Забастовка дальнобойщиков: последние новости. ОМОН на страже «Платона»

  •  © Коллаж Дмитрия Филиппова, Юга.ру
    © Коллаж Дмитрия Филиппова, Юга.ру

Юга.ру разбирались, что происходит с акциями дальнобойщиков на Кавказе.

С чего все началось?

В ноябре 2015 года в России была введена плата за проезд большегрузных автомобилей массой от 12 т по федеральным трассам. Плата собирается через систему «Платон». Введение системы вызвало массовые акции протеста дальнобойщиков по всей России. По окончании льготного периода, 15 апреля 2017 года, тариф «Платона» должен был вырасти вдвое, но 24 марта премьер-министр Дмитрий Медведев принял решение повысить его на 25 %.

Объединение перевозчиков России решило организовать забастовку против системы тарифов «Платон». Представитель Объединения перевозчиков Андрей Бажутин заявил, что 27 марта в акции протеста примут участие от 10 до 20 тыс. человек, причем большая часть водителей большегрузов должна была принять участие в «пассивной» забастовке — выстроить колонны из автомобилей вдоль дорог. «Основная задача стачки — это остановить грузопотоки, то есть останавливаем перевозки и начиная с понедельника выстраиваем колонны вдоль дорог в городах», — пояснил РБК Бажутин.

Кубанские дальнобойщики тоже бастуют?

Да. Акция дальнобойщиков против «Платона» состоялась в Кореновском районе под станицей Платнировской. «Мы простояли всего-навсего час, и [полиция] пришла разгонять нашу акцию. Мы решили пока сопротивляться, но не знаем, что дальше будет», — рассказал один из участников акции. «Нас услышали, думали, что вообще не будет на нас реакции. Сейчас смотрим, что нас услышали, дальше — покажет время. Разогнать — разогнали, мы стояли на островках безопасности, дорогу не перегораживали. Но нам ГИБДД сказало, что найдет повод, чтобы "ласты скрутить"», — добавил он.

  • Акция дальнобойщиков в Кореновском районе © Фото Андрея Майорова, Юга.ру
    Акция дальнобойщиков в Кореновском районе © Фото Андрея Майорова, Юга.ру

В Краснодаре акция оказалась фактически сорванной. «Все стоянки на подъездах к Краснодару сегодня были блокированы полицией, которая не дала протестующим дальнобойщикам организовать стихийную стоянку и провести акцию протеста против "Платона"», — сообщил корреспонденту «Кавказского узла» координатор Объединения перевозчиков России Александр Черевко.

Координатор протестных акций дальнобойщиков на Кубани Сергей Гриценко рассказал корреспонденту «Кавказского узла», что в Северском районе был выставлен пост ДПС, через который нельзя было проехать на грузовике. «Меня остановили, вручили предупреждение, что участие в несогласованной акции будет расценено как экстремизм. Я вернулся домой, откуда координирую действия», — сообщил Гриценко.

В Гулькевичском районе стихийный лагерь дальнобойщиков был блокирован полицией. Полицейские останавливали все проезжающие автомобили, проверяли паспорта и предупреждали о «невозможности участия в несогласованном мероприятии». По информации Гриценко, в преддверии проведения акций в разных районах Кубани были задержаны три человека.

Как проходит акция за пределами Краснодарского края?

К стачке присоединились дальнобойщики из Волгограда, Астрахани, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, но наибольший резонанс вызвали события в Дагестане. Там в акции приняли участие более 1 тыс. человек со всего региона. Водители выехали из Каякентского района в сторону Махачкалы, где намерены были встретиться с участниками акции из столицы Дагестана.

