Голосование за памятник Екатерине Великой: за сценой

Победителями конкурса "Россия 10" досрочно стали мечеть "Сердце Чечни" и Коломенский кремль. Однако не менее яркая судьба была и у краснодарской заявки – голосование за памятник Екатерине Второй потребовало и всенародных праздников, и принудительной отправки СМС с обязательной демонстрацией телефона начальнику.

Целью конкурса "Россия 10", организаторами которого выступили телеканал "Россия 1" и Русское географическое общество, заявлялось определение с помощью общенародного голосования 10 новых визуальных символов нашей страны, миниатюрные копии которых украсят новый ландшафтный парк в Подмосковье. В ходе предварительного тура, проведенного в регионах РФ, было отобрано более 700 объектов – самые яркие памятники природы, архитектуры и культуры страны, как заявляли организаторы. Из достопримечательностей Краснодарского края в конкурсе участвовали 33 водопада Сочинского национального парка, дольмены, "Долина лотосов" в Темрюкском районе, Гуамское ущелье и другие. 

25 марта стартовало голосование – отдать свое предпочтение можно было как на сайте проекта, так и через платные СМС (по 3,54 рубля).  Во второй тур 1 июля попали 80 объектов – по десять от каждого федерального округа. От Кубани прошли памятник Екатерине II в Краснодаре (19 819 голосов и 6 место в Южном Федеральном округе, смотровая башня на горе Ахун (17 177 голосов и седьмое место), Мацестинский курорт (17 024 голоса и восьмое место) и Гуамское ущелье (15 481 голос и девятое место в ЮФО).

Именно второй тур неожиданно вызвал череду скандалов, порожденных методами региональных лидеров по продвижению "своих" достопримечательностей. 

В Краснодарском крае местные власти сделали ставку на памятник Екатерине II, установленный 8 сентября 2006 года по распоряжению губернатора Александра Ткачева.  
Монумент работы скульптора Михаила Микешина был открыт 6 мая 1907 года и разрушен большевиками в 1920 году. Восстановление памятника было одним из условий, которое выдвинули представители Кубанского казачьего войска за рубежом для возвращения на Кубань казачьих регалий, вывезенных во время Гражданской войны.

Известный кубанский скульптор и автор памятника Екатерине Великой Александр Аполлонов рассказал порталу ЮГА.ру, что о выдвижении своей работы на конкурс "Россия 10" он узнал из прессы. И даже один раз проголосовал.

- Приятно, что твою работу так высоко оценивают. Конечно, есть гордость за работу и за всю команду. Вообще, тот момент, что памятник выдвинули, и он имеет определенный резонанс, означает, что я на правильном пути, несмотря на момент с судебным делом по этому объекту, – отметил А. Аполлонов.
При этом автор проекта подчеркнул, что "памятник, при всем уважении к самому себе, поостерегся бы называть символом России". По его словам, на это звание есть более достойные претенденты – например, памятник Минину и Пожарскому на Красной Площади или "Тысячелетие России" в Великом Новгороде.

Однако решение кубанские власти приняли, не особо интересуясь мнением скульптора, и 17 августа скульптурный ансамбль в Екатерининском сквере уже занимал шестую строчку в рейтинге, набрав 511 тыс. голосов. Но до призовых мест был еще далеко, поэтому в дело все активней шел административный ресурс. 

- Голосование продлится до 1 сентября, поэтому краснодарцам необходимо активнее отправлять смс-сообщения, делать свой выбор на сайте проекта, активизировать все возможные ресурсы, чтобы о памятнике Екатерине Великой заговорила и узнала вся Россия,призывал официальный сайт мэрии Краснодара.

- Представители отрасли "Культура" уже давно включились в соревнование и активно голосуют за главный символ Краснодара. Каждый день культработники отправляют смс и отдают свои голоса на сайте проекта "Россия 10", – приводился тут же положительный пример.

О том, как именно организовывалась массовая поддержка, на условиях анонимности рассказал один из сотрудников администрации Краснодара:
- Нас заставляли отправлять СМС за памятник Екатерине каждый день и в строго определенное время, чтобы голоса не ушли другому департаменту, ведь каждый руководитель отчитывался перед начальством выше об активности своего отдела. 

В администрации города между департаментами разыгралось "социалистическое соревнование", ведь участие в голосовании было объявлено долгом каждого. По словам чиновника, была дана условная установка набирать около 300 тыс. голосов в неделю со всех департаментов. Однако сказано это было в "легкой" форме, и на тот момент никаких серьезных последствий не несло, поэтому многие не голосовали и спокойно продолжали работать. 

В городе в это время развернулась настоящая рекламная кампания по информированию жителей о конкурсе. На улицах краевого центра были установлены щиты в поддержку памятника, в парках и скверах были организованы культурно-массовые мероприятия, в сельских и городских Домах культуры проходили презентации мультимедийного проекта, с населением проводилась "агитационная и информационно-разъяснительная работа". В рамках библиотечных мероприятий всем участникам раздавались тематические флаеры, а в кинотеатрах Краснодара перед показом фильмов на больших экранах транслировались агитационные ролики в поддержку памятника Екатерине Великой. 

