Надо его переименовать, перевыименовать…

15 июня губернатор Краснодарского края Александр Ткачев в очередной раз пообещал вернуть столице Кубани историческое название – Екатеринодар. Подсчитано, что  последнее время подобные заявления Александр Николаевич делает раз в три месяца.
Однако на этот раз идея переименования Краснодара прозвучала как конкретный план, а не очередное политическое заявление: точная дата была названа в присутствии столь высокопоставленных лиц, что избежать "возвращения имен" краевому центру теперь, похоже, не удастся.

15-16 июня Краснодарский край посещал патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Программа визита предстоятеля Русской Православной церкви на Кубань оказалось весьма насыщенной – от вручения орденов до освящения закладного камня на строительной площадке духовно-культурного центра Московской патриархии в поселке Дивноморском.
В Краснодаре владыка отслужил литургию в Свято-Екатерининском кафедральном соборе, возложил цветы к памятнику казачеству и освятил колокола и купола строящегося храма Благоверного князя Александра Невского, который станет главным храмом Кубанского казачьего войска. Именно возле этого храма и сделал свое громкое заявление губернатор: "Через год, я думаю, это свершится, и Краснодар вернет себе свое историческое наименование Екатеринодар".

Ранее губернатор Кубани неоднократно говорил о необходимости переименования краевого центра. В декабре 2004 года он призвал начать региональную кампанию по возвращению исторических названий населенным пунктам "в знак уважения к предкам". Среди станиц и районов, которым "грозит" переименование, Александр Николаевич упомянул и Краснодар. Заявление губернатора тогда наделало довольно много шума, но страсти быстро улеглись, т.к. никаких дополнительных разъяснений из администрации края не последовало.
8 апреля, открывая памятник казакам-основателям земли Кубанской, г-н Ткачев вновь вернулся к этой теме. "Мы можем давать имена тому, что создали сами, но не имеем права менять названия, данные нашими предками", – отметил тогда губернатор Краснодарского края, выразив надежду, что часть населенных пунктов края в будущем обретут имена, данные им переселившимися на Кубань в XIX веке казаками.

Возникающее периодически желание губернатора переназвать Краснодар связано, не в последнюю очередь, с будущим возвращением на Кубань регалий Кубанского казачьего войска. После Гражданской войны  несколько десятков знамен и штандартов, а также жалованная грамота Екатерины II, оружие и императорские подарки были вывезены из России, теперь они хранятся в казачьем музее в г. Хоувелл (штат Нью-Джерси).  Кубанское казачье войско за рубежом, просуществовавшее в США как официальная структура до 1953 года, всегда признавало свою обязанность вернуть регалии на Кубань. Однако лидеры казачьей эмиграции ставили несколько условий, главным из которых была ликвидация коммунистической власти в России. Кроме того, зарубежное казачество требовало возвращения краевому центру исторического названия Екатеринодар и восстановления войскового храма Александра Невского, снесенного большевиками. Делегации из России и Америки долгое время обменивались визитами, однако заметного прогресса в деле возвращения регалий не было.

Незадолго до Алексия II в Краснодар прибыла делегация Кубанского казачьего войска за рубежом во главе с атаманом Александром Певневым. В ходе визита были проведены переговоры с представителями администрации края и руководством Кубанского казачьего войска о возможном возвращении регалий. Однако перспективы по-прежнему остались туманными: окончательных решений по возвращению регалий пока не принято, завершена лишь работа по составлению их описи.
– Мы не хотим, чтобы они попали в руки одного человека, – рассказал атаман Певнев. – Мы хранили регалии 80 лет, и так сразу отдать мы не можем. Куда они попадут – мы пока не знаем. Для нас это дорого. Не можем же мы привезти и бросить. Нужно знать, у кого и как они будут храниться, кто будет за них отвечать. Регалии должны принадлежать народу Кубани. Но как это сделать, мы пока не знаем.

