В США проведут расследование авиакатастрофы Boeing в Ростове-на-Дону

Ростовская область
  •  © Фото Albert22278, pixabay.com
    © Фото Albert22278, pixabay.com

В США началось расследование, которое поможет установить причину крушения Boeing 737–800 компании FlyDubai в Ростове-на-Дону

По данным источника, близкого к расследованию, самолет, разбившийся 19 марта 2016 года, был оборудован системой HUD (Head Up Display) — современной системой индикации параметров на стекле перед глазами летчика. Прозрачный дисплей штатно устанавливается только на самых последних Boeing 787 Dreamliner или, например, на Airbus 318. Однако компания FlyDubai установила эту опцию на своих самолетах более ранних версий, находящихся в эксплуатации. Boeing 737–800 стал первым в современной истории разбившимся самолетом, оборудованным системой HUD, пишет «Коммерсантъ».

Наиболее вероятную причину авиакатастрофы назвали эксперты Межгосударственного авиакомитета в 2016 году. Большинство участников расследования предположили, что управлявший Boeing командир Аристос Сократуос, пытаясь увести машину на круг после неудавшейся посадки в Ростове-на-Дону, потерял ориентировку в пространстве и направил самолет вниз, вместо того чтобы набирать высоту. Эксперты считают, что пилот проигнорировал показания приборов и положился на собственные физиологические ощущения. Потеря ориентировки становится причиной каждой десятой авиакатастрофы, в том числе крушения Ту-154 в аэропорту Сочи. При этом эксперты до сих пор не могут объяснить, почему опытные пилоты, знающие, что в воздухе можно доверять только приборам, оказываются во власти иллюзий.

Посадка Boeing 737–800 в Ростове-на-Дону проходила в сложных условиях — пилот дважды заходил на полосу и оба раза не мог посадить судно из-за облаков, дождя, темноты и сдвига ветра в районе аэродрома. Некоторые участники расследования предположили, что дополнительным фактором, спровоцировавшим аварию, могла стать смена индикации на расположенном перед глазами пилота HUD. В зависимости от условий полета пилот меняет режим HUD на более удобный — делается это скользящим движением пальцев по стеклу. Изображения, которые видел перед глазами летчик, синхронизированные с произнесенными им словами и совершенными управляющими действиями, могли бы рассказать, что происходило в кабине до аварии. Но режимы индикации на HUD не записал ни один из самописцев самолета. Чтобы устранить пробел, эксперты МАК через Национальный совет безопасности на транспорте (NTSB) США обратились к производителю дисплеев — американской фирме Rockwell Collins, Inc. Те пообещали восстановить последовательность смены изображений на дисплее и предоставить результаты МАК в виде фильма.

Подобных исследований никогда не делали, потому что ни один самолет в мире, оснащенный HUD, еще не разбивался. Из-за этого в расследовании возникла задержка. Оба пилота летали на машинах с HUD, и подобная идентификация была для них привычна. Информация о смене картинок на дисплее нужна МАК, чтобы установить, нет ли связи между индикацией на стекле и потерей летчиком пространственной ориентировки.

Как сообщали Юга.ру, 19 марта в результате крушения Boeing 737-800 авиакомпании Flydubai, следовавшего из Дубая в Ростов, никто не выжил. Авиалайнер разбился при заходе на посадку в 253 метрах от взлетно-посадочной полосы. Всего в списке погибших 62 человека: 7 членов экипажа и 55 пассажиров.