Тот самый отчет Счетной палаты РФ по проверке бюджета Краснодарского края

Об этом документе в Краснодарском крае говорят уже давно. И чаще шепотом… Еще летом появились слухи о том, что аудиторы Счетной палаты РФ провели проверку краевого бюджета и обнаружили не только несоответствия отдельных статей федеральному законодательству, но и многочисленные прямые нарушения. Говорили о найденных приморских дворцах, белоснежных яхтах и многочисленных квартирах местной элиты. В эпоху "великого противостояния" губернаторской команды с краснодарским мэром на результаты отчета с разных трибун любили ссылаться представители компартии, однако без особой конкретики, упоминая документ скорее в риторических целях. Но политические битвы на Кубани утихли, краевые власти переключились на усмирение Абхазии, и про визит Счетной палаты стали забывать.
И вот в начале декабря загадочный отчет вновь начал смущать умы кубанцев и покой чиновников. Региональная редакция "Новой газеты" опубликовала в очередном номере статью "Бюджет с тройным дном". Материал был посвящен проекту бюджета края на 2005 год и в нем активно цитировались те самые результаты проверки состояния кубанской казны за предыдущий и начало нынешнего года. Прочитать весьма жесткий и анти-губернаторский текст смогли немногие - в киосках "Роспечати" номер 39 попросту отсутствовал. Добрые бабушки в киосках лишь разводили руками: "Нету! Все раскупили". Тут же стали говорить о целенаправленной акции по скупке газеты, которая в спешном порядке была проведена по заданию администрации края. Тему изъятия тиража активно обсуждали в Интернете, а в самой "Новой газете Кубани" началась, по словам главного редактора, "неделя открытых дверей". "Звонили кубанские депутаты из Государственной Думы, артисты, гастролирующие за рубежом, коллеги из других изданий, спрашивали, что произошло", - рассказывала потом Галина Ташматова. "Не знаем", - отвечали журналисты всем интересующимся. Единственная информация поступила к руководству "Новой газеты" из "Роспечати" - там сообщили, что упомянутый номер будет оплачен редакции полностью.
Мы решили, что жителям Краснодарского края стоит дать возможность ознакомиться с выдержками из отчета Счетной палаты, без комментариев и политических лозунгов. Это достаточно объемный, хотя и весьма любопытный текст, который то убаюкивает ровными рядами цифр, то вдруг прорывается неожиданными откровениями о том, что творится за глянцевой ширмой кубанской экономики. И первые лица края предстают здесь то рачительными хозяевами, пытающимися лавировать в узких бюджетных рамках ради блага Кубани, то пытающимися решить уже собственные проблемы за счет казны.
Желающие прочитать полный текст документа могут скачать его в приложении к статье.

ОТЧЕТ

по результатам проверки использования средств федерального бюджета, выделенных Краснодарскому краю в 2003 году и истекшем периоде 2004 года в виде финансовой помощи бюджетам других уровней на реализацию соответствующих федеральных целевых программ, и отдельных вопросов исполнения бюджета Краснодарского края


Объекты проверки: Администрация края и ее структурные подразделения - Департамент по финансам, бюджету и контролю, Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, Департамент социальной защиты населения, Департамент здравоохранения края, Главное управление внутренних дел (ГУВД) края, исполнительный комитет Совета местного самоуправления (далее - СМСУ) Северского района, администрации г. Крымска и Крымского района, Темрюкского, Апшеронского, Каневского районов с использованием данных Управления федерального казначейства (УФК) Минфина России по Краснодарскому краю, Управления МНС России по Краснодарскому краю и Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края.

Проверяемый период деятельности: 2003 год и I квартал 2004 года.

В проверяемом периоде в должности главы администрации (губернатора) Краснодарского края работал А.Н. Ткачев.
Должность заместителя главы администрации Краснодарского края по финансам, бюджету и контролю, экономике и прогнозированию замещал А.А. Ремезков, который в апреле 2004 года был назначен первым заместителем главы администрации Краснодарского края.
Право первой подписи денежных документов, распоряжение финансовыми средствами в пределах утвержденных смет и ассигнований в соответствии с Положением о Департаменте по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края от 31 января 2002 года № 95 было предоставлено генеральному директору департамента С.В. Гостеву, который замещал эту должность с 18 января 2001 года. С 15 апреля 2004 года С.В. Гостев замещает должность руководителя Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края.

