Канатная дорога в Краснодаре: кому нужно подвесное метро и при чем тут воздушные замки

  •  © Коллаж Дмитрия Пославского, Юга.ру
    © Коллаж Дмитрия Пославского, Юга.ру

В Краснодаре может появиться канатная дорога. С таким предложением выступил комитет «Экономика города» совета по вопросам стратегического развития и приоритетным проектам при главе Краснодара. Журналист портала Юга.ру побывал на совещании в мэрии и узнал подробности кажущегося фантастическим проекта.

Канатная дорога — вид транспорта для перемещения пассажиров и грузов, в котором для перемещения вагонов, вагонеток, кабин или кресел используется тяговый или несуще-тяговый канат, протянутый между опорами таким образом, что вагоны (кабины-гондолы, кресла, вагонетки) не касаются земли.

По мнению авторов проекта, изучавших российский и международный опыт, подвесное метро не станет альтернативой действующей в Краснодаре системе общественного транспорта, но может его дополнить.

«Десятилетия исследований в сфере организации работы общественного транспорта показывают, что как только в городе начинают строить новые дороги и ремонтировать старые, их заполняют новые водители. Другими словами, желающих сесть за руль всегда будет больше, чем необходимого для этого пространства. Еще ни одному городу в мире не удалось решить проблемы с заторами за счет расширения пропускной способности улиц. Транспортные проблемы нужно решать комплексно, и сегодня мы говорим об альтернативном общественном транспорте», — рассказал руководитель комитета «Экономика города» совета по вопросам стратегического развития и приоритетным проектам Краснодара при главе города Евгений Горобец.

По словам авторов проекта, у подвесного метро есть несколько серьезных преимуществ — это экологичный, бесшумный, безопасный вид транспорта. Его можно интегрировать в любое городское пространство, поскольку оно не является частью дорожного движения. Современные образцы подвесного метро предполагают кабины вместимостью до 38 посадочных мест, которые двигаются со скоростью до 45 км в час. Они вполне могут обеспечить пропускную способность 6‑6,5 тыс. пассажиров в час.

  • Возможная схема станций краснодарской канатной дороги © Коллаж Дмитрия Пославского, Юга.ру
    Возможная схема станций краснодарской канатной дороги © Коллаж Дмитрия Пославского, Юга.ру

Где именно в Краснодаре могут пройти линии канатной дороги? Предварительная схема включает в себя следующие остановки: Кольцо на ул. Красных Партизан — «Немецкая деревня» — «Красная площадь» — «Лента» на ул. Российской — Краевая больница — Стадион ФК «Краснодар» — «Галерея» — Ботанический сад. В центре еще одна станция — район троллейбусного депо на ул. Дзержинского. Общая длина веток — 36 км.

Евгений Горобец

Евгений Горобец

руководитель комитета «Экономика города» стратегического совета Краснодара при главе города

Сколько может стоить строительство системы канатного метро в Краснодаре?

«В Нижнем Новгороде и Оренбурге 1 км канатной дороги с инфраструктурой обошелся в 250 млн рублей. При этом надо понимать, что в Нижнем Новгороде опоры высотой 82 м, поскольку это переход через речку. Поэтому, наверное, не стоит проецировать эти цифры на Краснодар. По предположениям компании Ernst & Young, 1 км канатной дороги в Краснодаре будет стоить порядка 2-2,5 млн долларов. Это с учетом всей инфраструктуры — остановочными комплексами, оборудованием, кабинами».

  • Нижегородская канатная дорога © Фото с сайта commons.wikimedia.org
    Нижегородская канатная дорога © Фото с сайта commons.wikimedia.org
Евгений Первышов

Евгений Первышов

мэр Краснодара

«В настоящее время мы рассматриваем различные проекты в части развития транспортной инфраструктуры в Краснодаре. Предложения уже поступают от зарубежных инвесторов, экспертных групп, совета по вопросам стратегического развития и приоритетным проектам, который мы создали в этом году для обсуждения важных для города решений в разных областях. Реализация такого проекта возможна либо на условиях государственно-частного партнерства, либо за счет инвестиций. Но самое важное — провести детальный анализ реалистичности его воплощения. Только после этого мы сможем двигаться дальше. На эту встречу мы специально пригласили все заинтересованные стороны — инициаторов проекта и крупных девелоперов Краснодара», — подчеркнул Евгений Первышов.

Для реализации любого проекта нужна земля, на которой нужно размещать объекты инфраструктуры, и деньги. 36 км предполагаемых линий при средней стоимости в 2,5 млн долларов за 1 км составят в итоге 90 млн долларов за весь проект. Поскольку лишних денег в городском бюджете нет, разработчики хотят привязать канатное метро к интересам бизнеса. Стадион, крупные торговые центры и жилые комплексы должны стать самой заинтересованной в этом проекте стороной. Интерес у застройщиков есть уже сейчас.

