Сергей Мышак: О гражданском обществе и борьбе с коррупцией на Кубани

Уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае Сергей Мышак рассказал о гражданском обществе на Кубани и борьбе с коррупцией в органах власти региона. В рамках сотрудничества с газетой "Юг-Times" портал ЮГА.ру публикует фрагменты из интервью.

В каком сейчас, на ваш взгляд, состоянии пребывает гражданское общество Краснодарского края?

– У нас была возможность обменяться мнениями о состоянии гражданского общества Кубани весьма предметно, когда работали члены совета по правам человека при президенте. Много было разговоров именно о состоянии гражданского общества, звучала критика. Наверное, я повторюсь, но скажу, что не может быть гражданского общества отдельно в Краснодарском крае, или в Воронежской области, или еще где-то.
Мы живем в правовом поле Российской Федерации, поэтому оно в целом складывается из общих установленных правил игры. Нельзя говорить, что гражданское общество развивается где-то быстрее, а где-то – медленнее. Да, есть какие-то субъективные колебания, но в среднем его состояние приблизительно одинаковое.

Сегодня в крае работает около семи тысяч общественных объединений. Мы видим, что есть определенная разобщенность. Мне кажется, что пока гражданское общество находится на пути становления: растет, набирает опыт, претерпевает какие-то трансформации, но оно есть, работает, объединяет людей по интересам, сферам деятельности, взглядам на жизнь...

Как вы отреагировали на историю с признанием некоммерческой организации, которую возглавляет член экспертного совета Ирина Дубовицкая, выполняющей функции иностранного агента?

– Эта ситуация с включением в реестр иностранных агентов Краснодарской краевой общественной организации выпускников вузов притянута за уши, надумана. Общественники тоже недоумевают. Да, это НКО провело мероприятие на зарубежные деньги, но выступало в поддержку политики России. Не было риторики, наносящей вред нашей стране. Все акции этой организации носили просветительский характер.

Тем не менее, в управлении юстиции по Краснодарскому краю усмотрели в мероприятиях Краснодарской краевой общественной организации выпускников вузов признаки политики. В суде первой инстанции вынесли соответствующее этому выводу решение. Но во второй не утвердили. Однако в списке иностранных агентов она осталась.

Абсурд, да и только. Чтобы отечественные НКО не просили иностранные средства, им надо дать наши. И дать честно. Надо за них побороться. Субсидии – не обязанность государства, а право направить деньги в этот сектор. Именно распределение через НКО-операторов снимет очень много подобных вопросов. Я участвовал в первом судебном заседании в качестве свидетеля, потому как, согласно закону, не могу представлять в суде интересы третьих лиц. Мне хватило этого статуса свидетеля, чтобы заявить свою точку зрения: я не вижу признаков политической деятельности в мероприятиях, проводимых Краснодарской краевой общественной организацией выпускников вузов и ее представителей.
Этак недолго и до абсурда договориться: любой вид деятельности можно объявить политическим. Лампочку включить и выключить – уже политика. К тому же наше законодательство не дает ответа на этот тонкий вопрос. Найти его можно пока только в определениях суда.

Не так давно в Краснодарском крае назначили главу антикоррупционного управления. Известно, что в структуре будет работать 30 человек. Как вы считаете, есть ли шанс на то, что управление будет эффективным?

– Все почему-то думают, что в краевой администрации появился некий комиссар Каттани, который будет бегать с пистолетом и бороться с коррупцией. Нет, не так. Это не силовая структура, хотя ее и возглавляют бывшие правоохранители. У этих сотрудников четкие полномочия – стоять на страже интересов антикоррупционного законодательства. Это прохождение госслужбы, конфликты интересов, декларирование доходов и расходов, соблюдение правил приема на работу, конкурсные процедуры, банковские счета, недвижимость за рубежом…

Надо понимать, что это не оперативная служба, никто не будет ни за кем следить, ловить чиновников за руки и вести профилактику взяточничества. У них нет таких прав. Это все сфера правоохранительной деятельности. В общем, стрельбы и засад не будет.

Не эффективнее ли бороться с коррупцией с помощью инструментов общественного контроля?

– Да, безусловно, я с вами согласен. Ничего лучше общественного контроля еще не придумано. К тому же в прошлом году был принят Федеральный закон "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", который устанавливает правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций.

Как вы относитесь к тому, что краевые парламентарии отказались опубликовать в открытом доступе данные о своих доходах?

– Если закон обязывает публиковать данные о доходах, то надо публиковать! Знакомить граждан с информацией о доходах должны не только депутаты ЗСК, но и чиновники, руководители государственных корпораций и другие.
А кто не хочет ознакомить налогоплательщиков с этими данными, тот должен уйти. На мой взгляд, это правильно.

Смотрите также

Доклад Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае за 2014 год

Ванны в скалах, Провал Бендера и знаменитое мороженое
Сегодня, 12:47
Ванны в скалах, Провал Бендера и знаменитое мороженое
Семь причин посетить Пятигорск
Весеннее обострение
Вчера, 08:31 Реклама
Весеннее обострение
Почему болят суставы и как подготовить их к работе на даче
«Бизнес — это всегда открытый диалог»
Сегодня, 12:45 Реклама
«Бизнес — это всегда открытый диалог»
Интервью с управляющим филиалом «Южный» банка Уралсиб Романом Куришовым