1. Использование средств федерального бюджета, выделенных Краснодарскому краю в 2003 году и истекшем периоде 2004 года в виде финансовой помощи бюджетам других уровней

Использование средств, выделенных из федерального бюджета бюджету края по взаимным расчетам для компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами власти других уровней

Для оказания финансовой помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям края, пострадавшим от стихийных бедствий в 2002-2003 годах, из федерального бюджета выделено 439422,0 тыс. рублей.
За счет средств, выделенных из федерального бюджета, возмещено 77,5% ущерба хозяйствам. В разрезе районов средства распределялись неравномерно. В г. Кропоткине и в Красноармейском районе ущерб возмещен полностью, Апшеронском районе - на 95,9%, Отрадненском районе - на 93,1%, Темрюкском районе - на 37,9%, Крымском районе - на 56,6%, Павловском районе - на 65,9%, в г. Анапе - на 53,3%, в г. Новороссийске - на 60,1 процента. Также неравномерно возмещался ущерб и в разрезе хозяйств.

По состоянию на 22 апреля 2004 года на текущих счетах бюджетов муниципальных образований числятся остатки неиспользованных средств в общей сумме 28045,6 тыс. рублей, которые образовались по следующим причинам: ликвидированы хозяйства; отказ хозяйства от получения средств; затраты на восстановление посевов отнесены на себестоимость продукции; восстановительные работы проводили другие хозяйства; допущены ошибки при подготовке документов.

Использование средств, выделенных из федерального бюджета Краснодарскому краю в 2003 году и I квартале 2004 года в виде дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности и дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение потерь по акцизам на табачные изделия, акцизам на водку и ликероводочные изделия за 2003 год
Федеральным законом от 24 декабря 2002 года № 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации утверждена бюджету края в сумме 3629682,0 тыс. рублей и перечислена в полном объеме.
В нарушение Закона края от 5 ноября 2002 года № 530-КЗ "О краевом бюджете на 2003 год" (с изменениями и дополнениями) перечисление дотации из краевого фонда финансовой поддержки муниципальных образований для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности бюджетам муниципальных образований "Город Кропоткин" с июля по декабрь 2003 года и "Город Крымск" - с сентября по декабрь 2003 года не производились. В доходах бюджетов муниципальных образований удельный вес дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности составлял от 34,9% по бюджету Щербиновского района до 0,5% по бюджету г. Славянска-на-Кубани.

В нарушение статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства федеральной дотации, предназначенной на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности края, направлены в 2003 году на расходы капитального характера в части работ по устройству фундамента основания памятника "Екатерина II" в сумме 2752,6 тыс. рублей и в I квартале 2004 года - на оплату проектных работ и проведение экспертизы по памятнику "Войсковой храм А. Невского" - 432,7 тыс. рублей. Общая сумма не целевого использования средств федеральной дотации за проверяемый период составила 3185,3 тыс. рублей.
В ходе контрольного мероприятия по приказу Руководителя Департамента по финансам, бюджету и контролю края от 22 апреля 2004 года № 160 "О замене источника финансирования" по указанным выше объектам Департамента культуры края средства федеральной дотации восстановлены в краевой бюджет, и произведена замена источника финансирования за счет собственных доходов краевого бюджета (платежные поручения от 22 апреля 2004 года №№ 94, 896, 534, 895) на общую сумму 3185,3 тыс. рублей.



2. Отдельные вопросы исполнения бюджета Краснодарского края за 2003 год

Прочие расходы, не отнесенные к другим подразделам

Первоначально прочие расходы, не отнесенные к другим подразделам, в краевом бюджете были предусмотрены в общей сумме 275740,0 тыс. рублей. Согласно Закону края "О краевом бюджете на 2003 год" с учетом дополнений и изменений, уточненный план по расходам составил 554916,0 тыс. рублей. В проекте закона края "Об исполнении краевого бюджета за 2003 год", представленном для рассмотрения в Законодательное Собрание Краснодарского края уточненный план по данным расходам составил 691112,0 тыс. рублей, исполнение - 682333,0 тыс. рублей.

В общей сумме прочих расходов, не отнесенных к другим подразделам, имели место расходы на финансовую помощь учреждениям и организациям, финансируемым из федерального бюджета, на общую сумму 203601,0 тыс. рублей. Согласно Закону края "О краевом бюджете на 2003 год" (с изменениями и дополнениями), план по указанным расходам составлял 121600,0 тыс. рублей. В проекте закона края "Об исполнении краевого бюджета за 2003 год" - 203634,0 тыс. рублей, или в 1,67 раза больше.
Средства в сумме 82034,0 тыс. рублей направлены Управлению МНС России по Краснодарскому краю (30,0% - статья 74 Закона "О краевом бюджете на 2003 год"). Произведены отчисления налоговым органам на общую сумму 100000,0 тыс. рублей и органам налоговой полиции - 5867,0 тыс. рублей. Контрольно-ревизионному управлению Минфина России в Краснодарском крае направлено 1000,0 тыс. рублей, УФК Минфина России по Краснодарскому краю - 4000,0 тыс. рублей (решение социальных вопросов работников и укрепление материально-технической базы) и Южному региональному управлению валютного контроля Минфина России - 3000,0 тыс. рублей. Краснодарской академии МВД России передано 2700,0 тыс. рублей (укрепление материально-технической базы), Управлению Государственной инспекции по торговле, качеству и защите прав потребителей по краю - 5000,0 тыс. рублей.