Юрий Еремин

Юрий Еремин

заместитель генерального директора ООО «СК "Семья"»

«Сейчас мы вносим изменения в проект планировки и сразу будем рассматривать организацию будущей станции канатного метро. Мы внесем это и в течение двух-трех недель предоставим то, как мы это видим на территории, где сейчас ведется застройка ЖК "Светлоград".

Мы предлагаем рассмотреть возможность, чтобы при организации остановочных станций мы и другие крупные застройщики выделили землю под стоянки. Это позволит оставить на парковке транспорт, заходящий в город. Считаю, эти стоянки должны быть бесплатными».

Сергей Коваленко

Сергей Коваленко

вице-президент группы компаний «Европея»

«С 2014 года у нас в планах была проработка проекта — мы хотели, чтобы от "Немецкой деревни" пошли две ветки — одна к парку "Европа", другая к "Красной площади". На своей территории мы готовы выделить коридор для прохождения станций, а вот дальше нужно общаться более детально, поскольку там есть федеральные, муниципальные и частные земли. Нам очень интересен данный проект, и мы готовы принимать в нем активное участие. Поддерживаем инициативу наших соседей из "Светлограда" о перехватывающих парковках на въезде в город. Мы готовы рассмотреть возможность выделения земли и для этих стоянок, и для коридора для канатной дороги».

По словам главы Краснодара, соответствующие предложения направлены в адрес компании Сергея Галицкого, который сейчас думает над возможностью размещения станций возле стадиона ФК «Краснодар», и ряда крупных гипермаркетов. Заинтересованность в проекте проявили и владельцы МЦ «Красная площадь».

Сегодня детальной проработкой проекта подвесного метро занимается краснодарская консалтинговая компания MACON Realty Group. Ей предстоит конкретизировать маршрут канатной дороги, уточнить расположение остановочных узлов и выполнить расчет приблизительной стоимости проезда, а также затрат на реализацию. Одна из главных задач заключается в том, чтобы понять, насколько удачно подвесное метро может быть интегрировано в городскую систему общественного транспорта.

  • Канатная дорога в Венесуэле © Фото с сайта commons.wikimedia.org
    Канатная дорога в Венесуэле © Фото с сайта commons.wikimedia.org

В свою очередь гражданские активисты и отдельные проектные институты отнеслись к идее подвесного метро очень скептически.

Алексей Тимофеев

Алексей Тимофеев

директор представительства архитектурного бюро «Яузапроект» в Краснодаре

«Думаю, что это несерьезный проект и перспектив он не имеет. Ни по провозной способности, ни по технологическим особенностям этот вид транспорта у нас невозможен. Строго говоря, в масштабе миллионного города это вообще не вид транспорта. Канатная дорога — это способ перемещения, приспособленный для специфических условий, где никакой другой просто невозможно реализовать. Канатная дорога нужна для особых условий — гор, переправ, холмов. Также нельзя забывать о том, что у метро множество остановок на линии, что будет трудно организовать для канатной дороги. Вопрос инфраструктуры: как строить станции внутри города, на какой высоте? Возникает вопрос пересечения с застройкой, вопрос безопасности движения при боковом ветре и т.д.

Но как развлечение канатная дорога достаточно интересна. Можно предложить ветку от улицы Ставропольской через Солнечный остров на остров Большой и далее к трамваю на Стасова. Это позволит сделать доступной огромную парковую территорию и подсоединить ее к существующей транспортной системе».


Дмитрий Воронов

Дмитрий Воронов

координатор общественного движения «Городские решения»

«Называть канатные дороги метрополитеном странно — не та провозная способность. Как правило, она измеряется не десятками тысяч и даже не тысячами, а всего лишь сотнями пассажиров в час. К этой идее мы относимся скептически: во всем мире канатные дороги используются исключительно для преодоления перепадов высот или сложных препятствий (реки, ущелья). Кроме того, в подавляющем большинстве случаев выйти из такого транспорта или войти в него можно только на конечных, в середине маршрута это сделать невозможно. Это ставит под большое сомнение использование канатных дорог в качестве внутригородского транспорта, альтернативного трамваю, троллейбусу, автобусу или электричке. 

В качестве примера канатной дороги в России, которая работает не как туристический аттракцион, а как регулярный пассажирский транспорт, можно привести таковую в Нижнем Новгороде: линия длиной 3,6 км позволяет из города-спутника Бора попасть напрямую в исторический центр Нижнего в том месте, где через Волгу нет мостового перехода. В Краснодаре канатная дорога могла бы пригодиться для связи Затона и «Меги» через Кубань — вот, пожалуй, и все».