"Елена": креста на ней нет
Режиссер Андрей Звягинцев вернулся на грешную землю
Особенный путь в кино Андрея Звягинцева – из "никого" сразу в признанные мировыми фестивалями автора – памятен всем, кто следит за кинематографом, не буду повторяться. Однако лишь теперь, при выходе его третьей работы для прокатного кино "Елена", критики будто получили разрешение облегченно выдохнуть и сказать правду о двух первых картинах режиссера. "Возвращение" (2003) и "Изгнание" (2007) подверглись публичному не переосмыслению (поскольку врожденная непонятность осталась при них), но перетолкованию. Наконец-то Звягинцев, написали рецензенты, перестал умничать, шифровать пустоту, намекать на "запредельное" и высказался ясно, просто, о нашей жизни.
Думаю, здесь заслуга его нового продюсера Александра Роднянского. Сумел, видно, стать правильной "лупой" для режиссера, сконцентрировал замысел, отсек лишнее… А если я ошибаюсь, то перед нами просто удача. Тоже неплохо – нормальный фильм получить в ситуации нашего полоумного, пардон, кино. Однако режиссера получить лучше. Следующие проекты Звягинцева покажут.
Существенно то, что он с "Еленой" попал в компанию "рассерженных" наших режиссеров среднего уже теперь поколения – Балабанова, Хлебникова, Попогребского… далее по списку. Все они сугубые "материалисты". И Звягинцев, перестав воспарять в "христианское", высказался отчетливо реалистически, критически, даже безжалостно. Не уронив своего фирменного стиля – отстраненной холодности, лаконизма, выверенности (вплоть до мучительного совершенства) каждой детали, красоты "картинки", созданной непревзойденным партнером для такой манеры – оператором Михаилом Кричманом.
Собственно, что нам надо еще от автора в кино? Правильно, эмоции. Душа должна отозваться, иначе – пустота после сеанса вульгарная, а не высокая опустошенность. Или, как максимум, – катарсис.
…Фильм рассказывает историю Елены (Надежда Маркина) – пожилой женщины, бывшей медсестры, которая до начала нашей истории совершила один расчетливый поступок, а на глазах изумленного зрителя совершает второй. Несколько лет назад она вторично вышла замуж – за очень богатого человека, которому требовалась домашняя обслуга и не более того. Елена стала преданно служить Владимиру (Андрей Смирнов) кухаркой, прачкой, уборщицей и наложницей – в обмен на спасение от бытовых проблем. А главное – ради того, чтобы деньгами помогать сыну от своего первого брака и его семье. Свою кровную родню Елена любит, а Владимиром – пользуется, как и он ею.
Налицо классический мезальянс. Елена, обладающая лицом и статью русской женщины благородного народного типа, родом из предместья Москвы. Когда-то здесь жили "понаехавшие", а теперь их потомки, совсем уж деклассировавшиеся за последние два десятка лет: пиво, чипсы, телевизор внешне и глубочайшее иждивенчество внутри. Размножаются – вот что можно о них сказать, и все.
Владимир, очевидно – из бывших советских функционеров, сумевших грамотно разбогатеть, эдакий современный по манерам даже полуинтеллигент. Именно по манерам. А внутри – сущий "холодильник": трезвый, высокомерно-барственный и совершенно бездушный тип. Именно поэтому и пропускающий смертельную для себя опасность.
Сюжет драмы криминальный, не буду рассказывать. Важно, что преступление совершает вот такая женщина – мать и бабушка (даром, что не крестик многозначительный на груди носит, а кулончик, – должна ведь совесть иметь), а не какой-нибудь привычный для нашего кино браток-дебил, или послуживший в горячих точках ушибленный на всю голову бывший офицер, или фашизоидный мент, или еще кто-то подобный.
Ужас усугубляется тем, что она совершает свой грех вроде бы с благой целью – ради сына и внуков, естественно не замечая их паразитической сущности, так отчетливо показанной нам с экрана. Но если б замечала? Смогла бы наступить на собственный материнский инстинкт и лишить своей опеки потомство? И разве возможно еще хоть чем-то заставить измениться этих беспомощных и жлобских иждивенцев?
Наш жизненный опыт и способность рассуждать утверждает: нет, невозможно. Режиссер, судя по фильму, такого же мнения. Спасти (в гуманитарном, христианском смысле) этих людей может лишь совершенно иррациональное чудо. Но веры в него нигде нет.
Еще страшнее становится оттого, что мы не можем встать на сторону ни одного из персонажей. Даже младенец, возникающий в финале, прогнозируется нами как потенциальный, простите, нравственный урод, поскольку родился в семье уродов. Таков строй картины, убивающей сопереживание тем, что "безвольно" констатирует зло, а не отрицает его.
Да и как можно отрицать – норму? Ведь нормой, обыденностью, повсеместностью стали и такие люди, как родственнички Елены, и пороки их (непроходимая тупость, хамство, лень, во всех смыслах нечистота), и заботы их (нет денег на образование, на отмазку от армии…).
Вот в чем наш общий апокалипсис (Звягинцев в своих интервью рассказывает о том, что картина отпочковалась от одного европейского проекта о том, как Апокалипсис проявляется на разных континетах), вот суть предъявленной картины. Поскольку при всей узнаваемости героев этой истории, сама коллизия не может восприниматься "нормальной" – она экстраординарна.
Но здесь и коренится "недостача" от фильма, поражающего своей вне- или без? – эмоциональностью. Мы, повторю, не сопереживаем никому, и личная трагедия Елены нас не задевает, ибо на экране никакой трагедии нет. Нет конфликта долга и чувства, даже нет противостояния Добра и Зла. Есть Зло и Обыденность. (Режиссер, а за ним и многие рецензенты говорят о какой-то буквально античной трагедии в "Елене" – полагаю, это просто греческое имя героини им навеяло.)
Разумеется, я не жажду какого-то положительного финала, всеми любимой надежды или преодоления фильмом безысходности. Ничего этого нет в том срезе реальности, который взялся показать Андрей Звягинцев, и правильно, что он не стал выдумывать ничего подобного. Но как-то так получается – без катарсиса – что горькая и правильная (и даже незатертая нашим кино) мысль фильма о полной победе хама в эпоху постиндустриальную, открывающую буквально каждому человеку безграничные возможности творить себя самое в соответствии с вечными ценностями и культурными запросами, – эта мысль кажется маленькой. Неудовлетворяющей какой-то.
Да, положительная, "божеская" правда должна возникнуть по эту сторону экрана – в душе, извините пафос, каждого зрителя. "Елену" смотрят хорошо. Но совершенно ясно, что пошли на фильм вовсе не те люди, которые способны на тяжкий грех.
Город «понаехов». Как мигранты XIX века сделали Екатеринодар южной столицей Общество |
В Краснодаре перенесли открытие подземника на Дзержинского. Когда теперь его откроют?
В Сочи изъяли 150 литров паленого глинтвейна. О жертвах пока ничего не известно
В новогодние праздники все платные парковки Анапы станут бесплатными
Мэр Екатеринбурга заявил, что на фоне пробок Краснодара его город «конечно, едет»
«Хлебнут морозца». Синоптики рассказали о похолодании в Краснодарском крае