Помимо этого, федеральным структурам направлены средства в общей сумме 31400,0 тыс. рублей, в том числе Прокуратуре края направлено на завершение строительства, оснащение, ремонт административных зданий и строительство крытого перехода для объединения двух административных зданий 8500,0 тыс. рублей; Управлению по налоговым преступлениям ГУВД края на капитальный ремонт здания - 6400,0 тыс. рублей; Арбитражному суду Северо-Кавказского округа оказана финансовая помощь на оплату работ по строительству второго корпуса здания суда - 4000,0 тыс. рублей. Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Краснодарскому краю выделены средства на проведение капитального ремонта, восстановление линий связи и пожарно-охранной сигнализации в административном здании в сумме 8000,0 тыс. рублей. Расходы на укрепление материально-технической базы краевого суда профинансированы на 4500,0 тыс. рублей.

На этот подраздел отнесены расходы по резервному фонду администрации края на общую сумму 38828,0 тыс. рублей. Расходы произведены на погашение задолженности перед ЗАО "Северный берег", компенсацию ГУП края "Кубанский продовольственный фонд" (поставка пшеницы для Республики Абхазия), финансовую помощь Республике Абхазия, Республике Северная Осетия-Алания и Чеченской Республике, приобретение комбайна "Доминатор Мега-208", финансовую помощь ГУВД края МВД России, приобретение жилья сотруднику Управления ФСБ России по Краснодарскому краю, строительство негосударственного учреждения "Русская Православная школа", приобретение оборудования для Управления Государственного комитета по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Краснодарскому краю, проведение выездной ярмарки и другие цели. По утвержденному в законодательном порядке плану (с учетом изменений и дополнений) ассигнования на эти цели по данному подразделу не предусмотрены. На сумму направленных из резервного фонда администрации края средств уточнена бюджетная роспись по данному подразделу.



Резервный фонд администрации края
В 2003 году в краевом бюджете утвержден резервный фонд администрации края (далее - фонд). Первоначальный план по расходам фонда составлял 160000,0 тыс. рублей и в течение 2003 года не уточнялся. За указанный период финансирование мероприятий из фонда осуществлялось на основании распоряжений главы администрации края без утвержденного положения о нем, что является нарушением положений статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации. На момент подписания акта представлено постановление главы администрации края от 14 апреля 2004 года № 361 о его утверждении.

В течение 2003 года из фонда выделено и профинансировано 157854,3 тыс. рублей, возвращено 1025,0 тыс. рублей. Кассовый расход составил 156826,3 тыс. рублей. В нарушение положений статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации из данного фонда оказана финансовая помощь федеральным структурам на общую сумму 8498,0 тыс. рублей. Профинансированы расходы на строительство крытого перехода для зданий Прокуратуры края, капитальный ремонт административного здания Управления ФСБ России по Краснодарскому краю, восстановление линий связи и пожарно-охранной сигнализации. Перечислены средства Главному управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Краснодарскому краю на техническое перевооружение лесной службы и лесхозов. Приобретено жилье для работников государственной власти края на общую сумму 4422,9 тыс. рублей, административное здание, мебель и оргтехника для размещения администрации Отрадненского сельского округа на общую сумму 1000,0 тыс. рублей.
Кроме того, погашена задолженность регионального продовольственного фонда перед ЗАО "Северный берег" за материально-технические ресурсы, поставленные сельхозтоваропроизводителям края в 1998 году в сумме 1000,0 тыс. рублей, и внесен учредительский вклад в негосударственный пенсионный фонд "Кубанский пенсионный фонд" в сумме 1500,0 тыс. рублей. Оказана финансовая помощь Республике Абхазия на ликвидацию последствий стихийных бедствий в сумме 4000,0 тыс. рублей и компенсированы расходы ГУП "Кубанский продовольственный фонд" за поставленную указанной Республике пшеницу в сумме 4400,0 тыс. рублей.

Целевой бюджетный фонд Краснодарского края

В краевом бюджете предусмотрен целевой бюджетный фонд на аналогичные цели, что и резервный фонд администрации края. Это является нарушением положений статьи 17 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой целевые фонды образуются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Финансирование мероприятий из указанного фонда регламентируются 2 положениями. При этом указанными положениями конкретное целевое назначение фонда не установлено.

Предварительные выводы инспекторской группы Счетной палаты подтверждены правовой экспертизой, выполненной Прокуратурой края по запросу руководителя проверки.

