Мнения: Мирослав Валькович

Как перекрыть улицу Красноармейскую и создать новое общественное пространство. Мнение урбаниста

Несколько дней назад на встрече с журналистами мэр Краснодара Евгений Первышов высказал мысль о том, что в будущем улица Красноармейская может стать пешеходной в выходные дни.

И хотя в пресс-службе мэрии не смогли раскрыть подробности будущей инициативы журналисту Юга.ру, общественный активист Мирослав Валькович провел собственное исследование и рассказал о перспективах пешеходной улицы Красноармейской.

— Хочу поблагодарить всех критиков идеи превращения улицы Красноармейской в пешеходную за конструктив. Если бы не вы, я бы не решился на проведение полевого исследования вопроса. Так что эта статья — полностью ваша заслуга.

В процессе обсуждения этой темы очень часто возникали типичные вопросы, которые можно сформулировать следующим образом: «А как же местные автомобилисты? Вы о них подумали? Улицу невозможно закрыть, потому что это приведет к локальному коллапсу». Или такой вопрос: «Да откуда там пешеходы? Это же убогая улица, там делать нечего. Достаточно Красной». Поскольку эти вопросы звучали все громче и громче, я запасся необходимым инструментарием, временем, теплой одеждой, помощью хороших людей и вышел в поле изучить вопрос на цифрах и фактах, без лишних эмоций.

Сразу оговорюсь: я понимаю, что даже это не будет окончательным аргументом для скептиков. Кто-то может просто не поверить в цифры, поскольку они не бьются с их картиной мира. Если у кого-то есть желание и возможности, мы можем провести совместно уже полноценное независимое исследование, дабы снять окончательно все вопросы.

Условия исследования

Цель — изучить реальный автомобильный и пешеходный трафик на участке ул. Красноармейской от ул. Гоголя до ул. Чапаева, а также влияние перекрытия изучаемого участка на транспортную обстановку с возможностью распределения трафика по улицам-дублерам (Янковского и Октябрьской).

Измерения проводились в субботу и воскресенье 18-19 января, поскольку перекрытие изучаемого участка планируется только в выходные и праздничные дни. Время — с 13:00 до 16:00. (В более раннем периоде преобладает автомобильный трафик, в более позднем — пешеходный.)

Мы исследовали несколько участков по несколько раз, потом брали средние значения. В процессе использовались методические рекомендации оценки пропускной способности автомобильных дорог (ОДМ 218.2.020-2012).

Температура воздуха +3 (что в том числе сказывалось на структуре трафика — прямо скажем, не прогулочная погодка).

Результат

Были получены следующие данные, которые отображены в сводной таблице:

© Графика Мирослава Вальковича

Итак, судя по полученным данным, мы видим следующее:

Также отметим, что планируют перекрывать только участок в двух-трех кварталах. Автомобилисты всегда смогут вернуться обратно на ул. Красноармейскую. В этом случае для них мало что изменится с точки зрения доступности и средней скорости прохождения участка.

Более того, у трафика в этом районе есть интересная особенность. Сервис «Яндекс.Карты» показывает, что даже в будние дни в час пик (18:30) маршрут от ул. Ленина до ул. Северной по ул. Красноармейской займет 10 минут, а по ул. Янковского — 8 минут. В выходной день маршрут по ул. Янковского быстрее на 1 минуту. Таким образом, передвигаться по дублерам ул. Красноармейской быстрее в любые дни.
Если у кого-то есть вопросы вроде: «А вот как я смогу проехать оттуда туда-то?», давайте проведем банальный эксперимент. Называйте пункт А и пункт Б, мы с помощью «Яндекса» замерим потенциальную разницу по принципу «до и после».

