Глава администрации Михайловска: Об откапывании из грязи и городе XXI века

Расположенный по соседству со Ставрополем город Михайловск в начале 2014 года дважды сменил руководителей. Затем в муниципальном образовании изменилась форма управления – вместо одного мэра появились посты главы администрации и главы города.
Основные вопросы управления легли на плечи первого в истории Михайловска главы администрации – Михаила Миненкова, ранее возглавлявшего в гордуме Ставрополья Комитет по строительству, городскому хозяйству и экономике.

О первых итогах работы в новом качестве М. Миненков рассказал в интервью порталу Южного региона ЮГА.ру.

Михаил Анатольевич, что сейчас является основной проблемой для Михайловска?

– Мы четко понимаем, что в городе сегодня нет инфраструктуры. За пару десятков лет прямо на окраине Ставрополя из маленькой деревеньки вырос настоящий город: по официальной статистике здесь 80 тысяч жителей, а по факту – 110-120 тысяч.
К сожалению, долгое время местные власти жили вчерашним днем, восьмидесятыми- девяностыми годами прошлого века. И совершенно не заботились о создании инфраструктуры. Город развивается, строятся дома, а про дороги, тротуары, детские сады школы, магазины и культурные центры просто забыли.
В один прекрасный момент наступил коллапс. Сейчас мы видим длиннющие очереди в детский садик, переполненные в два раза школы, отсутствие дорог. Так что основная проблема города – это массовое строительство без инфраструктуры.

А что сейчас предпринимается для улучшения городской инфраструктуры и коммуникаций?

– Последние 7 месяцев мы инвентаризируем имущество в Михайловске. В начале моей работы было неясно, что же есть у города: брошенные сети и подстанции, даже мемориальный комплекс не стоял на нашем балансе. Сейчас создан мощнейший Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям, которого никогда раньше не было в администрации. В него приглашены специалисты с опытом работы и в правительстве края, и в администрации Ставрополя.
Идем обычным способом, шаг за шагом: находим сети, ставим на баланс или передаем их, вносим в электронную базу данных. Ничего бесхозного не должно быть, чтобы не столкнуться с ситуацией, когда где-то что-то порвалось, а мы руками разводим: "Это не наше".

Из-за бардака просто-напросто мы не знали, сколько у нас чего. Недавно вот выявили, что фонтан у нас тоже ничейный, а мы его обслуживаем. Когда я пришел, по официальной статистике в Михайловске было всего 30 километров дорог. Соответственно, и деньги из дорожного фонда мы получали на 30 км, а не на 260, как есть по факту.
Спали мы последние 25 лет в Михайловске дружно, занимались разгильдяйством, поэтому весь этот бардак и возник.

Новое имущество повлечет за собой новые расходы. Как будет увеличиваться бюджет?

– Михайловск – это самый низкодоходный на душу населения город Ставропольского края. Даже ниже, чем близлежащее села: у них бюджет 2-4 тыс. рублей на человека, у нас – 1 тысяча.
Очень слабо работали в направлении налоговой политики. Сегодня изменили коэффициенты по налогам, которые поступают в бюджет (на имущество физических лиц и на землю), в Михайловске они находились на самом низком по краю уровне: при максимуме в 1,5-2% у нас было 0,1%.

У нас получалось, что по 700 рублей в год платили и бабушка с домом в 150 тысяч рублей по кадастровой стоимости, и человек, позволивший себе дом за 1 млн рублей. Откуда у нас сегодня будут дороги, тротуары, пешеходные дорожки, светофоры и так далее? Сейчас ввели дифференцированную налоговую политику, так что социально незащищённые не пострадали.

Будем увеличивать бюджет и за счет программного софинансирования. Чем брать и просто тратить муниципальные деньги, можно это сделать цивилизованным путем – зайти в программу с федеральным и краевым бюджетом, отработать тот или иной вопрос.
Есть еще вариант муниципально-частного партнерства. Например, частник хочет построить дом в 4 этажа. Мы ему предлагаем место и свои сети, он строит и отдает первый этаж под библиотеку или опорный пункт полиции, а остальное себе забирает под коммерцию. Почему нет?

Бюджет Михайловска уже как-то изменился после инвентаризации?

– За последние 6 месяцев мы увеличили бюджет в 2,5 раза. Был 90 миллионов с профицитом в 1 млн рублей, сегодня уже более 200 млн рублей – стали поступать арендные платежи, которые люди не платили по 8-10 лет, начали поступать налоги.

В следующем году также планируется профицитный бюджет? О каких суммах идет речь? Есть ли решение о поступлении в Михайловск денег из района?

– Я думаю, на сегодняшний день профицит бюджета Михайловска в 1 млн рублей, который до этого искусственно рисовали, это неправильная экономическая политика. Все же будем планировать с какой-то дефицитной составляющей. В ближайший месяц мы увидим свой бюджет на следующий год, это будет порядка 140 млн. рублей.

Михайловск является административным центром Шпаковсого района, здесь находятся районные, краевые и федеральные учреждения, в которые обращаются жители всех сел района. И за эту нагрузку город не получает ни копейки из районного бюджета на благоустройство улиц или строительство дорог.
Мы обсуждаем эту тему с главой районной администрации Владимиром Растегаевым и депутатами Совета. Я думаю, что в ближайшее время решение будет принято. Если оно будет положительным, то в бюджет района мы введем дополнительную строку, и к этим 140 млн рублей добавятся дополнительные деньги.