В Положении, утвержденном Законодательным Собранием Краснодарского края, закреплены основные доходные источники фонда и обусловлены направления использования его средств. Согласно Положению фонд формируется за счет средств, поступающих в установленном порядке от государственных унитарных предприятий, отчислений от регулирования тарифов на продукцию и услуги естественных монополий топливно-энергетического комплекса, средств, перечисляемых физическими и юридическими лицами в добровольном порядке и других поступлений.

В соответствии со статьями 41-46 и 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации иные неналоговые доходы бюджетов субъектов должны отражаться в доходах соответствующего бюджета и не имеют целевого назначения.

Формирование доходной части и использование средств целевого бюджетного фонда должно осуществляться на отдельном текущем счете администрации края. В течение 2003 года средства фонда на этом счете не аккумулировались. Финансирование мероприятий производил Департамент по финансам, бюджету и контролю края по заявкам администрации края под исполнение распоряжений главы администрации края. Средства аккумулировались на основном счете краевого бюджета. Для исполнения изданных распоряжений денежные средства перечислялись на вышеуказанный отдельный текущий счет администрации края.

На 2003 год целевой бюджетный фонд первоначально предусмотрен в общей сумме 23451,0 тыс. рублей. Уточненный план по расходам целевого бюджетного фонда на 2003 год составил 142417,0 тыс. рублей (с учетом фактических остатков на 1 января 2003 года в сумме 89464,0 тыс. рублей). Первоначальный план по доходам составил 23451,0 тыс. рублей, окончательный - 52953,0 тыс. рублей.

В течение года средства в основном направлялись на те же цели, что и средства резервного фонда администрации края. Финансирование мероприятий должно быть расписано в расходах краевого бюджета по всем кодам бюджетной классификации Российской Федерации. В нарушение положений статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части полноты отражения расходов бюджетов, расходы целевого бюджетного фонда в краевом бюджете нашли отражение только общей строкой.

В 2003 году из целевого бюджетного фонда по распоряжениям главы администрации края выделены средства на общую сумму 142417,0 тыс. рублей, профинансированы мероприятия на 126268,4 тыс. рублей. Остаток средств на конец 2003 года составлял 28414,3 тыс. рублей.

В общей сумме прочих расходов фонда профинансированы распоряжения главы администрации края, изданные в 2002 году, на общую сумму 7161,3 тыс. рублей. Пролонгации юридического действия указанных распоряжений на 2003 год не было. Распоряжениями главы администрации края в 2003 году из целевого бюджетного фонда направлено на прием и обслуживание делегаций, рабочих визитов, служебное проживание, транспорт и другие цели 2887,2 тыс. рублей.

Кроме того, на основании распоряжений главы администрации края первому заместителю главы администрации края выделены наличные средства на погашение кредита, полученного в ОАО "Крайинвестбанк" для приобретения жилья в сумме 2960,0 тыс. рублей. Главам администраций г. Новороссийска и Тимашевского района выделена материальная помощь на приобретение жилья в сумме 850,0 тыс. рублей и 350,0 тыс. рублей, соответственно. После уплаты соответствующих налогов денежные средства получены ими в кассах администраций края и муниципальных образований.

Отдельными распоряжениями главы администрации края средства направлены на приобретение жилья судьям Арбитражного суда края, приобретение квартир Федеральному арбитражному суду Северо-Кавказского округа и воинской части Минобороны России на общую сумму 3708,5 тыс. рублей.

Оплачены расходы ОАО НПК "ПАНХ", связанные с приемкой и транспортировкой вертолета ПЗЛ В-З "Сокол" для ОАО НПК "ПАНХ" из Республики Польша, оборудования к нему и обучение летного состава (включая командировочные расходы, проживание, суточные, оформление виз, заработная плата, медицинское страхование и т. д.) в сумме 995,3 тыс. рублей и командировочные расходы в Республику Польша работников администрации края в сумме 248,8 тыс. рублей.

Направлено на финансирование финальной части мероприятий Всероссийского зонального телевизионного конкурса "ТЭФИ-регион" - 2003 зоны "Юг" 354,2 тыс. рублей (питание, гранты).

Распоряжением главы администрации края Кубанской государственной медицинской академии направлено за обучение (1999-2005 годы) граждан (студентов) Республики Абхазия 970,0 тыс. рублей.



3. Привлечение в 2003 году заемных средств в краевой бюджет. Выделение заемных средств из краевого бюджета. Предоставление государственных гарантий Краснодарского края

Неэффективно были использованы средства бюджетной ссуды в сумме 150000,0 тыс. рублей, которые были не востребованы для финансирования расходов краевого бюджета до 22 декабря 2003 года (более 4 месяцев). В 2003 году погашение бюджетных ссуд, предоставленных из федерального бюджета, в сроки (в пределах года), установленные соглашениями о предоставлении ссуд, не исполнялось.



