Сергей Пузанов

Купола над зоной

Люди приходят к Богу разными путями, в том числе и по своим грешным дорогам, встречая свою веру уже в условиях несвободы

Люди приходят к Богу разными путями, в том числе и по своим грешным дорогам, встречая свою веру уже в условиях несвободы. С первой волной демократизации в России во многих тюрьмах и зонах для верующих осужденных появились молитвенные комнаты. Ведь государство гарантировало новой Конституцией свободу совести для всех граждан, в том числе и для тех, кто преступил закон и отвечает за это.

На Кубани один из таких православных храмов действует в колонии строгого режима ФГУ ИК-2, расположенной в поселке Двубратском (примерно в 10 км от Усть-Лабинска). На сегодняшний день он входит в число лучших православных храмов во всей Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации и считается лучшим в ГУФСИН по Краснодарскому краю.

Первый камень в основание храма Архистратига Михаила в колонии был заложен по благословению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора в 1997 году. Но для того, чтобы понять во всей полноте какое-то событие или явление, его обязательно надо рассматривать в контексте того времени, когда оно происходило. Иначе зачастую теряется смысл…
Поэтому не ради щекотания нервов, а именно с целью глубже понять, давайте вспомним нашу недавнюю историю.

1995-97 годы в России — время настоящего разгула преступности. Редкий день центральные телеканалы не сообщают о новом заказном убийстве. Вовсю идет передел собственности. Профессиональные киллеры отстреливают банкиров и предпринимателей, политических деятелей и авторитетов преступного мира. Продолжаются межклановые, межэтнические, групповые "разборки". На окраинах мегаполисов растут целые кладбища свежих могил. А программы новостей и подборки криминальной хроники превращаются в шоу для испытания человеческих нервов, показывая с максимальными подробностями примеры дикой бытовой жестокости.
Тюрьмы и колонии были переполнены, но вал криминального насилия не ослабевал. В состояние ужаса пришли даже авторитеты преступного мира. Молодой и наглый новорусский криминалитет сумел переступить даже через самые исконные "понятия", по которым всегда жили представители криминальных сообществ. И никто не знал, что с этим делать.
По местам лишения свободы одна за другой шли "малявы", в которых "воры в законе" требовали прекратить "беспредел" и вернуться к жизни "по понятиям". Не помогало и это. В самой криминальной среде стали продаваться и покупаться места в иерархии, а старого "авторитета" могли запросто прирезать на шконке.

В сентябре 1997-го к служившему в колонии номер два протоиерею Александру Черных подошел "смотрящий зоны". И попросил отца Александра найти возможность побеседовать по душам. Священник согласился, и разговор откладывать не стали. Матерый зек обрисовал ситуацию в среде осужденных откровенно и прямо. Потом задумался и добавил:
Знаете, батюшка, даже в среде закоренелых преступников(а здесь, "на строгаче", большинство — рецидивисты со стажем) есть три святых понятия — Родина, Бог и Мать. Давайте построим в зоне православный храм.
Сама мысль построить храм в колонии строгого режима вначале показалась крамольной. Храм за колючей проволокой, в зоне, где отбывают немалые срока убийцы, насильники, наркодилеры?
Отец Александр зашел в кабинет начальника колонии и рассказал о состоявшемся разговоре. К некоторому удивлению священника, полковник не отверг идею с порога. Спросил лишь:
Сами что об этом думаете?
— Вреда точно не будет!
— ответил протоиерей. — Считаю, что надо посоветоваться и в епархии, и с вашим начальством.
Осужденные, среди которых были и специалисты по строительству, довольно быстро подготовили эскизный проект храма. Все согласования провели в максимально сжатые сроки, и 10 октября того же года по благословению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора состоялась торжественная закладка первого камня в основание будущего храма.

Отец Александр тогда служил настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы в станице Ладожской Усть-Лабинского района. Поселок Двубратский расположен примерно на середине пути между Усть-Лабинском и Ладожской. В строительстве храма на территории колонии ФГУ ИК-2 (в то время — "Учреждение УО-68/2") неоценимую помощь оказывали администрация и предприятия станицы Ладожской. Здесь уместно заметить, что Ладожская — это крупный населенный пункт, где находятся известные на всю Россию предприятия — Ладожское зверохозяйство и ЗАО "Ладожское", ныне входящее в концерн "Кристалл". Первое поставляет ценнейший мех, высоко котирующийся даже на международных аукционах, второе выпускает лучшие сорта водки, славящиеся не только в России, но и далеко за ее пределами.

