«Курск»: 15 лет спустя. Рассказ связиста-срочника

15 лет назад произошла одна из крупнейших подводных катастроф — в Баренцевом море погибла подводная лодка К-141 "Курск". Сейчас все больше людей (40%) считают, что правительство сделало все для спасения экипажа. Тогда, в 2000 году, 72% процента россиян называли действия властей недостаточными и даже преступными.

И уже мало кто помнит, как в первые дни после катастрофы федеральные чиновники путались в показаниях — как о версиях произошедшего, так и о том, сколько времени пришлось провести морякам в девятом отсеке.

Вызов

Расследование закончено, лодка утилизирована, большая часть документов так и осталась с грифами "Сов. Секретно" и "Сов. Секретно. Особой важности". Официальная версия произошедшего — взрыв учебной торпеды "Кит"; наиболее убедительные — столкновение или торпедирование "Курска" американской подлодкой.

Командующий Северным флотом Вячеслав Попов в неофициальных заявлениях связывал эти версии в одну: детонация торпед из-за столкновения. Любопытно, что в первые дни после катастрофы о столкновении заявляли министр обороны Игорь Сергеев и первый заместитель начальника Генштаба Вооруженных Сил РФ Валерий Манилов. За спорами о причинах произошедшего отошел на второй план вопрос, все ли сделало правительство для спасения экипажа.

Я хорошо помню 12 августа 2000 года. И то, что я помню, разнится с официальной хронологией развития событий, но совпадает с тем, что рассказано во французском фильме Жана-Мишеля Карре "Подводная лодка в мутной воде". Суть в том, что командование узнало о катастрофе сразу же, а не начало беспокоиться вечером, когда лодка не вышла на связь, как утверждается в официальной версии.

В то время я был старшим механиком засекречивающей аппаратуры связи в штабе бригады подводных лодок специального назначения (морская разведка). По сути, "Курск" с его заданием нас мало касались. За два дня до катастрофы он заходил к нам по технологической надобности. Лодка возвращалась из похода и перед уходом на стрельбы, не заходя в порт, и должна была снять статическое электричество, накапливающиеся на корпусе во время плавания. Наша бригада была единственным местом по пути ее следования, где это можно было сделать, не тратя много времени, а оно экипажу было дорого.

Происходит эта процедура следующим образом. На дне закреплена массивная металлическая цепь, на поверхности плавают металлические бочки. Лодка в надводном положении становится рядом, экипаж крепит кабели к бочке и статическое электричество с корпуса уходит в дно. Через четыре часа лодка вышла из залива и отправилась в свой последний поход. А через неделю название АПЛ К-141 узнал весь мир.

В тот день я крепко спал, сменившись с ночной вахты, и "Курск" не видел. Связь обеспечивал мой напарник.

Вызвали нас на вахту после обеда в субботу, 12 августа. Приказ: настроить радиостанцию на аварийный канал и слушать эфир. Первым пошел я, напарник обещал сменить меня после ужина.
Что произошло, мы не знали, но, когда нас вызывали в штаб по выходным, это означало, как правило, одно — наш командир отправился на ловлю крабов миль за двадцать, к одному из мелких островков, разбросанных в акватории Кольского залива. А так как баркас, выбранный им для этой цели, был братом-близнецом корабля Верещагина из "Белого солнца пустыни" и грозил в любой момент пойти ко дну, мы должны были дежурить на случай, если комбриг пошлет сигнал SOS.

Если придерживаться официальной хронологии событий, то в это время о катастрофе не знал еще никто, и уж тем более не мог знать связист-срочник за много километров на береговой базе.
Я настроил радиостанцию, слушать мне было велено открытые каналы. О помощи никто не просил, все было спокойно: пассажирские суда, идущие в Мурманск, сообщали о своем прибытии, переговаривались норвежцы (граница была совсем рядом), корабли уходили, приходили, с нами на связь никто не выходил. Было это в то время, когда капитан-лейтенант Колесников делал первые записи в девятом отсеке с оставшимися в живых после взрыва 23 членами экипажа.

Мы находились далеко от квадрата учений и, по сути, ловить сигналы о помощи имело смысл тем, кто был ближе, но во время серьезных ЧП поднимают всех, чтобы все дублировалось множество раз. Официально нам ничего не сообщали. Мы даже не знали, от кого ждем сигнал о помощи. Но к вечеру по бригаде поползли слухи, пошедшие от офицерского состава.

— Что с лодкой? — сразу же спросили меня сослуживцы, когда я сменился с вахты и разогревал остывший ужин на плавучей казарме, где мы жили.
— С какой лодкой?
— Ну, вы, связисты, даете! Служите в штабе и ничего не знаете! Здесь об этом только и говорят. Большая лодка потерялась — на связь не вышла, вот и поставили всех на уши! Та самая, которая два дня назад к нам заходила!

Государственная тайна

В воскресенье, 13 августа, в беседах с офицерами, которых вызвали на службу в выходные, присутствовала все та же неопределенность.

— Лодка на дно легла.
— Что за бред, на дно легла?! Там что-то очень серьезное, раз такая суета!

В понедельник, 14 августа, началась подготовка наших кораблей и подлодок к выходу в море. Нас вызвали на инструктаж, который был классически кратким: "Все, что вы услышите, является государственной тайной. Распространять сведения запрещено, даже в пределах своих воинских частей ". Впоследствии, по увольнению, с нас взяли пятилетнюю расписку о неразглашении и невыезде за рубеж.

