Кто и зачем играет в онлайн-игры? Интервью с продюсером Warface

В рамках фестиваля «Киберкон», который прошел в Краснодаре 23–25 февраля, состоялся турнир по онлайн-шутеру от первого лица Warface, популярнейшей многопользовательской игре в России и за ее пределами. В апреле 2017 года Warface празднует свое пятилетие — за это время количество игроков превысило 44 млн человек, из них около 5 млн пользователей живут в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах России.

Юга.ру поговорили с продюсером русскоязычной версии игры Евгением Париновым о том, что представляет собой Warface, дает ли киберспорт возможность заработать и зачем онлайн-шутеру нужны региональные серверы.

В рамках фестиваля «Киберкон» прошел турнир, где мы видели в основном молодую аудиторию. Кто играет в Warface в целом по России?

— Аудитория большинства free-to-play игр неоднородна. И тут никаких строгих ограничений для участников — ни по возрасту, ни по национальности, ни по принадлежности кого-либо к чему-либо — не существует. Это целый срез общества, можно встретить и совсем молодых пользователей, и студентов, есть семейные люди, проводящие в игре свободные вечера после работы. Мы регулярно устраиваем встречи с игроками, и в Воронеже однажды пришла целая семья: мама, папа и трое детей. Кто знаком с игрой, понимает, что в кооперативном режиме состав команды — это как раз пять игроков, то есть вся семья и составила целую команду, настоящую боевую единицу.

В 2014 году на нашу встречу в Ростове пришел 72-летний игрок Warface с ником Батя — такой харизматичный мужчина с белой окладистой бородой

Сегодня компьютерные игры — такое же популярное хобби, как, например, раньше была рыбалка или охота. Только ни одно животное тут не страдает. Сейчас, с развитием технологий, игры проникают и в другие сферы развлечений. По ним снимают фильмы, пишут серии книг, а трансляции кибертурниров собирают у экранов миллионы зрителей.

Warface — это многопользовательский онлайн-шутер от первого лица (MMOFPS). Игра базируется на движке CryEngine 4 и представляет собой онлайн-боевик, где игроки сражаются друг с другом (РvР) или же против компьютерного оппонента (РvЕ) в сессионных матчах.
Разработчик — студия Crytek.
Релиз — 2012 год.
Издатель и локализатор русскоязычной версии проекта — Mail.Ru Group. С 2017 года международным издателем онлайн-шутера стала My.com, дочерняя компания Mail.Ru Group.
26 января 2013 года Warface установил рекорд Гиннесса в категории «Наибольшее количество игроков, одновременно находящихся на одном сервере онлайн-шутера» — более 145 тыс. человек.
Более 44 млн зарегистрированных пользователей в России и СНГ.

В чем феномен популярности Warface?

— Причин много. Команда разработчиков постоянно трудится над тем, чтобы Warface всегда был интересен и новичкам, и бывалым игрокам. Игра очень живая и не стоит на месте. Ежемесячно в шутере появляются новые миссии, оружие, масштабные спецоперации с собственным сюжетом, проводятся киберспортивные состязания с реальными денежными призами. Кроме того, игроки сами формируют особую среду, в которой им действительно приятно находиться: Warface, в первую очередь, — это игра про взаимовыручку, командную работу, здесь силен дух товарищества. Во многом благодаря этому число игроков стремительно росло с самого запуска проекта — в 2013 году мы установили рекорд Гиннесса по числу пользователей, одновременно сражающихся на одном сервере онлайн. К слову, в январе этого года рекорд был побит. Мы регулярно устраиваем специальные акции и мероприятия для игроков, встречаемся с ними за пределами виртуального мира в разных городах нашей родины. Все это объединяет игроков в одну большую семью, где географические границы совсем не имеют значения.

На юге России запущен локальный сервер онлайн-шутера. Почему именно в нашем регионе и какое воздействие это окажет на игроков?

— Для любой динамичной онлайн-игры, где каждая секунда на счету, важно отсутствие задержки — временного промежутка между действием самого пользователя и его персонажа. До появления региональных серверов все они размещались в Москве. Там один из лучших в мире дата-центров, однако с физикой не поспоришь: чем дальше находится компьютер пользователя, тем выше вероятность задержек. Чтобы этого не происходило, мы и открываем локальные серверы. Это сведет вероятность плохого соединения к минимуму. К тому же региональные серверы позволяют не только сражаться без задержек, но и играть с людьми, которые живут неподалеку. Со временем дополнительное оборудование появится во всех уголках страны, уже сейчас оно установлено на юге и в Сибири. Эти регионы мы выбрали не просто так, а по количеству вовлеченной в игру аудитории: суммарно более 9 млн зарегистрированных пользователей.

