Виктория Белопольская

Берлинале-2010: Медведь канул в вечность

Главный приз Берлинского кинофестиваля "Золотой медведь" получил еще один фильм, которому суждено кануть в вечность,

Главный приз  Берлинского кинофестиваля "Золотой медведь" получил еще один фильм, которому суждено кануть в вечность, – тонкий, гуманистичный, ничем не выдающийся турецкий "Мед" о мальчике, ищущем ушедшего на поиски пчел папу-пасечника.

Вообще, восточные сладости в Берлине в чести. Им неизменно присуждаются призы, после чего никто никогда о них не вспоминает. Это стало дурной традицией Берлинале – настолько настаивать на политической справедливости, что совершенно забывать об, извините, качестве того, что награждаешь.
В результате: кто помнит южноафриканскую "Кармен из Каэлитши", вокруг которой было столько шуму в Берлине несколько лет назад? Мюзикл по мотивам оперы Кармен, перенесенной в обстоятельства неблагополучного пригорода Йоханнесбурга и сыгранной черными непрофессионалами, не имел ни проката в мире, ни серьезного анализа со стороны кинокритиков.
Примерно то же произошло с прошлогодним "золотомедведцем" – "Отрядом особого назначения" из Бразилии. Драма о коррумпированной полиции и нескольких хороших парнях из нее, которые решились на "оправданное насилие", тоже не получила мировой дистрибьюции.

Список можно длить. Но когда политика и внекинематографические соображения в решениях жюри (наверняка "заряженного" фестивальной дирекцией правильным образом: что нужно поощрить кино из стран, начинающих играть большую роль на международной арене) солируют, результат получается очень дискутабельным.
В том же направлении движутся, по-моему, и прочие решения жюри.
"Гран-при" – румынскому "Если хочется свистеть – свищу" Флорина Сербана о бедной румынской семье, двух братьях, один из которых бежит из тюрьмы, и их непутевой матери.
А кто ж в наше время обнесет призом румын? При столь бурной рекламе "новой румынской школы", предпринятой в обозримом прошлом Канном, законодателем киномоды на определенные страны и регионы? После каннского триумфа "4-х месяцев, 3-х недель и 12-ти дней" главные еврофестивали никак не могут оправиться от шока и включают его в свои конкурсы, как по разнорядке. А "Если хочется свистеть…", не смотря на копродукцию со Швецией, производит все то же "чисто румынское" впечатление – это когда эстетика, стилистика и сюжетика продиктованы мизерностью бюджетиков. Именно на аскетизме полу- (или псевдо-?)  документальности кинорумыны некогда сколотили мировую во всех смыслах репутацию.
Но теперь каждый следующий румынский фильм видится продолжением предыдущего – все те же нищие герои, все то же отчаяние и та же жизненная "жесть". Свою национальную бедность изобретательные румынские киноавторы сделали предметом экспорта. И, похоже, спрос на нее сохраняется. Ну, как минимум, в странах, мучимых угрызениями совести в связи с собственным благополучием.

А чужое неблагополучие приятно щекочет нервы. Вот, например, режиссер Роман  Поланский получил за своего "Писателя-призрака" "Золотого медведя" за режиссуру, по-прежнему находясь в швейцарском шато под домашним арестом и с электронным браслетом на щиколотке – гарантией его не-бегства от правосудия по поводу давнего (и дурацкого) уголовного дела о совращении малолетней.

Что, кстати, продолжает славную традицию сексуальных скандалов в связи с самым политически озабоченным фестивалем мира. Несколько лет назад тут взошла звезда немецкого режиссера турецкой национальности Фатиха Акина – он получил "Золотого медведя" за "Лбом об стену". Фильм и его успех на Берлинале сделали звездой немецкую актрису турецкого происхождения Зибель Кекилли, действительно замечательную и играющую с  потрясающей пронзительностью.
Но желтая пресса, отныне Кекилли заинтересовавшаяся, вытащила на свет божий ее секреты – оказалось, что до того, как стать звездой просто кино, турчанка была звездой "фильмов для взрослых". И от Кекилли отказалась ее консервативная турецкая семья. Что стало для актрисы ударом…

Так что в целом, со стороны председателя берлинского жюри Вернера Херцога приз Поланскому поступок добрый – поддержать "однопоколенца" и выдающегося коллегу, оказавшегося в тяжелой ситуации и вынужденного даже заканчивать свой фильм дистанционным образом – "Романский" уже на этапе пост-продакшна  не мог покинуть Швейцарию.  Одна проблема: "Писатель-призрак" – совершенно не шедевр режиссуры Поланского.

Как, впрочем, и награжденный, в частности, за операторское мастерство наш "Как я провел этим летом" Алексея Попогребского – не шедевр операторского мастерства. Уж чего-чего, а достойного вклада в образность фильма оператор Павел Костомаров, чей гений едва не канонизирован нашей прессой, точно не внес: герои, крупные планы, столь важные тут, в ситуации психологической дуэли, сняты как-то телевизионно, плоско, а пейзажи невыразительно и странно не в фокусе.
Природа, ее запустенье и злая дикость явно должны были стать еще одним героем этого фильма – ведь "человеческих"-то героев всего два, да и не зря же мы столько услышали о лишениях, пережитых съемочной группой на Чукотке... Но с другой стороны: а стоило ли вообще на этой природе циклиться – кто ныне может конкурировать со съемками National Geographic и Discovery, а мы ведь видели и их Чукотку?
Хотя объяснение призу есть: нынешний председатель жюри и сам снимал на полюсе. Правда, это был полюс Южный – в документальном "Встречи на краю мира". Он знает, сколько сил там уходит просто на физическое выживание – тут уж не до творческого качества. Так что впечатление такое, что и нашего оператора, и наших актеров – а "Серебряных медведей" получили и Григорий Добрыгин и Сергей  Пускепалис за мужскую роль ex aequo – наградили за то, что они выжили "этим летом".

