Ученый из Адыгеи расшифровал надписи о загробном мире на Лооской плите бронзового века

Адыгея

Ученый из Адыгеи Нурбий Ловпаче расшифровал надписи на обнаруженной недавно Лооской плите, датируемой бронзовым веком

Ученый из Адыгеи Нурбий Ловпаче расшифровал загадочные символы и надписи в виде петроглифов и иероглифов на обнаруженной недавно Лооской плите, датируемой бронзовым веком. По его мнению, речь идет о душе и загробном мире, что еще раз подтверждает погребальную функцию мегалитов Западного Кавказа.

Н. Ловпаче сразу определил, что символы относятся к протописьменности древнейшей цивилизации. По некоторым оценкам, результат данного исследования может быть научной сенсацией. Обнаруженные надписи и рисунки на Лооской плите могут свидетельствовать о том, что письменность на Кавказе зародилась гораздо раньше, чем принято считать.

До этого самым древним памятником письменности являлась Майкопская плита, возраст которой – 3,2 тысячи лет. Предполагаемый возраст Лооской плиты – 4 тысячи лет, рубеж 2 и 3 тысячелетия до нашей эры. Пока это только гипотеза, но она имеет право на существование, дальнейшее развитие, изучение и доказательство, считает ученый.

Обнаружен артефакт весом около половины тонны у горного ручья в мае этого года вблизи поселка Лоо в Сочи. Как предполагает Нурбий Ловпаче, плита из мелкозернистого песчаника 50 на 60 см и толщиной около 22 см в результате оползней съехала в овраг между двумя дорогами, где ее и нашли местные краеведы. Среди них – представитель шапсугской общины Хушт Мадин и сочинец Андрей Кизилов – сотрудник отдела археологии Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований. Они передали эту плиту в Национальный музей РА.

В течение двух месяцев Нурбий Ловпаче расшифровывал каждый символ и устанавливал их взаимосвязь, основываясь на хеттском иероглифическом письме. По словам ученого, плита расслоилась на два фрагмента, на каждом из которых – надписи погребального значения, отчетливо просматриваются небесные светила, корабль, рыба, олень, решетка, фасад дольмена и т.д. После внимательного изучения Нурбию Лопаче удалось их расшифровать и выстроить связный текст.

"На первом фрагменте написано: "Душа великого пророка, знаменитого лучника. В 11 полулунии душа Муксы достигла псэуна (Дом души)". На втором фрагменте – "С уважением к душе прадеда Аситавада и жрицы. На солнечной воде отправились в псэун", – сказал Нурбий Ловпаче.

Он также отметил, что надписи читаются справа налево или сверху вниз. Ученый добавил, что вокруг надписи изображены поясняющие ее рисунки. Один сюжет – олень на шесте – это царский погребальный символ, характеризующий древнюю Майкопскую культуру (только в ней в основном присутствуют бычки). Другой сюжет – семиконечная звезда, также характерная для адыгского фольклора.

"Кроме того, на плите изображена решетка – это земледельческий символ, отчетливо видны и лодка с мачтой, фасад дольмена, рыба, обозначающая загробный мир. Можно предположить, что эта плита являлась частью либо дольмена, либо святилища. А предки адыгов – строителями мегалитов и основателями дольменной культуры", – сказал Нурбий Ловпаче.