Всего в Дагестане зарегистрировано более 30 тыс. автомобилей грузоподъемностью более 12 тонн. Дагестанские дальнобойщики являются одними из самых активных в стране. С 27 марта до 90% водителей фур присоединились к бойкоту и отказались участвовать в грузоперевозках. С теми, кто продолжил выходить на работу, протестующие поступают жестко. Есть информация, что от рук дагестанских дальнобойщиков пострадало не менее 30 автомобилей, осуществлявших перевозки из Азербайджана. При этом сами протестующие называют себя жертвами. Четыре грузовика, принадлежащих участникам акции в Дагестане, были повреждены в ночь на 1 апреля.

По разным данным, в районе населенного пункта Манас под Махачкалой собралось до 2 тыс. фур. На встречу с дальнобойщиками, собравшимися из разных частей Дагестана, прибыл замминистра транспорта, энергетики и связи республики Якуб Худжаев. Он предложил водителям собрать инициативную группу, которая вместе с чиновниками правительства Дагестана сформулирует требования для Москвы. Несмотря на уговоры чиновников, дальнобойщики отказались покинуть Манас и заявили о намерении выдвинуться на Махачкалу по автотрассе «Кавказ». После того как лагерь дальнобойщиков покинула очередная группа чиновников, которая хотела уговорить протестующих разъехаться по домам, участники акции — 1,5 тыс. автомобилей и свыше 2 тыс. водителей — были блокированы войсками Росгвардии и ОМОНа, а к месту акции была стянута бронетехника.

«Росгвардия стоит в 50 м от нас в полной боевой выкладке и с оружием. Всего человек 100, вместе с ними пять больших машин и больше десяти машин ГИБДД», — рассказал РБК водитель Абдула Абдулаев.

«Никаких угроз в наш адрес не поступает. Омоновцы выстроились вдоль дороги с двух сторон на расстоянии приблизительно 2 м от машин, не позволяя выехать на трассу и не пуская к нам машины, которые спускаются с гор, чтобы присоединиться к стачке. Вчера подогнали много военной техники», — сообщил один из участников акции Руслан Магомедов.

«Акции как таковой там нет. Люди стоят, это специальное место для дислокации большегрузных машин. Сотрудники МВД там присутствуют для того, чтобы не допустить нарушения общественного порядка. От МВД Дагестана там 66 человек, еще 20 прикомандированы от МВД России. Они не мешают проезду машин», — заявили в пресс-службе дагестанской полиции агентству РБК.

По сообщению «Новой газеты», со 2 апреля напряженность постепенно снижается. Большая часть сил Росгвардии покинула лагерь дальнобойщиков в Манасе. Тем не менее водители продолжают блокировать федеральную трассу Ростов — Баку.

Чего хотят дальнобойщики?

Дальнобойщики требуют отмены или снижения тарифов системы «Платон», введенной в ноябре 2015 года. Согласно правилам, владельцы грузовиков или фирмы-перевозчики с машинами грузоподъемностью более 12 тонн должны компенсировать нанесенный большегрузами вред дорогам. По окончании льготного периода, 15 апреля 2017 года, тариф «Платона» должен был вырасти вдвое — с 1,53 рубля до 3,06 рубля за 1 км пробега. 24 марта, после встречи с представителями дальнобойщиков, премьер-министр Дмитрий Медведев постановил, что тариф повысят только на четверть — до 1,91 рубля за 1 км. Дальнобойщиков это решение не устроило.

Кому выгоден «Платон» и почему он так странно называется?

Название «Платон» — это сокращение от словосочетания «плата за тонны». Система обеспечивает сбор, обработку, хранение и передачу в автоматическом режиме данных о движении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, и распространяется на все автомобильные дороги общего пользования федерального значения.

Полученные средства ежедневно поступают в федеральный бюджет и направляются на обеспечение поддержания дорог, финансирование строительно-ремонтных работ и улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры. По состоянию на 15 марта с помощью «Платона» было собрано около 22 млрд рублей. По распоряжению правительства на часть этих средств в 2017 году планируется отремонтировать 24 аварийных моста.

Оператором «Платона» назначена компания «РТ-инвест Транспортные системы», ее совладельцем является Игорь Ротенберг, сын российского миллиардера Аркадия Ротенберга.