Анна Перова

Тучи над "военкой": еще неизвестно, кому повезло

Более неподходящего времени для начала ликвидации военных кафедр, чем середина июля, Министерство обороны РФ просто не могло придумать

Более неподходящего времени для начала ликвидации военных кафедр, чем середина июля, Министерство обороны РФ просто не могло придумать: в стране – самый разгар приемной кампании, под стенами институтов бродят толпы очумевших от жары и переживаний абитуриентов, вузовское руководство дружно покинуло кабинеты, рассредоточившись по приемным комиссиям. И в этот ответственный момент на голову будущих студентов свалился список 30 российских вузов, в которых предполагается сохранить военные кафедры, вроде бы подготовленный Министерством обороны РФ.

Заветная тридцатка увидела свет на страницах газеты "КоммерсантЪ", а затем была перепечатана "Комсомолкой".  В институтских коридорах и на подходе к приемным комиссиям публикации моментально стали бестселлерами, их скачивают из Интернета, ксерокопируют и читают вслух.
Естественно, что подлинность заветного списка может вызывать сомнения: "КоммерсантЪ" – не официальное издание, уполномоченное публиковать подобного рода документы. Тем более что "Российская газета" тут же опровергла опубликованную информацию.
"Напечатанный в СМИ список вузов, в которых Минобороны предлагает оставить военные кафедры, абсолютно не соответствует действительности", – заявил в интервью этому изданию генерал армии Николай Панков, руководящий Службой кадровой и воспитательной работы Минобороны Российской Федерации. Генерал предположил, что в прессе появился один из самых первых вариантов, который еще месяц назад был передан в Министерство образования. По его словам, точного списка вузов, в которых останутся военные кафедры, в настоящее время не существует. "В Минобороны надеются, что этот документ появится уже в августе", – обнадеживает абитуриентов и студентов "Российская газета".

Никакой официальной информации о судьбе военных кафедр не дают и в высших учебных заведениях Краснодара, оставляя парней в мучительном недоумении относительно их дальнейших отношений с военным ведомством. Единственным отозвавшимся на сенсационную публикацию на Кубани оказался как раз наш "счастливчик" – Кубанский государственный аграрный университет, где, если верить списку, военная кафедра (точнее, военный факультет) все же останется. Это подразделение в течение 40 лет готовит офицеров для автомобильных войск МО РФ.
Как сообщили  на военном факультете КГАУ, в вуз пока не поступило никаких распоряжений о дальнейшей судьбе военной подготовки в вузе. "Мы надеемся, что наш факультет продолжит работу в прежнем режиме", – это все, что счел нужным сказать исполняющий обязанности начальника факультета Игорь Сушков.

А вот в остальные вузы Краснодара, где есть военные кафедры (всего их четыре: аграрный университет, технологический, мед академия и университет) – 13 июля пришли телефонограммы из Министерства обороны за подписью того же генерала армии Панкова, где вузам предписывается прекратить набор на военные кафедры с 15 июля 2005 года. В письме оговаривалось, что нынешние студенты закончат обучение на кафедрах, получив офицерское звание. Где и как они будут служить и будут ли служить вообще – этот вопрос пока остается без ответа.

Кому он вообще нужен, этот двухгодичник? – разговоры на эту тему в России возникали периодически, каждый раз сопровождаясь слухами – военные кафедры вот-вот закроют. Некоторые эксперты называют кафедры рудиментом советского мышления и архаичной военной доктрины, когда в предполагаемой (не к ночи будет сказано) третьей мировой войне, как в двух предыдущих, столкнутся миллионные армии и потребуется обученный кадровый резерв. Считается, что современная военная наука опровергла догматы пятидесятилетней давности – сейчас преимуществом располагает та армия, которая лучше владеет современными информационными технологиями. Следовательно, толпы "гражданских" лейтенантов, которыми планировали заткнуть дыры при грядущей всеобщей мобилизации, современной России не нужны.

Собственно говоря, "двухгодичники" и раньше не обольщались относительно своей роли в укреплении обороноспособности страны. Да и кадровая армия воспринимала их с определенными оговорками: в лучшем случае признавая, что – странно, но факт! – "пиджак" служит не хуже "нормального" офицера. Разумеется, никаких формальных различий между звездочками выпускника военного училища и гражданского вуза нет и быть не могло. Программа обучения офицеров гражданских вузов разрабатывалась по всем нормативам Министерства обороны, что называется, на полном серьезе. В Кубанском государственном университете все юноши, годные к военной службе, обучаются по двум специальностям: командир мотострелкового взвода и офицер ПВО, причем первую специальность осваивают гуманитарии, вторую, естественно, технари. Раз в неделю на каждом факультете в расписании стоит "военный день", а в итоге общее количество учебных часов плюс военные сборы, по мнению разработчиков программы, позволяет студенту получить знания и навыки, достаточные для дальнейшей службы в Вооруженных силах.

