CIO Mail.Ru Group Александр Горный: О завоевании мира, о стартапах и будущем Рунета

Директор по информационным технологиям Mail.Ru Group Александр Горный приезжал в Краснодар по приглашению Фонда развития интерне-инициатив (ФРИИ), чтобы прочитать в КубГУ открытую лекцию "Построй свой стартап" – о том, как надо и не надо начинать свое дело в сфере ИТ.

В интервью ЮГА.ру А. Горный рассказал о том, какие направления для стартапов сейчас наиболее перспективны, а также о будущем Рунета и дальнейших планах компании. В беседе принимал участие и представитель ФРИИ Григорий Иванов, который пояснил некоторые моменты о работе фонда и его сотрудничестве с Mail.Ru Group.

О стартапах

Начнем с отношений ФРИИ и Mail.Ru Group. В какой форме происходит ваше сотрудничество?

А.Г.: – Я бы сказал, что мы друзья. У нас нет особенных формальных отношений, но рынок общий – они делают хорошее дело, мы делаем хорошее дело, поэтому мы друг друга любим, но издалека.

Не может ли возникнуть такой ситуации, что вы и ФРИИ захотите заполучить один и тот же стартап? Либо возможны ли партнерские отношения между компаниями, где специалисты Mail.Ru Group будут выступать в роли так называемых бизнес-ангелов?

А.Г.: – Нет. Тут скорее будет так: ФРИИ возьмет стартап на ранней стадии, подготовит его, а мы будем уже следующим инвестором, когда стартап окрепнет. Мы скорее стратегический инвестор, а ФРИИ – посевной.

Г.И.: – Наша задача – взять компанию на росте и помочь ей вырасти. А Mail.Ru Group имеет смысл брать уже проверенные, зрелые проекты. Изначально соинвесторами выступаем мы, а в следующем раунде инвестиций может прийти Mail.Ru Group. Мы можем оставить свою долю и получать прибыль в дивидендах, либо продать долю.

Как считаете, кто вообще должен поддерживать молодых IT-предпринимателей – корпорации или государство?

А.Г.: – Хороший вопрос. Я думаю, что предприниматели должны сами себя поддерживать, а задача корпораций и государства – сделать так, чтобы проекты могли расти: государство обеспечивает благоприятную законодательную и налоговую базу, а корпорации – хорошие взаимовыгодные сервисы. Тогда предпринимателю ничего и не нужно – он просто развивает свой проект.

На региональные стартапы возлагаете какие-то надежды?

А.Г.: – Нам все равно какие они – региональные, столичные или иностранные. Но чем их больше, тем для всех лучше.

Вырисовывается ли что-то вроде карты активности стартаперов в зависимости от региона?

Г.И.: – Москва, конечно, номер один. Вторые, пожалуй, – Екатеринбург и Новосибирск. Еще активны Казань и Калининград.

Юг – более пассивный в этом плане?

А.Г.: – Я не помню хороших стартапов с юга. Кроме "Магнита". (улыбается)

Г.И.: Есть такая тенденция, что очень много ребят, которые переезжают из других регионов сюда, гораздо менее избалованы. Таких условий, как тут, нет в Перми, Мурманске, где-то еще... Нет столько бюджетных денег, нет такого уровня достатка населения, даже погоды такой у них нет, они привыкли работать в совсем других нагрузках.
И когда они приезжают сюда, они куда более активные, более жесткие и агрессивные в плане ведения бизнеса, чем ребята, которые здесь прожили всю жизнь – те лучше на море съездят или покатаются в горах.

Вы предлагаете такие хорошие условия – хороший стартовый капитал, обучение… По идее, к вам должны очереди выстраиваться. Но, я так понимаю, ваше предложение больше, чем число желающих. Почему так?

Г.И.: – Мы не единственный венчурный фонд, их много. Но мы самые активные, так как активно идем в регионы. В целом проектов очень мало, денег на рынке больше. Мы сейчас получаем от 500 до 800 заявок каждые три месяца. Оттуда мы выбираем порядка 40-50 команд. Из них проживает акселерацию примерно 35-40. А из них уже получают следующие раунды инвестиций около 10 команд.
Так что конкуренция не очень большая, а количество проектов хотелось бы увеличивать, чтобы конкуренция на место была в 2-3 раза больше, чем сейчас.

А в Mail.Ru Group не ощущаете ли вы нехватки каких-то новых идей?

А.Г. (здесь и далее): – У нас есть свое собственное развитие, поэтому мы ни на что не жалуемся. Все же наш основной бизнес – операционный. В целом же денег на рынке всегда было больше, чем стартапов.

Что можете рекомендовать начинающим стартаперам? Какие направления или сферы считаете наиболее перспективными?

– Мы верим в мобильные сервисы, сервисы, связанные с общением, и в игры. Еще верим в технологии, какие-то ядерные штуки, которые глубоко внутри, но которые важны.

Много стартаперов стоят перед выбором – развивать ли собственный продукт или продать его. На чем, на ваш взгляд, они должны основывать выбор?

– Мне кажется, это должен быть глубоко личный выбор человека – лежать на пляже или творить. Что для него важней, то он и должен выбирать, тут уж ничего не посоветуешь.

Хотелось бы поговорить об образовании в ИТ-сфере. Ситуация с нехваткой хороших специалистов в этой сфере как-то меняется?