На фестивале «Киберкон» я общался с игроками из Краснодара, которые говорили, что если раньше время отклика с московским сервером составляло примерно 30 миллисекунд, то сейчас это порядка 1 миллисекунды. Разница впечатляет

«Киберкон» — яркое событие для региона. И за рубежом, и в России проходят масштабные мероприятия вроде выставок, посвященные интерактивным развлечениям. А еще сейчас много говорят о таком явлении, как киберспорт. Некоторые кибертурниры по своей аудитории выходят на такой же уровень, как чемпионаты по футболу. В чем причина возрастающей популярности киберспорта?

— Во всем мире киберспорт переживает подъем, да и в России уже официально признан как отдельный вид спорта со своими правилами, чемпионами, болельщиками. Просмотр матча по онлайн-игре — то же самое, что просмотр футбольного матча, это не менее захватывающее зрелище. Интрига сохраняется на всех этапах турниров — предсказать результат матча заранее очень сложно. Киберспорт и обычный спорт роднит и дух соперничества. Цель одна — доказать, что ты лучше, сильнее. В командной игре это, опять же, взаимодействие, тактика и так далее.

Ну и, конечно, довольно серьезный призовой фонд манит тех, кто готов побороться за хорошую награду. Взять, например, наш турнир Warface Open Cup: за прошлый год было разыграно несколько миллионов рублей. Неплохая мотивация, не так ли? С каждым годом турниры становятся все популярнее: известные команды узнают по названию, успешные игроки становятся звездами и даже знаменитостями. Чтобы преуспеть в таком динамичном спорте, недостаточно просто «просиживать вечера за компьютером» в свободное время, здесь все серьезно. Нужны тренировки с коллективом, проработка тактических схем, командная стратегия. Каждый год в турнирах по Warface участвуют тысячи игроков — конкуренция не просто велика, а огромна. За десять сезонов Warface Open Cup в матчах принимали участие игроки из СНГ и России.

Кстати, менеджеры нескольких ключевых киберкоманд живут в южном регионе, например, в Новороссийске и Армавире. При этом, благодаря нашей турнирной системе, пробиться в финалисты и забрать главный приз при должном уровне подготовки могут даже новички. В истории Warface Open Cup были моменты, когда изначально никому не известная команда выигрывала у признанных фаворитов и оказывалась в числе победителей.

Существует такой стереотип: игрок в компьютерные игры — замкнутый нелюдимый человек, который любой компании предпочитает общество виртуальных героев. Так ли это?

— Это не более чем стереотип. Например, игроки в Warface охотно общаются и за пределами виртуальных чатов. Мы часто встречаемся с нашими пользователями, проводим всевозможные конкурсы и фотосессии, отвечаем на вопросы, просто общаемся. Из недавних событий могу отметить мероприятие в Грозном, которое посетило около 1500 человек. На этих встречах те, кто раньше сражался в одной команде, знакомятся лично, становятся друзьями. Я знаю о случаях, когда пары, встретившиеся изначально в Warface, впоследствии влюблялись и начинали встречаться. Так, на финале одного из турниров молодой человек вышел в перерыве на сцену и сделал своей девушке предложение. Через три месяца эти ребята приехали на очередной турнир уже в качестве семьи.

ММО — массовая многопользовательская онлайн-игра (Massively Multiplayer Online).
Free-to-Play — модель распространения онлайн-игр, подразумевающая возможность участия в игре совершенно бесплатно для пользователя.
PvE-вселенная — сокращение от Player vs Environment — игрок против окружения/окружающей среды.
PVP — сокращение от Player versus Player, то есть взаимодействие типа «игрок против игрока»

И все же — что заставляет человека тратить время на виртуальные баталии вместо реальной жизни?

— Ровно то же, что заставляет людей смотреть кино, читать книги, ходить на вечеринки. Онлайн-игры — еще один способ хорошо провести время, пообщаться с людьми, отвлечься от работы. Как и ко всему остальному, относиться к такому увлечению можно по-разному: кто-то сыграет пару матчей после трудового дня, чтобы развеяться, а кому-то захочется большего. Все наши крупные турниры располагают внушительным призовым фондом, так что у тех, кто серьезно готовится к соревнованиям, есть шанс сорвать куш.

Был случай, когда игрок, семья которого сначала, мягко говоря, не разделяла его увлечение, выиграл на одном из турниров крупную сумму. Теперь их отношение поменялось и все родные за него болеют

Если обобщить, Warface — это целый мир, в котором можно найти друзей или вторую половинку, реализовать амбиции, показать себя. Попасть в него может любой — достаточно просто установить игру и начать сражаться. Каждый может найти то, что нужно именно ему: азарт, адреналин, зрелищность, общение, даже серьезные отношения!