Впрочем, служба в ВС представляется не такой уж неизбежной перспективой: по неофициальным данным, всего 20-30 % краснодарских выпускников вузов служат в офицерском звании по окончании вуза. В этом есть определенная загвоздка – кому положено служить, а кто может избежать повестки из военкомата. Дело в том, что при поступлении на военную кафедру (а это сугубо добровольный процесс, не хочешь изучать военное дело – ходи на медицинскую подготовку) – так вот при поступлении каждый студент подписывает типовой трехсторонний договор между ректоратом, Министерством обороны и студентом. Администрация вуза и МО обязуются обучить студента, а тот дает обязательство при определенных обстоятельствах надеть форму и отслужить в офицерском звании год. Определенные обстоятельства наступают по воле военкомата – по официальной версии, при нехватке в армии офицеров определенных специальностей. Если до 80 % выпускников военных кафедр не служат – значит, такова воля военкомата и объективная потребность в кадрах. А разве кто-то сомневается в беспристрастности упомянутого ведомства?

Мало кто из студентов, посещающих военную кафедру, считает нужным скрывать свои чувства по отношению к службе – носить погоны они не собираются, потому что какой в этом смысл? В советские времена, когда молодой врач или учитель получал 100 рублей, а перспектива получения жилья практически отсутствовала, возможность начать службу офицером давала неплохой шанс: и деньги в армии платили, и квартиры давали, да и вообще – в военном ведомстве жилось чуть богаче, чем на гражданке.
Сейчас небольшая часть студентов, которые стремятся получить звание, рассчитывают сделать карьеру в милиции, прокуратуре, УФСБ или иной службе "под погонами". Они заинтересованы в "звездочках" и более или менее добросовестно посещают военную кафедру. Для остальных юношей, которых абсолютное большинство, военная кафедра всего лишь легальная возможность избежать срочной службы в армии. Об этом знают все, но только в последнее время с высоких трибун начали раздаваться гневные тирады по этому поводу.

Министр обороны РФ Сергей Иванов (кстати, сам окончивший гражданский вуз), выступая на пресс-конференции в Томске, обвинил военные кафедры в профанации военной подготовки и взяточничестве при зачислении абитуриентов. Стало ясно, что над "военкой" всерьез сгустились тучи. Вскоре в Минобороны заявили, что военные кафедры сократят почти в восемь раз – из 229 действующих сейчас останется лишь 30, при этом останутся лишь эффективные кафедры с богатой инфраструктурой, традициями и грамотными кадрами. "Военные кафедры сохранятся в стратегически важных федеральных университетах",– сообщил в газете "КоммерсантЪ" помощник начальника главного управления кадров Минобороны Александр Астафьев.

Магическая цифра 30 заставила вздрогнуть ректоров вузов и начальников военных кафедр. Все замерли в ожидании: кого признают эффективным и стратегически важным? Кому откажут в этих качествах? Как отреагируют на такие демарши Минобороны абитуриенты, для которых наличие "военки"  является важным критерием при выборе вуза? Список "Коммерсанта" стал камнем, брошенным в воду, от которого до сих пор идут круги.
- Может, список и правда липовый, – утешают друг друга преподаватели военной кафедры одного из краснодарских вузов, не вошедших в тридцатку. –  Хотя у нас больше половины личного состава – военные пенсионеры, им не так страшно потерять работу. Молодым офицерам хуже – придется где-то дослуживать. Но голодная смерть, вероятно, никому не грозит.

А что же сами студенты? Не передумают ли они идти учиться, узнав, что им не светят больше звездочки на погонах? Юноша в рваных джинсах, расположившийся газоне в тени липы, достает из тетради ксерокопию "золотой тридцатки" и тихо хихикает: "Эти чудаки из аграрного радуются, что им оставили кафедру. Да вот же написано – срок службы офицером после окончания гражданского вуза будет продлен до 5 лет! Вот и пусть на пять лет в армию идут, если делать нечего. Я другой способ "откосить" найду. За время учебы что-то придумается!".

Версия страницы для ПК

Свежие статьи

Невезение, несобранность или скудная скамейка. ФК «Краснодар» провел третий матч без голов подряд Спорт |

Радоница в Краснодарском крае: рабочий или выходной? Что можно и нельзя делать? Вспоминаем традиции и историю праздника Культура |

«Краснодар» провел худший матч после возвращения Мусаева. Разбор игры с «Ахматом» Спорт |

Как изменится вывоз мусора в Краснодаре и почему сортировку отходов не запустить без частного бизнеса? Обсудили с экспертами и мэрией Общество |

Вязкий газон в Самаре и эмоции футболистов. Разбор матча «Краснодара» с «Крыльями Советов» Спорт |

Все статьи

Главные новости

Краснодарцев приглашают посмотреть и обсудить эротический триллер «Служанка»

В Краснодаре пройдет фотовыставка «Светопись». Покажут жанровые снимки с игрой света и тени на городских улицах

Краснодарка, которую муж насильно увез из шелтера, опровергла информацию о похищении и домашнем насилии

Недоступное море: в Новороссийске инвалиды-колясочники не смогли спуститься к оборудованному пляжу

В Сириусе в парке «Южные культуры» высадили 350-летнее оливковое дерево

В Краснодаре представят детскую книгу «Мамонт хочет арбуз». Автор прочитает отрывки и подпишет экземпляры

Лента новостей