Создавалась абсурдная ситуация, когда вся информация передавалась из уст в уста, а в конце разговора, как присказка следовало: "Только ты никому не говори, это же тайна!". Подготовка к спасению шла медленно, командование было в растерянности и не знало, что делать. Видимо, сама идея не допускать в район катастрофы иностранных спасателей, родилась не сразу, а явилась итогом множества факторов.

Наша бригада жила в обстановке псевдосекретности, и тут грянула новость: о катастрофе сообщили по телевидению. Только тогда мы поняли, насколько все серьезно, если военные не смогли замять дело. Выпуски новостей смотрели, затаив дыхание, обсуждали сообщения с места трагедии, приходившие по секретным каналам. Старший офицерский состав перестал верить в возможность спасения уже на третий день, хотя всю неделю из теленовостей страну пичкали сюжетами о перестуках, о том, что налажена подача кислорода и есть контакт с экипажем.

Во вторник, 15 августа в море ушли суда и подлодки для помощи тем, которые были там со дня катастрофы. Мы поддерживали с ними связь, насколько хватало наших радиостанций. Потом они перешли в прямое подчинение созданному штабу по "спасению", и у нас наступила тишина.

Все волновались за родных, друзей, знакомых. Фамилии экипажа еще не были известны. Но вскоре появились и они, сначала в "Комсомольской правде", потом их перепечатали другие газеты. У нас по рукам гуляла официальное издание Северного флота "На страже Заполярья". Каждый хотел убедиться, что в затонувшей лодке не было его друзей. Просмотрев газету, я отложил ее в сторону, из погибших я не знал никого.
Леха, забавный парень из Владимира, бывший у нас чертежником, взял газету после меня и увидел два знакомых лица. "С этими парнями я Северодвинске вместе служил", — объяснил он.

Последнее расписание

Боевое расписание "Курска", которое попало ко мне в руки, не подтверждает растиражированную версию о ракете "Шквал", которую якобы российское командование демонстрировало китайским покупателям в день катастрофы.
Ни подтвердить, ни опровергнуть подлинность нижеприведенного документа я не могу. Копию я снимал уже с копии одного офицера, имевшего допуск к командной документации.

Боевое расписание АПЛ К-141 "Курск" на 12-13 августа 2000 года. (Орфография источника. Возможно, была искажена при снятии первой рукописной копии)

План БП (боевого похода) на 12.08.2000г.
00.00 Обеспечить непрерывный прием информации с КП СФ (командный пункт Северного флота).
00.00 — 08.00 Заданию полосе шириной 70 миль через точки 31,32,33 переход в РБД-1 (район боевых действий).
08.18 Заданию маневрирование РБД-1 выполнить НТ-3 одной УСЭТ-80 (электрическая торпеда 1980 года) одной 65-76 ПВ-4А (та самая торпеда "Кит", по официальной версии послужившая причиной аварии), поиск и подъем торпед АУГ (авиационная ударная группа), силы поиска и подъема торпед.
18.24 Заданию в район РБД-1, отработка Л-3.

План БП на 13.08.2000г.
00.12 ФВК (фарватер военных кораблей) Маршрут =Б-Б= В надводном положении через губу Западная Лица. Точку =В= пройти в 04.00, точку =Т= в 08.00, точку =З= в 10.00.

Исходя из этого документа, никакое сверхсовременное оружие "Курск" не испытывал, а должен был сделать два выстрела давно стоящими на вооружении торпедами, найти их и отправляться домой.

Тут, по всей видимости, и случилось столкновение с субмариной США, наблюдавшей за происходящим. Дело в том, что столкновения в море не редкость. Наши корабли и подлодки постоянно "пасутся" в водах потенциально противника, НАТОвские — в наших. Собственно, для этого они и созданы. Часто из походов возвращаются с вмятинами. Этот же удар или торпедная атака пришлись по уязвимому месту, где хранился боезаряд "Курска", сработало несколько факторов.

Кстати, в былые времена на флоте действовала так называемая "русская стратегия". Если экипаж замечал рядом подлодку противника, то субмарина резко останавливалась, и команда начинала бегать и хлопать дверями, производить максимум шума, от которого попросту глох акустик вражеского корабля. Сейчас электроника такого не позволяет. При резких перепадах звука она автоматически понижает уровень шума в наушниках, но столкновений от этого, естественно, меньше не стало, просто акустики перестали уходить на пенсию по инвалидности глухими.

Когда-нибудь нам обо всем расскажут, как случилось, к примеру, с Карибским кризисом. И будет множество доводов, что экипаж "Курска" оставили умирать, чтобы не случилось глобальной войны между США и Россией. Впрочем, политики всегда оправдывают самые мерзкие решения заботой о благе человечества.

Ванны в скалах, Провал Бендера и знаменитое мороженое
Сегодня, 12:47
Ванны в скалах, Провал Бендера и знаменитое мороженое
Семь причин посетить Пятигорск
Весеннее обострение
Вчера, 08:31 Реклама
Весеннее обострение
Почему болят суставы и как подготовить их к работе на даче
«Бизнес — это всегда открытый диалог»
Сегодня, 12:45 Реклама
«Бизнес — это всегда открытый диалог»
Интервью с управляющим филиалом «Южный» банка Уралсиб Романом Куришовым