4. Использование средств, выделенных бюджету Краснодарского края из Фонда компенсаций и в виде дотаций на возмещение расходов по содержанию объектов жилищного фонда и социальной сферы, переданных в муниципальную собственность

Администрацией края не приняты исчерпывающие меры по погашению кредиторской задолженности по выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей. На 1 января 2003 года она составляла 375691,0 тыс. рублей, на 1 января 2004 года - 169414,0 тыс. рублей и на 1 апреля 2004 года - 134317,0 тыс. рублей. На погашение кредиторской задолженности по выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, в I квартале 2004 года направлено 17984,0 тыс. рублей или 14,4% предусмотренных краевым бюджетом на 2004 год.

За проверяемый период в нарушение статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", статьи 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" и Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Департаментом социальной защиты населения края средства в сумме 2332,2 тыс. рублей перечислены организациям за приобретение автомобилей различных марок по полной стоимости базового автомобиля "Ока" для 29 человек, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и 1 человека, подвергшегося политическим репрессиям, имеющих различные группы инвалидности. Согласно вышеуказанным законам следовало засчитать 60,0% стоимости базового автомобиля "Ока", или в данном случае 1399,3 тыс. рублей. В результате средства в сумме 932,9 тыс. рублей направлены не по целевому назначению.


6. Организация и проведение закупок товаров, размещение заказов на выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации

Правовые и экономические принципы и порядок формирования, размещения и исполнения на контрактной (договорной) основе заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг для краевых государственных нужд установлены Законом Краснодарского края от 28 января 1999 года № 159-КЗ "О поставках продукции для краевых государственных нужд" (с изменениями от 8 февраля 2000 года, 3 июня и 26 ноября 2003 года), который соответствует общим принципам и положениям Федерального закона от 13 декабря 1994 года № 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (с изменениями и дополнениями).

В указанный Закон края внесены изменения 26 ноября 2003 года в связи с внесением протеста со стороны Прокуратуры Краснодарского края о приведении в соответствие с федеральным законодательством отдельных его положений, касающихся признания источником финансирования краевых государственных нужд средств государственных внебюджетных фондов (КТ ФОМС).

Распоряжением главы администрации края от 15 февраля 2001 года № 75-р "Об организации размещения краевого государственного и муниципального заказов" уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по координации деятельности государственных заказчиков определен Департамент экономики и прогнозирования доходов края. Образована краевая межведомственная конкурсная комиссия по размещению государственного заказа и эффективному использованию бюджетных средств (далее - Комиссия), утверждено Положение о Комиссии с ее составом. Определен порядок размещения заказа на закупки продукции для краевых государственных нужд. Функции по согласованию способов размещения регионального заказа путем проведения закрытых конкурсов и закупки у единственного источника возложены на Департамент экономического развития, инвестиций и внешних связей края.

Постановлением главы администрации края от 15 августа 2003 года № 796 "Об авансировании за счет средств краевого бюджета поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг для краевых государственных нужд" предусмотрено авансирование расходов на капитальный и текущий ремонт в размере, не превышающем 50,0% от стоимости контракта в пределах лимита бюджетных обязательств, утвержденных на текущий год. В том случае, если стоимость оборудования, требующего монтажа, и строительных материалов превышает 50,0% стоимости контракта, размер аванса может быть увеличен на сумму, необходимую для их приобретения. Таким образом, сняты ограничения по пределам авансирования при оплате по государственным контрактам за ожидаемые поставки товаров и услуг для государственных нужд.

В 2003 году только одним государственным заказчиком - Департаментом здравоохранения края - по 20 государственным контрактам осуществлено 100,0% авансирование государственных закупок на общую сумму 22 954,3 тыс. рублей. Практика применения авансирования государственных закупок привела к осложнениям по ликвидации ГУ "АПУ", находящегося в этой стадии с 15 мая 2001 года. На основании договора № 07-05 от 3 октября 2000 года между ГУ "АПУ", КТ ФОМС и Департаментом здравоохранения края о финансировании краевых целевых программ КТ ФОМС перечислено ГУ "АПУ" 113950,0 тыс. рублей в форме авансирования государственных закупок в рамках краевых программ. На эти средства были приобретены в 2000-2001 годах медикаменты и медицинское оборудование на сумму 45616,33 тыс. рублей, а 65644,5 тыс. рублей возвращено в КТ ФОМС. Долг ГУ "АПУ" перед КТ ФОМС по состоянию на 29 января 2004 года еще составлял 1566,7 тыс. рублей, то есть процедура возврата неиспользованных денежных средств, перечисленных в 2000 году в форме авансового платежа на программные мероприятия, затянулась на 3 года.

