Танец с огнем: от Новой Зеландии до Краснодара (+ фото и видео)

Красочные файершоу, которые все чаще можно увидеть в клубах или просто на улицах ночных городов, вряд ли когда-нибудь потеряют свою экзотичность, особенно для европейцев. И неудивительно, ведь первыми приверженцами необычного и красивого танца-искусства-поклонения огню были отнюдь не представители западной цивилизации, которая в этом плане может похвастаться разве что аутодафе, а новозеландские аборигены из племени маори.

От шаманских плясок с факелом до завораживающего танца — немалый путь. По легенде, на одном из праздников маори молния воспламенила второй конец церемониального факела в руках шамана, когда тот исполнял боевую пляску в кругу соплеменников. Яркая вспышка расцветила лица воинов, не испугавшихся внезапного проявления силы — они начали медленно подходить к ошеломленному колдуну, поджигая боевые посохи с двух концов и пытаясь исполнить несложные движения с огнем. С тех пор шаман отбирал способных и ловких юношей себе в ученики и тренировал их обращению с "ручным пламенем". А маори так понравились завораживающие свои ритмом синхронные движения странной пары — огня и человека, что ритуальных праздников с использованием горящих посохов становилось все больше и больше.

Вскоре новозеландцы поняли, что создали не только магическую практику, но новый вид искусства, и стали активно развивать его, вводя в пляску все новые движения и пробуя использовать различные предметы вместо факелов и посохов. Они не останавливались только на огне — для маори важен был сам танец, определенные ритуальные движения, перечень которых аборигены не уставали пополнять. Новые элементы брались буквально отовсюду, тренировки силы и ловкости у мужчин и женщин вскоре тоже превратились в танец, а снаряды для тренировок обросли украшениями. Эти снаряды назывались "пои" ("шар" или "мяч") и состояли из специального мешочка для переноски яиц, в который для утяжеления вкладывался камень. Женщины крутили пои под собственные заунывные песни — от этого женский стиль кручения стал мягким и медленным, почти нежные прикосновения девичьих рук к пламени вводили зрителей в транс. Мужской стиль изначально был более жестким, ритмичные размеренные движения, сложные элементы и силовые приемы определяли его энергичным, спортивным стилем.

Маори не берегли свои практики как неприкосновенную святыню, не считали их чем-то запретным для посторонних и охотно брались обучать всех желающих, коих становилось все больше.
Первыми западными адептами новозеландского искусства стали серферы, легко и с удовольствием перенявшие необычные танцы. Их выступления на "белой" земле вызвали сенсацию, многие приезжали на побережье не только увидеть "дикарские пляски", но и попробовать научиться им. Новый вид пластического искусства быстро завоевывал популярность, которая еще больше выросла после того, как в шестидесятых годах прошлого столетия один из цирков Сиднее использовал в программе огненные пои. Свой вклад в популяризацию танцев маори внесли и хиппи, которые устраивали собиравшие тысячи людей транс-фестивали, совмещенные с файершоу.

Постепенно, из массового, "тусовочного" представления файершоу за счет сложности своих движений превращалось в удел профессионалов. В Европе и Америке поинг давно уже стал мейнстримом, на улицах больших городов часты выступления команд и мастеров-одиночек. Молодые, гибкие юноши и девушки, танцующие в кругу огня и подчиняющие его себе, всегда собирают вокруг себя толпы простых зрителей и поклонников, многие из которых тоже становятся адептами нового искусства. Но, несмотря на всеобщую заинтересованность, ни одна страна так и не смогла перещеголять родину файершоу — Новую Зеландию. Она до сих пор остается главным мировым центром поинга, производит лучшее снаряжение для файершоу, выпускает из своих "школ огня" лучших специалистов, там же проходят и крупнейшие пойстерские фестивали.

