Велосипедист автомобилисту не товарищ (из истории испорченных отношений)

На днях Кубань облетела новость — Управление ГИБДД региона обратилось к депутатам Законодательного собрания Краснодарского края с инициативой введения экзамена на получение специальных прав для управления велосипедами.
Как говорит заместитель начальника отдела экзаменационной работы УГИБДД ГУВД региона Алексей Старовойтов, выступить в ЗСК с такой инициативой их заставила аварийность на дорогах Кубани с участием водителей этой категории.
- По решению органов исполнительной власти субъектов РФ может устанавливаться порядок, предусматривающий наличие у водителей велосипедов и мопедов документа, подтверждающего знание ими Правил и Основных положений, а у этих транспортных средств — специального регистрационного знака, — зачитал пункт Правил дорожного движения А. Старовойтов.
По его словам, депутаты одобрили инициативу руководства УГИБДД.
- Подобный закон значительно снизит в регионе количество аварий с участием велосипедистов, — надеется А. Старовойтов.

Как считает старший инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения полка ДПС ГИБДД УВД Краснодара Марина Кротова, инициатива введения спецправ для водителей велосипедов и мопедов назрела давно.
- За год мы добились снижения аварийности на дорогах с участием велосипедистов. В тоже время "пошли вверх" показатели гибели на дорогах мопедистов, — сказала М. Кротова.
По статистике, в крае с начала года погибли около 60 велосипедистов.
- У нас водители автомобилей месяцами учат правила дорожного движения и все равно допускают грубейшие нарушения. А велосипедисты вообще ПДД не знают, тем самым создают угрозу жизни для себя и окружающих, - отметила Кротова, добавив, что "подобное нововведение поможет спасти их жизни на дорогах".

Портал ЮГА.ру спросил мнение об этой инициативе ГИБДД жителей Краснодара, в том числе участников дорожного движения.

Водитель со стажем Марина:
- Права для велосипедистов? Великолепная идея! Большинство из них ездит так, как считает нужным и удобным только для себя, не заботясь ни о собственной безопасности, ни о жизни других.

Велосипедист Сергей Сивкин:
- Есть некоторые плюсы в приобретении какого-никакого статуса на дороге. Но у нас, как обычно, все решится не слишком в пользу велосипедистов.

Велосипедист Антон Хаматнуров:
- Если такие правила введут, то у меня их сразу же после выдачи заберут!

Журналист Елена Оленина:
- Тут никакие права не помогут, если даже автобусы сталкиваются и в дома врезаются! А что там до того велосипеда! Велосипедистам беречь свою жизнь надо, а не гонять в темноте, с наушниками, в пьяном виде. И быть всегда в светящейся ночью одежде. А еще лучше спать ночью дома, а днем ездить на общественном транспорте.

Журналист Евгений Примаков:
- Зачем ограничиваться велосипедистами? В ответ предлагаю обязать пешеходов, выходя на улицу, надевать светоотражающие жилеты установленного ГАИ образца с прикрепленным на спине номером. Номера пешеходам выдавать после экзамена по ПДД и получения пешеходами прав категории "Ё" — для пешеходов.
Кстати, у нас еще много необорудованных знаками и безо всяких прав разгуливающих по улицам и дорогам кошек и собак. Они часто и сами гибнут под колесами и становятся причиной ДТП.


Ученица автошколы Юлия:
- С одной стороны, велосипедисты действительно несколько "распустились": некоторые умудряются ездить пьяными, многие вообще не смотрят по сторонам, когда выезжают на дорогу. И что? В случае ДТП, я буду обязана доказывать, что он не виноват. Конечно, потому что я управляю средством повышенной опасности.
Другая сторона проблемы: а где же в Краснодаре ездить велосипедистам, чтобы не мешать другим участникам движения? По дороге — опасно для жизни, по тротуару — неудобно и опасно для пешеходов. А велосипедных дорожек в городе нет, как нет их и в других городах Кубани. Остаются только парки да улицы, по которым машины почти не ездят. Но там особо и не покатаешься.

Юлия предложила автоинспекторам решить проблему с дорожками для велосипедистов.
- Если по этим дорожкам не будут ездить автомобили, шансов не попасть в аварию будет больше, — считает она.

Полковник милиции Николай:
- Даже если выписать документы водителю детского самоката, то это не значит, что он будет соблюдать правила дорожного движения. Но если у органов исполнительной власти есть право устанавливать порядок, предусматривающий наличие у водителей велосипедов и мопедов документа, подтверждающего знание ими ПДД, то, видимо, можно им воспользоваться.
- Знание правил еще никому не помешало. Вопрос в другом: кто и как осуществит контроль за их соблюдением? Какова будет мера ответственности за нарушение? Не думаю, что все 60 погибших за год велосипедистов нарушили ПДД и сами виноваты в своей гибели,
— говорит сотрудник милиции.

По словам представителя правоохранительных органов, то, что творится в последние годы на дорогах Кубани, "вообще не поддается объяснению".
За примерами далеко идти не надо: сентябрьская автокатастрофа у Витаминкомбината с участием 60 автомобилей, ДТП с участием маршрутки на улице Ставропольская, гибель шести человек в двух "Мерседесах" вблизи Анапы, "въезд" "Икаруса" в окно салона сотовой связи на улице Ленина.
- Разве у водителей этих транспортных средств не было документов на право управления, или они все, как один, не знали Правил дорожного движения? Они их просто не соблюдали! Причины разные, но главная — очень неэффективная система наказания за нарушения ПДД, — говорит Николай.

На днях на улице Ставропольская, полковник милиции пытался задержать водителя, который грубо нарушил ПДД.
- Я был в форме полковника милиции. Представившись молодому водителю, который был явно навеселе, я услышал: "А какое вы имеете право предъявлять мне претензии? Вы что, сотрудник ДПС? Я юрист, знаю законы, и вы пожалеете, что со мной связались!" Документы предъявлять водитель категорически отказался. Вызванный мною по радиосвязи наряд ДПС не прибыл к месту задержания. После часовой воспитательной беседы, от которой толку было мало, водитель уехал дальше нарушать ПДД, - рассказал Николай.

Сотрудники милиции считают, что порядок на дорогах можно и нужно навести только жесткими и справедливыми наказаниями, вплоть до изъятия у грубого нарушителя транспортного средства. Потому что их опыт подсказывает, что "участники дорожного движения" сами уже научатся думать. Грустно, но, похоже, справедливо…