К тому же в нарушение статьи 148 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение бюджетов 2003-2004 годов Краснодарского территориального Фонда обязательного медицинского страхования не осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации.

В крае проводятся мероприятия по разработке и внедрению системы электронной торговли (далее - СЭТ). Распоряжением главы администрации края от 24 декабря 2002 года № 1735-р "О разработке и создании системы электронной торговли для осуществления закупок продукции для государственных нужд" определен разработчиком системы электронной торговли ЗАО "Инфотрейдинг" (г. Краснодар), как единственный источник по созданию рабочей модели СЭТ.
Однако 6 марта 2003 года (протокол № 17/4) уже решением краевой конкурсной межведомственной комиссии по размещению государственного заказа и эффективному использованию бюджетных средств при подведении итогов открытого конкурса на разработку и внедрение системы электронных торгов для нужд Департамента экономического развития, инвестиций и внешних связей Краснодарского края признан победителем конкурса ЗАО "Инфотрейдинг" (г. Краснодар).
При этом в оценочном отчете (письмо от 6 марта 2003 года № 21-17) предложений по разработке и внедрению СЭТ председателем конкурсной комиссии Кубанского государственного университета (далее - КубГУ) рекомендуется признать предложение ООО НПП "Спецтек" в наибольшей степени соответствующим требованиям заказчика, а представленное предложение ЗАО "Инфотрейдинг" не содержит структурированной схемы решения поставленных задач, и предлагаемые к использованию платформы не смогут обеспечить функциональность и масштабность, требуемые заказчиком, а попытка трансформировать "Информационную модель системы рынков товаров и услуг Краснодарского края" не даст ожидаемого результата.
Государственный контракт № 3 подписан 19 марта 2003 года Департаментом экономического развития, инвестиций и внешних связей края и ЗАО "Инфотрейдинг" на общую сумму 4006,0 тыс. рублей (условия оплаты - предоплата 30,0% в течение 15 дней с момента подписания контракта, оплата оставшейся части стоимости работ - на основании акта выполненных работ).
30 апреля 2003 года заказчиком и исполнителем подписано дополнительное соглашение к государственному контракту № 3 от 19 марта 2003 года об увеличении суммы контракта за счет дополнительных работ на сумму 2705,9 тыс. рублей на условиях предоплаты в размере 100,0% от стоимости работ.
Исполнителем разработан проект регламента осуществления закупок для региональных государственных нужд в системе электронной торговли Краснодарского края (на конкурсной основе и способом котировок цен). Разработанная система электронных торгов предусматривает дублирование электронной версии торгов на бумажном носителе. Один из организаторов конкурса по закупке для государственных краевых нужд -ГУ "АПУ" через ГУ "Центр по контролю качества и сертификации лекарственных средств Краснодарского края" по договору № 001/03 от 5 января 2003 года с ООО "Северо-Кавказская лаборатория информационных технологий" произвел самостоятельно разработку технического задания и комплекса компьютерных программ по проведению электронных торгов товарами медицинского назначения стоимостью всего в 100,0 тыс. рублей (стоимость программы СЭТ ЗАО "Инфотрейдинг" превышает 6500,0 тыс. рублей), которая не совместима с разрабатываемой и внедряемой на территории края ЗАО "Инфотрейдинг" СЭТ.

Выборочная проверка свидетельствует об имеющихся нарушениях в процедуре проведенных закупок для государственных нужд края государственными заказчиками - простым способом как у единственного источника.

Департаментом здравоохранения края заказчик, с одной стороны, аптечным управлением края организатор, с другой стороны, ГУП края "Государственный аптечный склад" (далее - "Исполнитель") заключен договор на оказание услуг от 9 июля 2001 года (без номера) по "организации комплексного изучения зарубежного фармацевтического рынка".
Договор заключен 2 структурами исполнительной власти администрации края и государственным унитарным предприятием края в валюте США без указания в рублевом эквиваленте (на сумму 76120 долл. США).
Государственная услуга заказана без проведения конкурсных процедур на условиях авансирования в объеме 50,0% от общей стоимости договора.
Государственное унитарное предприятие края "Государственный аптечный склад" (далее - ГУП "ГАС"), в свою очередь, без проведения конкурсных процедур на оказание вышеуказанных услуг заключило в июле-ноябре 2001 года 8 договоров (без номера) с западной фирмой "Kubanj Handelsges.m.b.H" (Wien) (ООО "Кубань Хандельс, ГмбХ") на общую сумму 76120 долл. США (место проведения работ - Австрия).
Все договоры заключены в иностранной валюте без указания суммы в рублевом эквиваленте. Учредительные документы, а также другие документы этой фирмы, разрешающие или аккредитующие в России ее деятельность по оказанию данного вида услуг, в ГУП "ГАС" и у организатора конкурса отсутствуют.
В итоге за период с августа по декабрь 2001 года по указанным договорам зарубежной фирме оплачено 73668, 2 долл. США. В актах приема-передачи выполненных услуг (изучение зарубежного фармацевтического рынка) указаны не только фармацевтические препараты (часто отечественного производства), но и медицинская техника отечественного производства (Уральского приборостроительного завода и других), хотя в договорах указано место проведения работ - Австрия.
В апреле 2002 году Департамент здравоохранения края согласовал размещение заказа на оказание маркетинговых, информационных и исследовательских услуг по изучению зарубежного фармацевтического рынка у ООО "Кубань Хандельс, ГмбХ" (Австрия) уже как у единственного источника, и поручил ГУП "ГАС" организовать комплексное изучение зарубежного фармацевтического рынка, согласно договору от 20 марта 2002 года на общую сумму 2000,0 тыс. рублей. В сентября 2002 года составлен еще 1 аналогичный договор с ГУП "ГАС" на сумму 2332,0 тыс. рублей.
В свою очередь, ГУП "ГАС" на оказание вышеперечисленных услуг для государственных нужд края с ООО "Кубань Хандельс, ГмбХ" заключает 12 договоров (без номера). В итоге за 2002 год указанной фирме из средств краевого бюджета было переведено 2581,8 долл. США и 103228,00 евро.