Не исключено, что за муки полюбили фильм Попогребского и коллеги-критки: "Как я провел этим летом" получил и высшую оценку киножурналистов по результатам рейтинга, который организовал фестивальный журнал Screen International. Но их аргументация странна: одни говорят, что это правдивый фильм о полярниках, а этот каверинский пафос просто смешон. Другие, что у картины столько возможных толкований, что ясно: она великая. Толкований у происходящего в ней действительно может быть много, но для меня это скорее признак пустоты: только в вакуум можно вкачивать и вкачивать любые субстанции.

Дело в том, что автор картины Алексей Попогребский перемудрил с простотой. Со своей фирменной простотой,  которой так жовиально жонглировали "Простые вещи", его прошлый фильм и своего рода манифест – нового российского жизнелюбия, процветающего несмотря на отечественные сложности. Минимализм действия, мизансцен, интерьеров и актерской игры воспринимались как метафора – типа, бедно у нас да весело. Теперь же, когда история разворачивается на метеостанции на климатически жесткой Чукотке, а персонажей всего два, минимализм оборачивается бедностью.
При всей фатальности сюжетного посыла (у одного из метеорологов на Большой земле погибла семья, а второй, зеленый и желторотый, получив об этом известие, все никак не решается об этом сообщить напарнику) 124-минутное заполярное полотно оказывается пустым, как чукотские пейзажи. Характеры просты, их реакции прямолинейны, ситуация однозначна.
А автор тут стал жертвой старинного комплекса российского интеллигента – комплекса "Будь проще, и к тебе потянутся люди". Перемудрил с простотой. Свел дело к прямолинейной однолинейности, упростил вещи до каркасов. И в фильме не оказалось жизни, отсюда и это название. Дурацкое, по-моему. То есть у него есть техническое объяснение – это цитата из одного из героев. Но нет реальной мотивации, в нем нет идеи, есть только грамматический сбой, видимо, кажущийся автору эффектным, а вот мне совершенно бессмысленным.

Потому что, несмотря даже на поддержку телеканалов (а один из наших "первых" уже заявил о кампании по продвижению фильма), в прокате фильм обречен. Российский массовый зритель – нечего строить иллюзии – кино с мыслями смотреть не хочет. И я уверена: режиссер Попогребский, известный своим здравомыслием, таких иллюзий не питает. Следовательно, знает: он снимает фильм для международного фестивального движения и европейской аудитории. Так зачем ее морочить непереводимым названием – связанным с российской культурной традицией (писать сочинения о летних каникулах) и русской грамматикой? Подозреваю, происходит заполнение лакуны смысла жидким содержанием формального трюка...

Но и вообще берлинский конкурс характеризовался простотой смыслов и "месседжей". Дети жестоко страдают чуть не в каждом втором фильме (погибают в трех), женщин колотят почем зря, старики мрут сами, но часто. Простота такого воздействия искусства кино на зрителя (посредством молотка по башке) обескураживает.
Как и просто феерическое отсутствие чувства юмора у жюри: оно категорически отказалось отметить те два фильма, в которых был проблеск юмора, дух смешного: норвежский "В целом, приличный человек" Петера Моланда и "Мамонт" Бенуа Делепина и Гюстава де Керверна, концептуалистов от кино. Причем в каждом из фильмов упоительных по абсурдности героев сыграли едва не самые значительные ныне европейские звезды – Стеллан Скарсгор и Жерар Депардье. И играют они современных европейцев в полной растерянности: один, в "Человеке", выйдя из тюрьмы, тщетно пытается влиться в нормальную жизнь, но постоянно становится легкой сексуальной добычей хищных гражданок; другой же, наоборот, пытается найти нужные бумаги для выхода на пенсию, но оказывается погружен в ранее неведомую "экзистенциалку".

Но от смешного Берлинале бежит, как от огня. И в забеге от смешного до того, что ему кажется принципиальным, сам становится несколько комичным.

Все победители Берлинского кинофестиваля

Версия страницы для ПК

Свежие статьи

Воплощенная мечта Галицкого. Как воспитанник «Краснодара» Сафонов покорил Европу, побил рекорд ФИФА и заиграл в основе топ-клуба Спорт |

«Металлодетектор не считывает отчаяние». Психолог объясняет рост насилия в школах РФ и советует, как предотвращать трагедии Общество |

Пространство, залитое светом. В Краснодаре открылась новая галерея, где проходит мультимедийный фестиваль азиатской культуры. Фото с открытия — в нашем репортаже Культура |

Вареники, кулачные бои и «колодки» для холостяков. Как на Кубани праздновали Масленицу Общество |

Тестируем раменные самообслуживания в Краснодаре: «Магнит» vs Kono Общество |

Все статьи

Главные новости

Руководителя департаменте по делам казачества Тарарыкина отправили в СИЗО. Его обвиняют в заключении ненужных контрактов на 15 млн рублей

Сильный шторм поднял со дна моря мазут. Спасатели и волонтеры чистят пляжи Анапы и Темрюкского района

Краснодарский студент принес России первую медаль зимней Олимпиады

В Геленджике художницы проведут выставку о лечении взгляда и смысла в кабинете остеопата

Симфонии мирового кино. В Краснодаре прозвучит музыка из европейских фильмов

В Краснодаре подростков с ментальными нарушениями приглашают на занятия

Лента новостей