Храм в зоне рос довольно быстро, ведь строили его всем миром. Деньги на строительство жертвовали осужденные из своей зарплаты на производстве, их родственники, частные меценаты и предприятия.
Практически вся внутренняя отделка храма выполнена руками самих осужденных, которые вкладывали свой труд и душу в обустройство Дома Божия, проявляли в этой работе свои самые лучшие качества. Среди осужденных, отбывающих наказание в колонии, немало замечательных мастеров, людей с "золотыми руками". Глядя на их работу, нельзя не восхищаться: каждый созданный ими для храма предмет — настоящее произведение искусства.
Не менее 100 икон сделали для храма осужденные. Причем в разных техниках исполнения. Есть, к примеру, великолепная резьба по дереву, где филигранно выполнена каждая черточка лика или деталь одежды святого. Поражают своим великолепием чеканка окладов, точеные ограждения на солею, резьба подсвечников, иконостаса и Царских Врат. Ново-Тихвинский женский монастырь с далекого Урала прислал для колонии храма выполненные руками монахинь церковную завесу, облачения на Престол, жертвенник и аналои, священнические одежды.

Когда делали звонницу, возник вопрос: где достать настоящий колокол? Задача непростая. Помогли находившиеся на воле друзья осужденных. Применили "профессиональное мастерство" и "экспроприировали на благое дело" корабельную рынду в Новороссийском морском порту. Потом, правда, пришли на покаяние и замаливали грех. Не обижайтесь, моряки: ваша всегда начищенная до зеркального блеска рында служит благому делу — она призывает пораженные тяжкими грехами человеческие души к покаянию перед Всевышним, к возвращению в нормальную человеческую жизнь с верой, надеждой и любовью.

Храм Архистратига Михаила на "двойке" освящен митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Исидором 20 июня 2002 года.
В то время, когда храм вступил в строй действующих, в зоне было очень много некрещеных осужденных, — вспоминает отец Александр. — Помню, приходили креститься по 30-40 человек в один день. Да и сейчас приходят. Мне уже довелось повенчать в этом храме не один десяток пар.

— Венчания в зоне строгого режима?
А что? Никому не заказан путь к нормальной человеческой жизни. Придя под своды православного храма, преображаются даже те, кто, как говорится, мотает не первый срок. Осознание пагубности преступного пути — это работа души. Тяжкая работа. И задача священника — помочь в этой работе. Мы ведь никого принудительно не заставляем ходить в храм, никому не навязываем православной веры. Это собственный, сугубо личный выбор каждого человека. В той же зоне человек лишен свободы на определенный судом срок. Но не свободы нравственного выбора. Не свободы вероисповедания, не свободы обратиться к Богу, придя в храм.
Кстати, в колонии храм открыт круглосуточно. И любой осужденный имеет право в личное время туда прийти помолиться, поставить свечу. Там все церковные правила выполняются точно так же, как и на свободе, "в миру". Никаких отличий! Точно такие же литургии служатся, точно так же проводятся крестные ходы, точно так же исполняются все церковные обряды и таинства. Ведь ни один человек в здравом уме не станет спорить с тем, что вся церковная служба исполнена красоты, величественности и свойства вносить умиротворение в человеческую душу.


— Отец Александр, много осужденных приходит в храм?
Несколько десятков человек на службах бывает регулярно. В остальные дни молитвенные правила ведет учрежденный чтец. Из числа самих осужденных. Но это, можно сказать, повседневность. Видели бы вы, как в колонии проходят великие двунадесятые праздники — Рождество и Пасха! В качестве только одного примера приведу празднование Пасхи в колонии в нынешнем году. К торжествам приготовили 2360 пасхальных куличей и завезли два КАМАЗа минеральной и сладкой воды. Так же освящали куличи и крашеные пасхальные яйца. А какой духовный подъем царил во всей зоне! Это трудно передать словами.

Однажды, когда верующие собирались на литургию, отец Александр заметил, что один осужденный стоит в стороне и не решается переступить порог храма. Священник подошел к нему сам и спросил — почему? Тот ответил, что на его душе столько греха, а на руках столько крови, что Господь просто не примет его в свою обитель. На это отец Александр рассказал осужденному о разбойниках, распятых рядом с Иисусом.:
На их руках было крови не меньше, чем на ваших. Однако покаявшемуся грешнику Христос сказал: "Нынче же будешь со Мною в раю".
Этот человек взял общую тетрадь и целую неделю в свободное время записывал в нее свои грехи. Писал и непроизвольно плакал. Душа очищалась от скверны грехопадений. Потом он пришел на исповедь и причастие. Стал регулярно посещать богослужения, читать молитвенные правила, исполнять посты. Сегодня этот человек уже на свободе. Получил условно-досрочное освобождение и, по имеющимся сведениям, твердо ступил на путь нормальной жизни. Работает. Имеет семью. Посещает храм по месту жительства. К счастью, этот пример — не единичный.