ВЫВОДЫ:


2.
Оказание финансовой помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим от стихийных бедствий, за счет средств, выделенных из федерального бюджета, в соответствии с распоряжениями администрации края осуществлялось с нарушением действующего порядка. В разрезе районов и хозяйств средства распределялись без учета фактически нанесенного ущерба.
По состоянию на 22 апреля 2004 года на текущих счетах бюджетов муниципальных образований еще числятся остатки неиспользованных средств в сумме 28045,6 тыс. рублей.
4. За счет средств федеральной дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности в 2003 году расходы 34 бюджетов муниципальных образований профинансированы из краевого фонда финансовой поддержки в объеме 1402121,9 тыс. рублей, или в целом на 68,6 процента. Методика расчета краевого фонда финансовой поддержки бюджетов муниципальных образований и порядок его распределения между бюджетами муниципальных образований законодательно не были утверждены, в результате чего по отдельным бюджетам муниципальных образований финансирование составило от 28,6% бюджету г. Крымска до 86,9% бюджету Павловского района.
5. В нарушение статьи 28 Закона края от 5 ноября 2002 года № 530-КЗ "О краевом бюджете на 2003 год" (с изменениями и дополнениями) дотации из краевого фонда финансовой поддержки муниципальных образований на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности не перечислялись бюджетам муниципальных образований "Город Кропоткин" с июля по декабрь 2003 года и "Город Крымск" - с сентября по декабрь 2003 года.
6. В нарушение статьи 220 Бюджетного кодекса Российской Федерации уведомления о бюджетных ассигнованиях Департаментом по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края администрациям муниципальных образований не направлялись.
10. Закон о бюджете Краснодарского края на 2003 год (с изменениями и дополнениями) не соответствует федеральному законодательству. В нарушение статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации Законом края предусмотрена финансовая помощь из краевого бюджета учреждениям и организациям, финансирование которых осуществляется исключительно из федерального бюджета. Этим учреждениям и организациям незаконно оказана финансовая помощь на сумму 235001,0 тыс. рублей.
11. В крае действует целевой бюджетный фонд. В нарушение статьи 17 Бюджетного кодекса Российской Федерации статус фонда определяется 2 самостоятельными положениями, при этом целевое назначение фонда ими не устанавливается. Из указанного фонда в 2003 году израсходовано средств на общую сумму 126268,4 тыс. рублей.
12. В нарушение пункта 5 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации без утвержденного порядка расходования средств из резервного фонда администрации края в 2003 году были использованы 156826,3 тыс. рублей.
13. Помимо имеющихся резервного фонда администрации края и целевого бюджетного фонда за счет средств краевого бюджета создан целевой финансовый резерв для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в размере 65000,0 тыс. рублей. Согласно статье 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации функции этого резерва выполняет указанный резервный фонд администрации края. Наличие в составе краевого бюджета 3 резервов не отвечает принципу его прозрачности и препятствует осуществлению контроля за исполнением краевого бюджета.
14. В нарушение статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации Законом края от 5 ноября 2002 года № 530-КЗ "О краевом бюджете на 2003 год" (с дополнениями и изменениями) верхний предел государственного долга края не установлен.
15. Неэффективно использованы администрацией края 150000,0 тыс. рублей из средств бюджетной ссуды, предоставленной Минфином России по соглашению от 7 августа 2003 года № 01-01-06/06-345, которые были не востребованы для финансирования расходов краевого бюджета до 22 декабря 2003 года (более 4 месяцев), а 5630,0 тыс. рублей бюджетной ссуды в краевой бюджет муниципальными образованиями были возвращены без использования.
16. Администрацией края не в полном объеме приняты меры по погашению кредиторской задолженности по выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, которая на 1 января 2003 года составляла 375691,0 тыс. рублей, на 1 января 2004 года - 169414,0 тыс. рублей и на 1 апреля 2004 года - 134317,0 тыс. рублей.
17. В результате нарушения статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", статьи 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" и Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Департаментом социальной защиты населения Краснодарского края при приобретении 30 автомобилей различных марок по полной стоимости базового автомобиля "Ока" без зачета 60,0% его стоимости средства в сумме 932,9 тыс. рублей были использованы незаконно и подлежат возврату в федеральный бюджет.
20. Дотация, предназначенная на возмещение расходов по содержанию объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, переданных в ведение органов местного самоуправления, в размере 17701,1 тыс. рублей в Темрюкском районе направлена не по целевому назначению. За счет указанных средств осуществлены капитальные расходы (приобретена специальная техника по лизингу), которые подлежат возврату в федеральный бюджет.
22. На момент проверки в крае не использованы средства федерального бюджета в сумме 40203,5 тыс. рублей, предусмотренные на компенсацию пострадавшим от стихийных бедствий, на приобретение и строительство жилья, что свидетельствует о недостаточно эффективной работе.
23. В нарушение имеющихся федеральных и краевых нормативно-правовых документов допускались необоснованные закупки товаров и услуг по способу как из единственного источника, а также осуществлялось 100,0% авансирование при оплате поставщикам по государственным контрактам за ожидаемую поставку товаров и услуг всего на сумму 5730,6 тыс. рублей.
24. В нарушение статьи 148 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет Краснодарского территориального Фонда обязательного медицинского страхования за 2003 год исполнялся, минуя систему Федерального казначейства Российской Федерации.
25. Заявленная система электронных торгов в крае не достигла своей цели и не решила поставленные задачи в установленные сроки, так как функционирует в 2003-2004 годах на основе незавершенного и неунифицированного программного продукта для использования ее всеми организаторами конкурсных торгов.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОТЧЕТУ

