Другой мир чеченских оружейников

Влад Александров
Оруженйая мастерскач в чеченском селе Шали © Влад Александров, ЮГА.ру

В Грозненской Государственной галерее имени Ахмат-Хаджи Кадырова проходит выставка произведений декоративно-прикладного искусства. Особое место в экспозиции уделено  необычному музыкальному инструменту – большой чеченской скрипке (пондар) и экспозиции холодного оружия. Все это изготовили известные народные мастера из села Шали – братья Мовлади и Мовсар Юсуповы.

Как говорит глава семейства Харон Юсупов, их ремесло продолжает жить уже в седьмом поколении. Сам Харон увлекся кузнечным делом с самого детства. Сначала простое детское любопытство заставляло его крутиться целыми днями в кузнице, наблюдая, как извивается раскаленное железо под твердой рукой отца. Потом это переросло в профессиональный интерес, а с 15 лет Харон уже стал работать самостоятельно.

Сыновья Харона, Мовлади и Мовсар, используя историческую литературу и старые записи, смогли восстановить одну из утраченных технологий.
- По преданиям, чеченскую саблю можно было согнуть, как пояс, и она не ломалась, а возвращалась в предыдущее положение, – рассказывает Мовсар. – Сегодня получить такую сталь в кузнеце очень и очень трудно. Секрет был утерян давным-давно. Ведь кузнецы книжек и мемуаров не писали, а чеченские кузнецы – тем более.
Братья потратили сотни часов в поисках литературы, и еще столько же – на изготовление такой сабли.

В кузнице металл неоднократно проходит через стадию ковки, выравнивания и охлаждения. Главный секрет закалки – в точном времени выдерживания металла в печи. Определить точное время не может ни одна современная машина, все измеряется на глаз. Эту "производственную тайну" братья выдают всем – все равно никто не сможет ей воспользоваться.
- Чуть передержал, – говорит Мовсар, – и металл хрупкий становится. Можно выкидывать заготовку и делать заново. Это с опытом приходит.

В результате на свет появляется великолепное оружие – легкое, прочное и красивое. Сабли Юсуповых уже пытались купить, но мастера не готовы отдавать уникальные сабли за те 10-15 тысяч рублей, что им предлагают.

Живут кузнецы из села Шали очень бедно, но мечтают даже не о деньгах, а о собственной школе, где могли бы учить детей народному ремеслу. И здесь властям Чеченской Республики стоило бы вмешаться и создать специальную программу с финансированием народного проекта, да и помочь семейству Юсуповых с благоустройством их жилья. Иначе в скором времени получится, что секрет чеченских мастеров может быть утерян вновь, возможно – навсегда.