Сергей Галицкий будет финансировать реконструкцию кинотеатра «Аврора». Это вообще нормально?

  •  © Фото Елены Синеок, Юга.ру
    © Фото Елены Синеок, Юга.ру

Портал Юга.ру разбирался в том, что будет с одним из главных символов Краснодара и какую роль в этом должен сыграть большой бизнес.

Что случилось?

11 июля стало известно, что бизнесмен и владелец ФК «Краснодар» Сергей Галицкий на условиях государственно-частного партнерства займется реконструкцией кинотеатра «Аврора» в Краснодаре. Об этом в своем твиттере написал губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев.

«Проект возрождения "Авроры" переведем в формат государственно-частного партнерства. Сейчас обсудили это с Сергеем Галицким лично. Один из главных символов Краснодара станет полноценным киноконцертным залом. Это объективно лучшее решение. Галицкий предупредил: на проектирование нужен год, окончание работ — ориентировочно в 2019-м. Уверен, все реализуют как следует».

А реконструкцию разве не закончили?

В январе 2015 года «Аврора» была закрыта на неопределенный срок. Согласно проекту, предполагалось заменить стекляную часть фасада современными стеклопакетами и установить декоративную подсветку по периметру и на козырьке здания. Внутри кинотеатра на первом этаже планировалось полностью воссоздать первоначальный интерьер, демонтировать капитальные перегородки и обновить большой и малый зрительные залы.

Самое главное — внешний вид памятника архитектуры не должен измениться, а все работы обещали закончить уже к концу года. Цена вопроса — 134 млн рублей, которые должна была выделить администрация города. Реконструкция началась, но что-то пошло не так. Стеклопакеты были демонтированы, штукатурка ободрана, а к концу года стройка не завершилась.

  •  © Фото с сайта krd.ru
    © Фото с сайта krd.ru

В мае 2017 года о проблеме одного из символов города заговорил губернатор, который призвал привлечь к ответственности тех, кто довел кинотеатр до полуразрушенного состояния:

Вениамин Кондратьев дал мэрии две недели, для того чтобы разработать поэтапный порядок действий, необходимых для возобновления реконструкции кинотеатра. Через 14 дней выяснилось, что каким-либо действиям мешает наличие контракта с подрядчиком — ООО «СТК».

Замдиректора городского департамента строительства Артем Аганов рассказал, что в суд уже подали исковое заявление о расторжении контракта, назначено первое судебное заседание, после завершения которого можно будет приступить к каким‑либо действиям в отношении «Авроры». Впрочем, подрядчик обратился в суд со встречным иском, требуя взыскать с МКУ «Единая служба доставщика» стоимость работ по муниципальному заказу на сумму более 53 млн рублей, а также убытков, причиненных прекращением муниципального контракта, на сумму более 28 млн рублей.

Что касается ответственности за «реконструкцию» — по результатам проверки краевая прокуратура заключила, что в действиях генерального директора ООО «СТК» Нестуева состава преступления, предусмотренного ст. 167 УК РФ (Умышленные уничтожение или повреждение имущества) не обнаружено.

  •  © Фото Елены Синеок, Юга.ру
    © Фото Елены Синеок, Юга.ру

Почему Галицкий?

Еще в марте 2016 года стало известно о том, что программа реконструкции оказалась замороженной. «Сейчас в связи с кризисом в экономике программа "Краснодару — столичный облик", в которую входила реконструкция "Авроры", приостановлена. Сегодня ищутся способы включения в другие программы либо концессию», — рассказывал тогдашний директор МУП «Парки, инвестиции, туризм» Георгий Мурадов.

Чиновник пояснил, что отбор потенциального инвестора ведется очень тщательно. И поскольку «Аврора» является символом города, ее невозможно просто так взять и продать. Видимо, очередь из потенциальных владельцев легендарного кинотеатра была настолько большой, что лучшего из лучших выбирали целый год.

Алексей Тимофеев

Алексей Тимофеев

архитектор

В случае с кинотеатром «Аврора» нужно говорить не просто о реконструкции, а об исторической реконструкции. Это единственный достойный способ что-то сделать с этим зданием, восстановить все от и до и сделать это так же скрупулезно, как Сергей Николаевич подошел к работе со своим стадионом. Историческая реконструкция на деньги нашего мецената — если так, то это замечательно, и, наверное, государственно-частное партнерство — это единственная форма, при помощи которой этого можно достичь. Это нормально, когда муниципалитет избавляется от неэффективных расходов на затратные проекты.