1. Направить по результатам проверки представления с предложениями Минфину России и главе администрации Краснодарского края.
Минфину России:
Восстановить в федеральный бюджет
средства из краевого бюджета в общей сумме 18634,0 тыс. рублей, из них: незаконно израсходованных на приобретение автомобилей Департаментом социальной защиты населения края в сумме 932,9 тыс. рублей и направленных не по целевому назначению на покупку специальной техники по лизингу администрацией Темрюкского района в сумме 17701,1 тыс. рублей.
Главе администрации Краснодарского края:
- восстановить в краевой бюджет израсходованные незаконно и не по целевому назначению средства в сумме 5730,6 тыс. рублей;
- разработать и утвердить в законодательном порядке методику расчета краевого фонда финансовой поддержки бюджетов муниципальных образований и порядок его распределения;
- в соответствии со статьей 220 Бюджетного кодекса Российской Федерации довести в 2004 году до администраций муниципальных образований, главных распорядителей и получателей бюджетных средств уведомления о бюджетных ассигнованиях из краевого бюджета;
- упразднить целевой бюджетный фонд, созданный с нарушением действующего бюджетного законодательства Российской Федерации;
- остаток средств федерального бюджета на 1 апреля 2004 года в сумме 19433,7 тыс. рублей, находящийся на лицевых счетах, направить на реализацию соответствующих федеральных законов социальной направленности;
- привести в соответствие с федеральными требованиями региональную нормативную правовую базу по организации закупок для государственных нужд края в части авансирования выполняемых работ и услуг для региональных государственных нужд;
- завершить в установленном порядке разработку оплаченного из средств краевого бюджета программного продукта по системе электронных торгов в крае и использовать ее в работе при условии согласования в Минэкономразвития России.

2. Направить информационные письма в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и Председателю Законодательного Собрания Краснодарского края.

3. Направить отчет об итогах проверки в Совет Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе.



Аудитор Счетной палаты
Российской Федерации
С. Н. Рябухин




Полный текст документа (71.0 kb)



Где заказать необычные суши и роллы в Краснодаре
Сегодня, 10:19
Где заказать необычные суши и роллы в Краснодаре
Пробуем варианты с сусальным золотом, в форме торта и бургера
Как попасть в Японский сад в Краснодаре без очереди
17 апреля, 12:37
Как попасть в Японский сад в Краснодаре без очереди
Самый простой и недорогой способ
Космические пираты, город тайн, сеанс психоанализа
Вчера, 15:35
Космические пираты, город тайн, сеанс психоанализа
Что посмотреть в кино в Краснодаре с 18 апреля