Кроме того, горожане постоянно получали и СМС с призывами к голосованию, что, как отметили многие, крайне напоминало назойливую спам-рассылку. Текст сообщений был следующий: "Сделаем Екатеринский сквер главной достопримечательностью страны! Голосуй за Краснодар! Общественно-информационный центр г. Краснодара".
Как пояснили порталу ЮГА.ру в пресс-службе администрации города, инициатором рассылки выступил именно Общественный информационный центр, поэтому никакие бюджетные средства на нее не тратились. При этом директор учреждения Александр Мозговой заявил, что ничего об этом не знает, после чего отказался от любых комментариев.

Также напоминания о необходимости отдать свой голос за памятник Екатерине II можно было увидеть на трамвайных и троллейбусных билетах. По уточнению пресс-службы администрации города, печать на билетах была инициативой МУП "Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление" и тоже ничего не стоила местным властям.

Некоторым родителям в детских садах раздавались специальные памятки: как отдать свой голос и во сколько точно это нужно сделать. Крупные предприятия также получили официальные просьбы из администрации организовать в обеденный перерыв голосование сотрудников за памятник Екатерине и ежедневно докладывать о количестве отданных голосов.

Затем к общественной акции в поддержку монумента присоединили и молодежь, устроив ей "Екатерининский забег" на роликах. Когда памятник Екатерине Великой стабильно входил в первую десятку, на Театральной площади Краснодара был дан большой концерт. И все это, по официальным заверениям, совершенно бесплатно для нашего общего бюджета.

Перед самым завершением второго тура в безоговорочные лидеры голосования вырвались Коломенский кремль (38 603 629 голосов) и мечеть имени Ахмата Кадырова "Сердце Чечни" (38 200 249 голосов). Для сравнения, скульптурный парк "Легенда", который занял третье место, имел меньше 2 миллионов.
Стоила победа недешево – лишь 1 млн голосов за чеченскую мечеть был отдан с помощью сайта. Остальные 37 миллионов пришли с помощью СМС, каждое из которых стоило абоненту 3,54 рубля. Таким образом, попадание достопримечательности в первую "двойку" обошлось примерно в 131 млн рублей. По данным Госкомстата России, кстати, численность населения Чечни составляет 1 324 767 человек.

В итоге многие сочли столь высокий результат банальной накруткой. Но глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров выразил недовольство, что мечеть, названная именем его отца, заняла лишь второе место. И обвинил в нечестности уже своих оппонентов:
- Имеются все основания быть уверенными в том, что голоса, подаваемые за мечеть миллионами, не учитывались, несмотря на то, что деньги поступали на счета операторов "МегаФон" и "Билайн".

Представители сотовых операторов, в свою очередь, заявили, что активность СМС-голосования из Чечни была настолько высокой, что организаторы просто не справлялись с учетом. Так, в последний день второго тура число СМС за мечеть на короткий номер "Россия 10" в сетях одного из операторов доходило до 150 в секунду, тогда как во время голосования на конкурсе "Евровидения" со всей России приходило порядка 40 голосов в секунду.

На фоне всех этих споров и конфликтов краснодарский памятник Екатерине Великой резко потерял свои позиции – из десятки переместился в двадцатку. Как рассказал источник в администрации Краснодара, после этого было собрано совещание, на котором всем поручили активизироваться и "голосовать активнее".
Меры ужесточились – теперь стало недостаточно голосовать через Интернет (т.к. на сайте стояло ограничение до трех раз в день), и всех начали принуждать отправлять сообщения с сотовых телефонов. Государственным служащим сообщили, что их мобильники будут проверяться на предмет количества СМС. В некоторых департаментах руководство обещало вернуть деньги или даже премировать, но на деле ничего этого не было, говорит чиновник. 

По информации ОАО "ВымпелКом" ("Билайн"), жители Краснодарского края были вторыми по активности СМС-голосования среди абонентов Юга России и Северного Кавказа. По оценкам оператора, опережали кубанцев только чеченцы. В общей сложности представители Чечни отправили в десять раз больше сообщений за мечеть, чем жители Краснодара за памятник Екатерине. Однако среди абонентов ЮФО активней всех была столица Кубани, затем шли Элиста, Астрахань, Ростов и Волгоград. Наименьший интерес к голосованию продемонстрировали сочинские абоненты "Билайна". 

В ОАО "МегаФон" предоставить информацию об активности абонентов на Юге и Северном Кавказе не смогли, предложив обратиться за этими данными к организаторам конкурса.

Вернуть высокие позиции в конкурсе памятник Екатерине не смог, но выйти в финал ему все же удалось. Так, на сайте за него проголосовали 332 101 человек, SMS отправили 1 млн 183 тыс. 113 человек. Таким образом, краснодарцы потратили на поддержку одного из символов региона около 4,2 млн рублей.