— Как относится к Вашей работе с осужденными администрация колонии? Не чинят препятствий?
Да что Вы, помогают всем, чем могут! Мы же работаем вместе, рука об руку. Это же наша общая сверхзадача — вернуть человека к нормальной человеческой жизни в обществе. Здесь у нас абсолютное взаимопонимание. За многие годы моей священнической службы в колонии я ни разу не слышал отказа от администрации колонии в том, что касается каких-то потребностей храма. К мнению священника прислушиваются и в комиссии по условно-досрочному освобождению осужденных. И я лично поддерживал очень много ходатайств такого рода. В колонии осужденные смотрят православные фильмы, соответствующие православные телеканалы и отдельные передачи по православной духовной тематике. О приобретении необходимой аппаратуры позаботилась администрация колонии. Создана так же и неплохая православная библиотечка, которую мы стараемся постоянно пополнять.

Вот так на территории за высокими стенами с колючей проволокой идет огромная духовная работа. Невидимая миру, но оттого не менее важная, чем работа штатных психологов и воспитателей колонии. В 2005 году отец Александр был награжден медалью Министерства юстиции России "За укрепление уголовно-исполнительной системы", а храм Архистратига Михаила в исправительной колонии, где служит батюшка, удостоен диплома первой степени и награжден ценным подарком Министерства.
С появлением в нашей колонии храма Архистратига Михаила общая духовно-нравственная обстановка в среде осужденных значительно оздоровилась, — рассказывает заместитель начальника ФГУ ИК-2 по воспитательной работе майор внутренней службы Виталий Целуйко. — Мы ведь всегда исходим из того, что все, что способствует решению колонией главной задачи — перевоспитанию осужденных, возвращению их в общество законопослушными гражданами — допустимо и полезно. Православная вера учит человека законопослушанию, доброте, честному труду, соблюдению высоких нравственных принципов. Значит, православие — наш союзник. И мы делаем все от нас зависящее, чтобы храм нормально работал, а каждый осужденный имел возможность его посещать.

Вам трудно будет поверить, но это факт: в нашей колонии есть примеры, когда осужденные, приняв крещение в храме Архистратига Михаила, быстрее отказывались от наркотиков, — продолжает разговор начальник воспитательного отдела капитан внутренней службы Дмитрий Дятлов. — Не думаю, что им это далось легко, но вера помогла им преодолеть свои слабости.
— Наркоманы в колонии?
Да. Сюда ведь попадают и наркозависимые люди, которым назначено соответствующее лечение. И они его здесь проходят. А посещение храма только способствует более быстрому и более успешному избавлению от наркозависимости. Это уже неоспоримо доказано на опыте.

ФГУ ИК-2 — самая большая колония строгого режима на всем европейском юге России. Здесь постоянно находится порядка 3 тыс. осужденных. И в колонии постоянно ищут новые, подчас нетрадиционные формы в воспитательном процессе.
Поймите одну простую вещь: единый для всех осужденных режим и строгое соблюдение всеми без исключения Уголовно-исполнительного кодекса вовсе не означает превращения людей в некую безликую серую массу, — продолжает капитан Дятлов.
Воспитательная работа здесь ведется индивидуально и целенаправленно. В ней задействовано много людей — начальники отрядов, психологи, различные службы колонии. И далеко не последнюю роль в процессе формирования новой личности человека, преступившего закон, играет православная церковь. Храм — это мощнейший инструмент духовного оздоровления человека. Если бы это было не так, зачем бы он был здесь нужен?

Версия страницы для ПК

Свежие статьи

Был серьезный акцент на центр поля. Разбор матча «Краснодара» с «Сочи» Спорт |

Как выиграть путешествие на море летом 2024 года? Рассказываем условия Общество |

Море люпинов, рододендроны и шалфей: как цветет Японский сад в Краснодаре в мае Туризм |

В ожидании Corona. Беседа с Сергеем Калугиным из «Оргии Праведников» о православии на пороге Нового мира, «старинном» постмодерне и истории, учащей лишь тому, что она никого ничему не учит Культура |

Невезение, несобранность или скудная скамейка. ФК «Краснодар» провел третий матч без голов подряд Спорт |

Все статьи

Главные новости

В Анапе море зацвело раньше курортного сезона

В Сочи начали благоустраивать Кудепстинский лесопарк

В Кабардинке снова открыли арт-объект «Рука свободы»

В Туапсе пройдет костюмированный заплыв на сапах

В Краснодаре открылась выставка «Путешествие по России»

В парке «Ривьера» Сочи волонтеры поселили белок

Лента новостей