Потребуются ли для этого какие-то изменения статуса города? Может ли Михайловск стать городом краевого значения, например?

– Сейчас Михайловск – городское поселение. Если бы он был городским округом, то эффективность работы была бы намного выше.
Я вижу развитие Михайловска именно через городской округ, это даст дополнительные полномочия и инвестпрограммы. Для этого изменения не нужно проводить никаких референдумов. Нужно только нашему Минфину посчитать, насколько это будет интересно для Ставропольского края, и решением Думы внести изменения в 88-КЗ, который говорит о статусе населенных пунктов.

Если изменить статус на городской округ, то доходная часть от налогов увеличится в разы. Сегодня в крае статус городского округа имеют Невинномысск, который по населению и площади равен Михайловску, и Лермонтов, в котором всего 40 тысяч человек. Нельзя быть селом в 120 тысяч, мы уже выросли. Я написал об этом официальное письмо губернатору.

Разрастаясь, Михайловск скоро может вплотную приблизиться к границе Ставрополя. Уже давно слышны разговоры об объединении городов. Считаете ли вы это перспективным шагом?

– Получился бы очень разбалансированный бюджет, слишком разный уровень доходов: в Михайловске 100 млн рублей, в Ставрополе 7 миллиардов. Мы пока не готовы, да и Ставрополь, наверное, столько еще не зарабатывает, чтобы присоединить к себе целый город.

Я не вижу сейчас объединение эффективным. Это должен быть поэтапный переход: сначала должен быть городской округ для увеличения бюджета, а потом мы можем говорить об общей границе.

Даже без общей границы Михайловск и Ставрополь связывают очень прочные отношения. Как они будут развиваться?

– С администрацией Ставрополя у нас идет постоянное сотрудничество – от уборки и вывоза мусора до решения сложных вопросов.
Один из вопросов – передвижение жителей Михайловска в Ставрополь, где работает70-80% населения города, и обратно. Есть большая проблема, которую решаем мы на своем уровне, – создание двух подстанций на окраине города, откуда бы междугородние автобусы отвозили людей в Ставрополь. Одна подстанция будет расположена в районе больницы, вторая – в районе железнодорожного переезда, на перекрестке Вокзальной и Гагарина.

Соответствует ли внутренняя транспортная система Михайловска этим потребностям?

– С транспортом та же проблема, что и во всех других сферах: им никто не занимался раньше, у нас маршрутки сами ходят, как хотят. Сейчас впервые за историю Михайловска создан транспортный отдел администрации, мы выходим первый раз за многие годы на конкурс.

Какие требования будут к перевозчикам?

– Самые современные. Нужно уходить от 14-местных "ГАЗелей", которые загружают город и небезопасны. И переходить на классы М2, где 22-24 места, кондиционер, электрическая дверь, ремни безопасности, нормальный объем внутри салона. По конкурсу мы наберем примерно 60 машин для 10 маршрутов.

Есть другая проблема – тариф. Маршрутка в Михайловске и Ставрополе ничем не отличается. Но в Ставрополе тариф 16 рублей, а у нас он завис на уровне 13 рублей. В условиях роста цен на топливо нужно будет поднимать тариф, а городу предстоит субсидировать проезд ветеранов и пожилых людей.

Транспорт в Михайловске в ближайшее время будет ходить по закону, а не "по понятиям". Сейчас у нас нет муниципального транспорта, но мы будем создавать свое МУП, будем заходить в лизинг, покупать транспорт. Бизнес-план подготовим в этом году, предприятие заработает в начале следующего года.

Есть ли у города планы по созданию сети велодорожек?

– Велосипедные дорожки – это хорошо. Но у нас пока нет даже пешеходных дорожек, сейчас мы занимаемся именно этим. Мы создали первую в истории Михайловска программу "Пешеходная дорожка". Основное движение этих дорожек будет в направлении школ, на них появится соответствующее освещение. На дорожки мы планируем выделить 39 млн рублей на три года, а краевое софинансирование увеличит эту сумму. Планируем на следующий год на дороги и тротуары привлечь 150-170 млн. рублей.
До велосипедных дорожек мы тоже дойдем, и до аллей красивых.

А куда, кроме школ, ходить и ездить по отремонтированным дорогам? Когда появятся культурные и торговые центры?

– Первый нормальный кинотеатр и культурно-досуговый центр в Михайловске обязательно появится. Мы понимаем, что культура в городе не развиваются, у нас вообще нет значимых культурных учреждений. Сейчас мы запланировали на 1 квартал 2015 года восстановление сгоревшего клуба, к маю сдадим.
Вопрос о культурных центрах я хочу отработать по муниципально-частному партнерству. Сейчас мы приглашаем ритейлеров, ведем переговоры. В новом генплане запланировано место под строительство, но еще мы не вышли ни на какой конкретный разговор. Пока только предлагаем.

Фронт работы большой – хватит ли на все рук и времени? Как долго нужно будет выводить Михайловск на новый уровень?

– Хочется сделать из Михайловска хороший современный город, и это реально. За примером далеко ходить не надо: Ставрополь лет 10 назад был большой деревенькой, а сейчас там идет бурное развитие инфраструктуры.

Команда в Михайловске собралась нормальная и живая. Я думаю, в ближайшем будущем у нас будут какие-то свои "фишки": дойдем мы и до чего-то красивого, современного. Надо, чтобы глаза горели, и просто попахать.