В Россию огненная наука попала сравнительно недавно — в 1999 году после open-air фестиваля "Rainbow" несколько наших соплеменников вернулись на Родину завзятыми огнепоклонниками и принялись весьма эффективно делиться радостью открытия с друзьями и знакомыми. Популяризация файершоу происходит в 2001-2004 годах, все больше людей увлекаются новым для нас видом искусства, многие выходят крутить пои на улице, участвуют в различных фестивалях и соревнованиях. Развитие нового искусства шло довольно быстро, несмотря на общую несогласованность команд и не особо подходящие климатические условия, и через некоторое время почти ни одна трансовая вечеринка в любом городе России не обходилась без приглашенных файерщиков и пойстеров. С 2002 года становятся популярными разные инструменты для файерщиков — люди начинают использовать стафф — шест с двумя горящими концами, веера с огненными навершиями, снейки — длинные горящие фитили с рукоятями. Но, несмотря на возросший ассортимент, главным атрибутом и символом движения остаются пои, благодаря компактности и большой гибкости стиля.
Но действительно массовой эта забава становиться только сейчас: файер-команды и многочисленные театры огня объединяются через Интернет, существует даже русское сообщество ru_poi, созданное именно для совместного общения танцоров.

В Краснодарский край огненное шоу попало из Москвы. Постепенно первые пойстеры находили друг друга, объединяясь в самодостаточные команды, кардинально отличающиеся друг от друга и техникой исполнения и своим мироощущением.

Одна из первых таких команд — ТГ Kaya. В ней собрались люди, воспринимающие огонь не как развлечение, но как великую и могущественную стихию. Их выступления обычно проходят в лесах и на пляжах — там, где легче почувствовать свое единение с природой. Однако представления, устраиваемые ТГ Kaya, в городах сделали файершоу привычной частью зрелищем многих праздников, фестивалей и вечеринок. Однако проект "Кайя" является полностью некоммерческим, и ребята далеки от разработки синхронных трюков, поражающих толпу. Для них файершоу означает, прежде всего, самосовершенствование, поэтому участники команды почти не берут учеников. Они считают, что человек должен прийти к мастерству сам, и в качестве примера приводят себя — все участники команды начали знакомство с файершоу сразу с огненных снарядов. А для того, чтобы искать путь было легче, одна из участниц ТГ Kaya — Таня — создала первое в Краснодаре интернет-сообщество пойстеров city_in_fire, благодаря которому многие файерщики находят своих единомышленников.

Тренировочные "покрутоны" Kaya-people проходят обычно недалеко от стадиона "Кубань", на берегу Карасуна, в теплое время года ребята собираются там почти каждые выходные. Занимаются непременно под музыку, среди стилей — даб, реггей, этнотранс, которые предпочитает в качестве звукового сопровождения большая часть файер-коммьюнити.

Вот что говорят участники проекта, выражая словами соё отношение к огню:
Файершоу для меня это — центрирование, это переключение с внешнего "Я" на внутреннее, путешествие в центр себя (Ира).
У меня мечта сделать не просто выступление как набор трюков или фриденс (куда хочу, туда кручу). Я хочу поставить небольшой спектакль с драматургией, костюмами, звуком… (Олег).
А мне как раз фриденс нравится больше всего, когда мы собираемся не на выступление, а так "покрутить" (Вадим).

Но не все так же относятся к огненному действу. Следующая команда, появившаяся в Краснодаре, носит название ActiveProjectLights, и ее участники сразу же подошли к файершоу как к сложному спорту, требующему постоянных тренировок. Пойстеры из ActiveProjectLights предпочитают работать на публику, являются завсегдатаями различных корпоративных праздников и общегородских фестивалей. Именно они создали первую в Краснодаре огненную школу, работающую сейчас в Кубанском госуниверситете.
Техника команды кардинально отличается от движений "стихийных" групп, все танцы синхронизированы и отработанно красивы. Два года назад один из участников проекта создал свою собственную команду Infinity, также тренируя своих адептов в спортивном стиле. Его группа снискала немало уважительных отзывов — освещая участников альтернативных концертов танцующим огнем, ребята быстро приобрели известность молодежной тусовке Краснодара. Основатель команды Лис до недавнего времени продолжал преподавать в школе огня своих бывших товарищей, потом начал давать частные уроки. В данный момент на базе Infinity строится новая акробатическая группа, участники которой будут не просто крутить огни, но и показывать свои акробатические и танцевальные наработки. Тренируются они круглый год, зимой в съемных помещениях, а в теплое время года — в Юбилейном микрорайоне. Этой весной предполагается серия выступлений на крышах домов, что даст возможность рассмотреть шоу большому количеству зрителей.