А зачем это самому Галицкому?

Несмотря на то что главный краснодарский миллиардер привык считать каждую копейку, о реконструкции «Авроры» бизнесмен уже высказался с энтузиазмом: «Со своей стороны мы понимаем всю важность и значимость этого объекта для горожан. Мы пригласим лучших архитекторов, выберем лучшие материалы, чтобы максимально сохранить любимый жителями кинотеатр. Внутри это будет комфортное и современное здание. Краснодарцы смогут им гордиться».

  •  © Фото с сайта krd.ru
    © Фото с сайта krd.ru

Мы пригласим лучших архитекторов, выберем лучшие материалы, чтобы максимально сохранить любимый жителями кинотеатр

Сергей Галицкий

Алексей Тимофеев: На Западе по концессии делается все — тогда как в России практика государственно-частного партнерства новая. Закон о ГЧП в свое время был выпущен, но им мало кто пользовался. Ни у бизнеса, ни у государства раньше не было повода договариваться. Бизнес все привык делать сам. Если с «Авророй» все получится, это станет хорошим примером для всей страны.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) — совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.

Развитию ГЧП в России мешает не только проработанная законодательная база, но и проблемы с долгосрочным финансированием, поскольку банки не горят желанием участвовать в длительных проектах (а срок ГЧП, как правило, от 10 до 50 лет) с неясными перспективами. И большинство крупных проектов ГЧП успешно реализуются только благодаря личным связям первых лиц. Например, строительство Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге стало возможным только после вмешательства Владимира Путина. Но успешные примеры ГЧП тем не менее есть: среди них строительство скоростного диаметра, развитие аэропорта Пулково, строительство автомагистрали Москва — Санкт-Петербург. Для юга России формат государственно-частного партнерства выглядит новым — но, учитывая количество проблем, многообещающим.

Что самое интересное, по версии издания «Югополис», «Галицкий давно просил предоставить ему возможность реконструировать кинотеатр, но до сегодняшнего дня ему не давали положительного ответа». В таком случае абсолютно непонятно, чего ждали чиновники? Или, может быть, дело в цене, которую запросил за услугу расчетливый бизнесмен? Формат ГЧП предполагает взаимовыгодное сотрудничество — и очевидно, что, вложившись в реконструкцию «Авроры», Галицкий захочет «отбить» хотя бы часть потраченных средств. Сколько лет для этого придется продавать билеты с попкорном, неясно даже приблизительно. Стоимость проекта постоянно росла, и, по последней информации, составляет 600 млн рублей.

  • Кинотеатр «Аврора» © Фото Елены Синеок, Юга.ру
    Кинотеатр «Аврора» © Фото Елены Синеок, Юга.ру

Сколько будет стоить реконструкция «Авроры»?

Виталий Бондарь

Виталий Бондарь

Историк

С этим памятником изначально все очень странно. Первоначальная сумма его реставрации всего несколько лет назад составляла 90 млн рублей. Потом, через непродолжительное время, она выросла до 300 млн рублей. А в начале этого года я слышал цифру в 600 млн рублей. Это совершенно ненормально. Зданию 50 лет будет в этом году. Это не особняк XVIII века, где нужно применять сложные технологии реставрации. Здание крепкое, конструктивные элементы целые, терразитовая штукатурка, даже если ее делать с нуля, вряд ли может стоить таких денег. Называемые суммы совершенно нереальные — даже 300 млн, не говоря уже про 600 млн рублей.


Алексей Тимофеев

Алексей Тимофеев

архитектор

Я не берусь судить о стоимости работ. Очевидно, что объект простаивает уже давно, и все понимают, что любая остановившаяся стройка — это растущая амортизация. Видимо, к первоначальной сумме по инерции прибавляют деньги. Сначала было 100 млн, потом 300, теперь 600 млн. Откуда взялась эта цифра, я не берусь судить, это можно сделать только на основании экспертной оценки. Оценка должна быть сделана именно в рамках проекта. Что и будет сделано, если этим будет заниматься Галицкий — который, как известно, еще ни одного рубля просто так никому не заплатил.