в ЦЕРН при участии физиков из 80 стран и расположен на границе Швейцарии и Франции. По замыслу авторов эксперимента, пучки разгоняемых навстречу друг другу тяжелых протонов могут создать условия, близкие к тем, которые существовали в первые микросекунды после Большого Взрыва, в результате которой возникла наша Вселенная.

Первый запуск коллайдера состоялся в сентябре 2008 года, однако через несколько дней БАК был остановлен из-за аварии. Повторный пуск произошел вечером 20 ноября, когда первый поток протонов успешно прошел по всему кольцу.  К 30 ноября Большой адронный коллайдер установил мировой рекорд по разгону пучков протонов до высокого энергетического уровня, став самым мощным из существующих ускорителей частиц

2 декабря в 00:23 GMT произошел сбой на 18-киловольной линии электропередач на участке возле Мейрина (Швейцария). Как передает издание Register, это вызвало отключение основного вычислительного центра, однако сработали аварийные системы ускорителя, и он был постепенно выведен из рабочего режима. Новость об отключении стала известна благодаря наблюдателям-любителям, заметившим резкое прекращение трансляции данных о работе коллайдера.

Нарушения не затронули криогенную систему охлаждения, поэтому самому дорогому прибору в истории человечества не нанесено никакого катастрофического ущерба. Согласно полученным данным, магниты ускорителя сохранили рабочую температуру – всего на 1,9 градусов выше абсолютного нуля. Это имеет решающее значение, так как повторное охлаждение было бы чрезвычайно длительным и сложным процессом.
Сотрудники CERN подчеркивают, что неполадка носила внешний характер, и рассчитывают, что рабочий процесс вскоре возобновится.
При этом точную причину поломки еще предстоит выяснить. "Возможно, это была птица-хлебный бомбардировщик из будущего", – шутит Крис Стивенс, один из ученых, работающих в CERN.

Как сообщали ЮГА.ру, ранее работа коллайдера уже не раз останавливалась из-за технических неполадок. В начале ноября сбой в системе охлаждения возник из-за попавшей в электрооборудование черствой французской булки, который был обнаружен в одном из восьми зданий, стоящих на поверхности над 27-километровым тоннелем коллайдера. "Никто не знает, как кусок хлеба попал в электрооборудование, окруженное хорошо охраняемым заграждением. Возможно, его принесла птица", – рассказывал тогда представитель ЦЕРН.

Тем временем, многие вполне серьезные исследователи не исключают возможность того, что работе коллайдера мешают из другого измерения, чтобы не допустить появления у человечества портала в параллельную вселенную до тех пор, пока мы не будем к этому готовы.
А Хольгер Бех Нильсен из Института Нильса Бора в Копенгагене и Масао Ниномия из Института теоретической физики Юкава в Киото уверены, что коллайдер вредит сам себе, пытаясь не дать ученым открыть бозон Хиггса, получить темную материю или черные дыры. По словам Нильсена, открытие бозона может иметь такой эффект, что нечто в будущем пытается силами предотвратить запуск БАКа.

"Можно говорить о микро-"черных дырах", которые, якобы, если бы создавались, то распадались как любые нормальные частицы. Можем ли мы создавать такие дыры на БАКе? Да. Но если мы живем в более чем трехмерном измерении. Я не могу это исключать: муравей, который ползет по столу, видит только два измерения",комментировал ранее глава ЦЕРН Ральф-Дитер Хойер.