Новые лица партии власти

Руководство краснодарского регионального отделения "Единой России" пополнилось первыми лицами края. На IX отчетно-выборной конференции кубанских единороссов был избран новый состав политсовета отделения партии.
Как и ожидалось, секретарем политсовета был избран глава края  Александр Ткачев, а его заместителями стали председатель Законодательного Собрания Кубани Владимир Бекетов и вице-губернаторы Александр Ремезков и Мурат Ахеджак. Губернатору Кубани и его заместителям, ставшим членами партии в феврале этого года, были торжественно вручены партийные билеты "Единой России".
Затем слово взял вновь избранный лидер местного отделения партии.
- Я всегда говорил, что моя партия – пятимиллионная Кубань, но в нынешний момент власть не может быть эффективной без поддержки политической партии, – подчеркнул глава края. – Я не могу стоять в стороне от политических процессов, происходящих в крае, и считаю своим долгом участвовать в жизни наиболее влиятельной политической организации в регионе.

Роман кубанского губернатора с "Единой Россией" начинался в конце 2003 года, непосредственно перед выборами в Государственную Думу РФ. Тогда глава края возглавил региональный список и призвал жителей края голосовать за "Единую Россию". Правда, нельзя сказать, что это было сделано с большим энтузиазмом: в телеобращени рефреном звучала фраза "Так надо, друзья мои", а на свои партийные мероприятия главу края единороссы в тот момент так и не дождались. Исключение было сделано только для предвыборной поездки Сергея Шойгу.
Впрочем, тогда Александр Ткачев  в "Единой России" не состоял, оставаясь сторонником, партийной дисциплиной связан не был, а свое первое место в списке, как и ожидалось, он освободил для следующего в очереди за думским мандатом. Аналитики из "приближенных к телу" тогда дружно выразили восхищение мудростью и прозорливостью губернатора – прагматика, выдав веселенькую метафору – А. Ткачев относится к партии (не в данном случае, а вообще), как к поезду: доехал до нужной станции, слез, дальше пешком или на другом поезде. Или самолетом, или на собачьей упряжке.

Идеей "партийного поезда", наверное, действительно близка сердцу Александра Ткачева. Впервые прибыв в ЗСК, а чуть позже в Госдуму на поезде  "Наш дом – Россия", молодой политик вошел в Аграрную депутатскую группу, близкую к КПРФ. Позже, когда товарищи по КПРФ спрашивали о "нашдомовском" эпизоде, Александр Ткачев оправдывал свое присоединение к тогдашней партии власти молодостью и неопытностью.
Впрочем, краевая организация КПРФ имела еще немало поводов для недовольства молодым политиком, который остался в истории последним первым секретарем Выселковского райкома ВЛКСМ и вышел из КПСС в 1991 году. Например, на думских выборах 1995 года Ткачев стал соперником Николая Кондратенко и выиграл – за Ткачева проголосовали около 62 тысяч избирателей, а за Кондратенко – 60 тысяч. В ходе губернаторских выборов 1996 года Александр Николаевич выдвинул свою кандидатуру против Николая Кондратенко, а затем снял ее в пользу Николая Егорова.
По слухам, как раз в этот момент у брата Александра Ткачева Алексея начались крупные неприятности с налоговой инспекцией, которые чудесным образом окончились сразу после снятия его кандидатуры с губернаторских выборов. Скорее всего, это говорило о давлении на молодого политика со стороны тогдашних краевых властей, но определенное недоверие к Александру Ткачеву у коммунистов осталось.

В 1999 году выселковскй райком КПРФ объявил о восстановлении Ткачева в партии, что вызвало некоторое недоумение у руководства КПРФ края. Однако в том же году КПРФ поддержала Александра Николаевича на новых думских выборах, и он одержал убедительную победу: за него проголосовали почти 160 тысяч избирателей Тихорецкого округа. А затем  Николай Кондратенко объявил о том, что больше не будет участвовать в выборах губернатора и назвал своих возможных преемников.

В 2000 году Александр Ткачев стал главой Краснодарского края, поклявшись в верности лозунгам социальной справедливости. Заняв пост губернатора, Александр Николавевич дисциплинировано ходил на первомайские демонстрации, приколов к пиджаку красный бант, а на партийных сходках бодро ругал московских христопродавцев, которые рвутся к власти на Кубани. Стенограммы его эмоциональных, хотя и сбивчивых речей до сих пор хранятся у кубанского актива КПРФ.

Товарищи по партии, как уже повелось, не верили и в любой момент ожидали подвоха. И дождались – глава края возглавил список "Единой России". Крайком КПРФ уже тогда собирался сделать оргвыводы, но после убедительной победы Ткачева на досрочных губернаторских выборах такой демарш казался несвоевременным. А в апреле 2004 года губернатор объявил о приостановлении своего членства в партии. Первый секретарь крайкома КПРФ Николай Осадчий, встретившись с Ткачевым, подарил ему экземпляр устава партии и напомнил, что формулировка "приостановить членство" не подходит для должности губернатора – это может сделать, например, сотрудник милиции или военнослужащий, но не глава региона.

Одновременно стало известно, что у главы края имеется большая задолженность по уплате партийных взносов. Однако разрыва с КПРФ в тот момент не произошло – в сентябре 2004 года Александр Ткачев выплатил долг в парторганизацию, так и не объявив о своем выходе из КПРФ.
А через месяц пленум краевого комитета КРПФ принял решение об исключении Ткачева из партии "за действия, нанесшие вред организации". В постановлении бывшие товарищи напомнили Ткачеву все – от снятия Николая Приза и призыва голосовать за "Единую Россию" до сомнительных, по их мнению, показателей динамики экономического развития края. Партийный билет глава края не сдал, но и обжаловать решение крайкома КПРФ не стал.
В крайкоме КПРФ сообщили, что губернатор был сильно недоволен. Однако выселковский РК КПРФ принял соломоново решение – считать членство коммуниста Ткчева в партии приостановленным на основании его устного заявления. На всякий случай. Вдруг партийный поезд даст обратный ход.

В "Единой России" тем временем не скрывают ликования: первое лицо края в качестве партийного лидера – это ли не лучшее доказательство роста влияния партии власти в регионе?
- Теперь пусть попробуют нам в чем-то отказать местные власти – сразу в краевую администрацию сообщим! – делился впечатлениями один из районных партийных лидеров. – Теперь и помещение для нас найдется, и зарплата сотрудникам будет. Не то, что раньше – на чистом энтузиазме, да еще в оппозиции к власти.

Насчет оппозиции, пожалуй, слишком сильно сказано, но в некоторых районах края единороссовскими структурами действительно руководят люди, не совсем удобные для местных администраций. Правда, есть территории, где партия власти прочно срослась с административной командой. Теперь, как ожидается, "беспривязных" местных лидеров будет все меньше, секретарей – чиновников – больше.

Борис Ермошенко, предшественник Александра Ткачева на посту регионального партийного лидера, на конференции "Единой России" так и не появился. По официальной версии, его срочно вызвали в Москву по делам медицинской академии. По неофициальной – Борис Ермошенко недоволен тем, в грядущем распределении мест  что ему не оставили должность заместителя секретаря политсовета. Бывший секретарь политсовета партии никогда не ссорился с краевыми властями.
Однако на новом этапе партийного строительства степень лояльности Бориса Ермошенко могла показаться недостаточной. Первое лицо края как лидер партии власти – как-то надежнее. В этом случае никаких неожиданностей точно не предвидится. Конечно, если на горизонте не появится новый "партийный поезд".