С 1 сентября конкурс продолжился, но проголосовать за достопримечательности уже было нельзя. Как следовало из сообщения на сайте "Россия 10", руководство проекта "приняло решение о проведении технического аудита полученных данных о голосовании для полного выявления возможных технических ошибок, компьютерных накруток на стадии полуфинала, а также для недопущения влияния подобных факторов на ход финала".

В это же время представители "МегаФона" и "Билайна" опубликовали разъяснения для голосовавших в конкурсе. В них причиной возникновения сбоев с учетом голосов назывался контент-провайдер "Интерэктив Сервисез", который занимался приемом всех СМС, а всем абонентам обещался возврат потраченных на голосование средств. 

"Интерэктив Сервисез", в свою очередь, заявил, что все сообщения были обработаны и учтены, а технических проблем с обработкой голосов в рамках проекта "Россия 10" на платформе контент-провайдера зафиксировано не было. Однако, заверяя, что ошибок практически не было, компания добровольно отказалась от вознаграждения за проделанную работу.
При этом организаторами конкурса СМС-голосование во втором туре было названо "проблемным", а общие потери голосов участниками полуфинала из-за технических сбоев потенциально были оценены до 5,2 млн голосов.

В итоге Оргкомитет "Россия 10" признал ситуацию с голосованием форс-мажорной и досрочно объявил о победе грозненской мечети "Сердце Чечни" и Коломенского кремля. Сам конкурс все еще продолжаются – по итогам третьего тура будут определены еще 8 финалистов, которых признают равноправными (между собой) победителями.

Точно не оказались в числе проигравших организаторы СМС-голосования. Как рассказал представитель одной из компаний, оказывающих подобные услуги, обычно порядка 30% от стоимости одного СМС получают мобильные операторы, а остальная часть достается фирме, которая принимает и учитывает голоса. Точное количество СМС, отправленных во время конкурса "Россия 10", в настоящее время публично не называется. Нельзя узнать и итоговое число сообщений за "Сердце Чечни" и Коломенский кремль. Но порядок сумм понять можно: во втором туре было подано более 145,9 миллионов голосов, при этом у остальной восьмерки лидеров с помощью СМС – от 39 до 90%. Не самые плохие деньги "из воздуха" при условии постоянной бесплатной рекламы в федеральных и региональных СМИ.
Интересно, что основным акционером компании Interactive Services, специализирующейся на мобильном маркетинге, являются французы. В 2012 году 51% ООО "Интерэктив Сервисез" купила небольшая французская сеть Weborama. По сведениям "СПАРК-Интерфакс", после сделки совладельцами  также остались Виктор Вольский и Андрей Муравин.

А что же с памятником Екатерине Великой в Краснодаре? К концу второго тура он оказался на двадцатой строчке, а к 12 сентября добрался до 11 места. Хорошо, что о Екатерининском сквере узнали многие жители нашей страны. Но многим краснодарцам он теперь запомнится спамом в телефоне, а некоторым подневольным участникам голосования – чувством, что власть в очередной раз отобрала их деньги.

- Памятник Екатерине II – серьезная работа, но она больше символ Юга России, – говорит скульптор Аполлонов. – Мне, если честно, совсем не понятно, зачем принуждают людей голосовать за ту или иную достопримечательность – это же абсурдно. Выбор должен идти от души, а какая любовь появится, если силком это делать? Люди не хотят голосовать, ведь у них есть другие проблемы, им просто не до этого.

Самого же автора монумента больше занимает продолжающаяся судебная тяжба. В Арбитражном суде Краснодарского края возобновился процесс по поводу завершения работ над памятником Екатерине, который до сих пор не имеет полного набора декоративных элементов. При этом вопрос оплаты со стороны заказчика до сих пор не решен.
По оценке Крайгосэкспертизы, стоимость работ составляет 123 млн рублей, согласно заключению художественного экспертного совета краснодарской, ставропольской и ростовской организаций Союза художников России – не менее 270 млн рублей. Фактически автору на оплату его части работы и для расчета с подрядчиками было выплачено 56 млн рублей, затем по дополнительному соглашению – еще 11 млн рублей. По словам Аполлонова, полностью расчет произведен не был.

Наверное, прекрасный (без шуток) памятник Екатерине Великой в Краснодаре в какой-то мере и есть символ современной России. Разрушен большевиками и восстановлен новой властью; сопровождался финансовыми скандалами и судебными разборками; стал ярким примером использования административного ресурса при голосовании – слишком уж символично.

Лента новостей

Статьи

Ветхость не препятствие

Зачем реставрировать старинные дома в центре Краснодара

Статьи Партнерский

Малое дело с большой поддержкой

Интервью с директором Фонда развития бизнеса Еленой Пистуновой

Статьи

«Я не увидел»

Что будет, если не остановиться после требования полиции

Читайте также

Реклама на портале