Видимо, для того, чтобы смягчить позицию заморских казаков, Александр Ткачев и назвал в присутствии патриарха точную дату переименования Краснодара. Атаман Певнев выразил свою полную солидарность с мнением губернатора и заявил, что никаких референдумов по поводу возвращения городу исторического наименования проводить не надо: "Когда в 1920 году большевики оказались от исторического имени – никто никого не спрашивал – люди проснулись уже в другом городе. И для восстановления справедливости не нужно ничьих санкций". 

Правда, уже на следующий день картина почти миллиона человек, проснувшихся вдруг в другом городе, перешла в разряд мечтаний предводителя заморского казачества. Губернатор вдруг резко сдал назад, пояснив, что "в ближайшее время вопрос о возвращении Краснодару исторического названия решаться не будет". Была официально признана и необходимость референдума. И хотя фразы, в которые глава края облекал идеи переименования, вновь стали обтекаемыми, многие почувствовали, что теперь Екатеринодар стал не просто миражем на политическом горизонте.

О суммах, которые потребуются на то, чтобы отобрать город у Красной Армии и вернуть его императрице, пока благоразумно умалчивается: до подсчетов власти еще не добрались или просто не хотят опошлять светлые идеи "ребрендинга" мирскими проблемами.
А ведь вопросы "Сколько это будет стоить?" и "Не лучше ли потратить эти деньги куда-нибудь еще?" на сей раз являются не простым обывательским бурчанием. Как этот город ни назови, а проблемы с дорогами, канализацией, грязными улицами, ободранными домами etc никуда не денутся.
Вот, например, ко Дню Города администрация Краснодара торжественно обещает восстановить эксплуатационные качества дворовых туалетов по 144 адресам. Не провести людям канализацию, а "восстановить эксплуатационные качества" сортиров во дворах (о том, как это переводится с мэрского на русский, лучше и не задумываться). Двадцать первый век, столица одного из самых перспективных регионов России – "удобства" во дворах и вода из колонки… В точности "маленький Париж", да.

Любопытно, что, несмотря на откровенно станичный характер солидной части кубанской столицы, некоторые историки считают, что в самом городе не так много осталось от того Екатеринодара.
– Называть сейчас город Екатеринодаром – это полное лицемерие, после того, как был фактически уничтожен историко-архитектурный облик его центральной части, считает  директор Краснодарского государственного историко-археологического музея им. Е.Д. Фелицына Виталий Бондарь, специалист по дореволюционной архитектуре краевого центра.  Старого Екатеринодара уже почти не осталось, и случилось это в результате совершенно не продуманной и даже варварской застройки. Никто из архитекторов не думает об истории, не пытается развивать те традиции, которые и определяли тот неповторимый образ южного города.

Но это все досадные мелочи, которые не в силах омрачить путешествие в светлое завтра. Город должен быть переименован, потому что это нужно для возвращения регалий и хорошо сочетается с политикой "развития исторических традиций" и "бережного отношения к наследию предков". А регалии нужно вернуть, чтобы: а) окончательно вернуться к истокам; б) навсегда остаться в истории в качестве возвратителей. На пути столь прекрасных и чистых идей может встать только мнение горожан, очень многие из которых хотят по-прежнему жить в Краснодаре, но при грамотном разъяснении, стократно озвученном подконтрольными СМИ, результаты референдума, скорее всего, будут правильными.

Остается немного подождать, год или чуть дольше. Город назовут Екатеринодаром, в него привезут регалии, их магическая сила заставит хлеба колоситься веселее, приворожит инвесторов, изгонит с кубанских полей противных мышевидных грызунов, а из городов и станиц – лиц с подозрительными фамилиями, и все у нас с вами будет хорошо.

PS Спору нет, патриотическое воспитание очень важно для любого государства, нужно любить родину, знать ее историю, радоваться достижениям. Но нормальная жизнь дает не меньше поводов гордиться своей страной, на деле заботящейся о своих гражданах...

Лента новостей