Одна из удивительных черт краснодарских пойстеров — это их обособленность. Несмотря на существование интернет-сообщества, несмотря на взаимное признание команд, очень немногие из них тренируются и выступают вместе. Видимо, огненная стихия рождает конкуренцию в своих жрецах.

Краткий справочник

Основных инструментов пойстера всего три — пои, стафф и огненные веера.
Пои состоят из фитиля — кевларового, асбестового или брезентового, который вымачивается в ламповом масле или керосине. Фитиль крепится на грузе — обычно для его изготовления используют теннисный шар, к нему же присоединяются цепочки с ручкой или без оной. Хорошая рукоятка не выскальзывает из рук, раскрепощает кисти. Многие предпочитают пои без ручек, наматывая конец цепи на руку.
Стаф (англ. staff, fire staff). Выглядит как шест длиной 1-2 метра, на концах которого закреплены фитили, посередине рукоятка — обмотка из кожи или резины, обычно не короче 50-60 см. Длина фитилей варьируется от 5-10 см (огонь на концах) до 30-40 см. Вес стафа — от 600 г до 1 кг — кому как по руке.
Веера — один из наиболее громоздких инструментов, поэтому встречаются реже, чем пои или же стаф. На концах скрепленных вместе спиц крепятся фитили, рукоять обычно делается из дерева. Предпочитают веера в основном девушки, для танца с веером требуется максимальная гибкость, и весь танец выглядит очень нежным и медленным.

Мини-разговорник пойстера

Выдыхание огня — трюк для продвинутых пойстеров, создающий эффект "дыхания дракона".
Замочка — сосуд с горючим, используемым для поджигания поев.
Пои — два шара или подобия шара на двух веревках.
Поинг — искусство вращения пои, танцы с пои.
Пойстер (он же — "огненный человек") — любитель или профессионал кручения пои, более широко — человек, устраивающий файершоу, танцующий с огнем.
Покрутон — совместное занятие поингом в каком-либо заранее оговоренном месте.
Файершоу — представление с участием огня, танцы с огнем.

Правила начинающего пойстера

Первое правило — безопасность. Второе правило — снова безопасность же.
Все, что требуется для начала покрутона, это соблюдение элементарных противопожарных норм, в противном случае последствия могут быть весьма неприятны. По неписаным правилам огня, на площадке должны быть полностью исключены алкоголь и наркотики. Алкоголь просто губителен для пойстера, его пары могут воспламениться в любой момент, поджечь и горючее и самого выступающего. А наркотики просто не нужны, ведь совокупность двигательных, зрительных и слуховых элементов вводят крутильщиков в своеобразный транс. Главное в таком состоянии не потерять контроль над собой, какие уж тут наркотики!
Рядом с начинающим пойстером всегда должен присутствовать старший, который проследит за движениями, поможет советом, накинет на новичка плотное одеяло при плохом развитии событий, в конце концов.

Начинать тренировки с огнем лучше всего с пои, они быстрее всего разовьют хорошую пластику и координацию движений. Первые огненные пои вполне реально сделать самому, вот что потребуется для этого: керосин осветительный (40 рублей литр), цепь (100 рублей) или крепкая веревка, два теннисных мяча (25-30 рублей каждый), кевлар на 2 фитиля (500 рублей).
Собрать из этих компонентов сам снаряд весьма просто. Нужно взять первый шарик, проколоть его ножницами сначала с одной стороны, потом повернуть и проколоть точно напротив первого прокола. Потом согнуть пополам проволоку, чтобы получилась U-образная шпилька-петля. Шпильку просунуть перегибом вперед через проколы в шарике, так, чтобы она вышла с другой стороны. В петлю заложить кончик веревки и вытянуть ее на другую сторону шарика. Завязать на конце веревки большой узел, чтобы шарик не соскочил. И в довершении всего — сделать петельку на другой стороне веревки, чтобы было удобнее держать.

И если у вас хватило терпения, чтобы осилить предыдущий абзац, то самое время смело отправляться на поиски огненного гуру, который покажет азы мастерства.