Перекресток улиц Красноармейской и Чапаева © Фото Елены Синеок, Юга.ру

Согласно методическим рекомендациям, существующая загрузка дороги по ул. Красноармейской относится к уровню обслуживания «В», и работа ее с экономической точки зрения является малоэффективной.
В квартале от ул. Карасунской до ул. Чапаева (да и не только там) весь трафик по Красноармейской фактически умещается в одну полосу из-за припаркованных автомобилей. Этот факт дает нам основание изучить и альтернативную идею — сужение участка до одной полосы без ощутимых потерь для автомобилистов. Так, без перераспределения потоков по дублирующим улицам (сохраняя текущий) коэффициент загрузки будет равен 0,49, что уже относится к уровню обслуживания «С» — с эффективной экономической работой участка. Но тут начинает действовать парадокс Баерса. Водители при сужении дорог (как и навигаторы) будут выбирать альтернативные пути, тем самым загрузка Красноармейской снизится, а общая скорость прохождения участка останется как минимум на прежнем уровне.

Яркий пример такого подхода к решению задачи — это реконструкция улицы Большая Дмитровка в Москве. Условия чем-то схожие с нашей ул. Красноармейской. Была загруженная трафиком улица с запаркованными по обочинам автомобилями и с практически отсутствующим тротуаром. После реконструкции, сужения дороги до одной полосы, трафик резко снизился (что можно наблюдать в том числе по «Яндекс.Панораме»). А пешеходный — вырос, и это несмотря на присутствие параллельной доминирующей улицы Тверской (у нас так же располагается Красная относительно Красноармейской).

© Фото Мирослава Вальковича

Подведем итог. Судя по полученным данным, сужение и закрытие рассматриваемого участка в выходные дни не только не приведет к транспортному коллапсу, но даже не принесет ощутимых осложнений для автомобилистов, а в некоторых направлениях им будет выгоднее перемещаться по дублерам.

Напоследок проанализируем пешеходный потенциал и ответим на вопрос: «Кто там ходит, и что там делать пешеходу?»

1. На участке от ул. Гоголя до ул. Чапаева уже существует значительный пешеходный трафик, генерируемый Кооперативным рынком. Если на перекрываемой части устраивать дополнительно ярмарки выходного дня, как это делается на ул. Буденного от ул. Красной до ул. Рашпилевской (и кстати, никто против этого не выступает), то число пешеходов можно ощутимо увеличить.

2. На указанном отрезке Красноармейской (Гоголя — Чапаева) по обе стороны улицы находится множество баров, кафе и клубов (более 21 точки), а еще есть магазины. Практически отсутствуют жилые дома и квартиры. Общепит генерирует преимущественно вечерний трафик, но предлагаемые способы досуга и столики летних кафе привлекут в этот район и значительный дневной трафик.

Улица Красноармейская © Фото Елены Синеок, Юга.ру

3. На указанном участке и поблизости находится восемь памятников истории и культуры, в частности:

Благодаря перекрытию улицы в выходные дни создаваемое общественное пространство, с одной стороны, станет более привлекательным для инвесторов, которые захотят реконструировать памятники и использовать их в соответствии с существующими нормами. С другой стороны, это позволит генерировать дополнительный пешеходный трафик за счет гостей Краснодара, да и нам самим будет не вредно изучать историю родного города.

Закончить хочу цитатой бывшего мэра Боготы Энрике Пеньялосы: «Разница между прогрессивным и отсталым городом заключается не в качестве автодорог или метро. Она заключается в качестве пешеходной зоны».

Оригинал

Версия страницы для ПК

Мнения

«Звездная пыль» или «Сказка о потерянном времени 2.0» Мнения |

«Упрощенная» Lada Granta: что собой представляет этот автомобиль, кому и зачем он нужен Мнения |

Как транспортная компания «КИТ» развивает грузоперевозки в регионах в обход Москвы Мнения |

«Спасти такие места сложно». Архитектор показал, как исправить ошибки Западного обхода в Краснодаре Мнения |

Голевой фестиваль в Химках: «Краснодар» сыграл 3:3 Мнения |

Все мнения

Главные новости

«Черноморец» и «Кубань» наказаны за выходки зрителей

Два дома в Ейске стали памятниками культуры

Летом 2024 года в Сочи заработают восемь новых отелей

Возле Витязево почти на все лето перекроют автомагистраль

«Локо» сравнял счет в полуфинальной серии

Опубликован трейлер триллера «Кладбище костей» с Мэлом Гибсоном

Лента новостей