– По-прежнему наблюдается огромная нехватка хороших специалистов. Мы пытаемся внести свой вклад в улучшение этой ситуации. У нас есть два образовательных проекта: Технопарк Mail.Ru на базе МГТУ им. Баумана и Техносфера Mail.Ru – совместно с факультетом ВМК в МГУ. В общей сложности мы выпускаем до 100 человек в год. Надеюсь, что в том числе нашими усилиями ситуация на рынке станет лучше.
В принципе, если все заинтересованные компании и вузы будут повторять наш опыт, то ситуация, конечно, изменится.

О планах Mail.Ru Group

Mail.Ru Group принадлежат несколько соцсетей, несколько мессенджеров... И конкуренцию между ними вы намерены продолжать поддерживать. Не становится ли это сложнее делать в рамках одной компании?

– У нас получается. Трудно говорить, как было бы, "если бы"... У нас есть несколько мессенджеров и соцсетей довольно давно, они работают и развиваются независимо. Мы довольны. Теперь просто появилась еще одна соцсеть. При этом бизнес-юнит-менеджеры у ICQ, "Агента" и myChat одни и те же, но им, тем не менее, удается успешно делать все три проекта.

А какие-то ключевые решения принимаются внутри команд, которые занимаются теми или иными проектами, или идут от высшего руководства?

– Команды продуктов у нас довольно независимы, подавляющее большинство решений принимается на их уровне. Хотя, конечно, есть и те, которые принимает руководство.

Планирует ли Mail.Ru Group экспансию на зарубежные рынки?

– У нас есть продукты под брендом My.com, которые ориентированы на зарубежный рынок: почтовый клиент myMail, мессенджер myChat, несколько игр. Есть первые успехи – myMail уже является самым популярным альтернативным почтовым клиентом в мире, По данным аналитического сервиса Distimo, в июне 2014 года по количеству установок myMail уверенно опередил всех конкурентов на Android и iOS. Надеюсь, это не последний успех.

Какие страны интересны?

– Самый интересный для нас зарубежный рынок – это США, на втором месте, пожалуй, Европа.

А как же Азия?

– Азия – очень непростой регион. Конечно, Китай и Япония – это огромные рынки с большим потенциалом, но они довольно сложные. Начиная от иероглифов, на которые трудно переводить продукт, заканчивая совсем другим менталитетом, который мы знаем гораздо хуже, чем европейский или американский. Поэтому гораздо сложнее подстраиваться под тех пользователей.

Что насчет Латинской Америки?

– Бразилия, Аргентина – хорошие рынки. Они более понятные, чем азиатские, но меньше, чем европейские. К тому же, средний бразилец зарабатывает меньше, чем европеец, значит, и тратить на нас готов меньше.

Каким же образом происходит экспансия?

– Мобильные продукты легко распространяются в другие страны. По сути, почти по умолчанию они становятся доступными в любой стране. Если продукт хороший, то пользователи сами рассказывают о нем друг другу, срабатывает принцип сарафанного радио. Иногда достаточно какого-то небольшого толчка, например, статьи в местном блоге, и все – если продукт хороший, он начинает "катиться". Как недавно случилось с ICQ в Бразилии.

Там до этого не было ICQ?

– Когда-то была, но была забыта. А сейчас появилась новая мобильная версия, и они о ней вспомнили буквально от одного такого случайного толчка. И на некоторое время ICQ стала самым скачиваемым приложением в Бразилии. Это было буквально пару месяцев назад.

Раз уж мы заговорили о мессенджерах. А у тебя большой опыт работы с ними (в 2010 г. А.Г. возглавлял проект ICQ), поэтому интересно, как ты видишь развитие мессенджеров в дальнейшем вытеснят ли их другие подобные приложения?

– Не думаю, что их что-то может вытеснить. Мессенджеры, конечно, меняются. И ICQ сейчас – это далеко не ICQ образца 1996 года. Но ниша прямого общения существует, и она никуда не должна деться, это, на мой взгляд, одна из базовых потребностей людей.

Mail.Ru Group вообще является одним из маркеров российской интернет-индустрии. Скажи, какие тренды в этой отрасли сейчас наблюдаются с точки зрения технологий и бизнес-моделей?

– Самая банальная вещь – это мобилизация всего и вся. Люди все больше времени проводят со смартфоном, все меньше с десктопом. Причем, лидерами в этом всегда были Краснодарский край, Ставрополье и Северный Кавказ.
Вторая вещь – это индивидуализация. Люди все более требовательны, каждому хочется чего-то более качественного и нацеленного лично на него.
И третий тренд – это специализация сервисов. Если раньше у многих пользователей было такое отношение, что «портал Mail.Ru – это весь интернет» (там и новости, и вход в почту и соцсети, и поиск), то сейчас они склонны переходить на отдельные мобильные приложения для каждого сервиса.

А за что люди готовы платить, используя все это?

– Люди готовы платить за то, чтобы как-то выделиться, за то, чтобы оказать внимание другим людям, и, конечно, готовы платить в играх.

О ящиках и Рунете

Вопрос, возможно, немного обывательский. Не так давно прошла целая "волна" взломов почтовый ящиков – и на "Яндексе", и на Gmail, и у вас... Есть ли какая-то причина, по вашему мнению, почему это произошло в одно время?

– Трудно сказать, почему это произошло в одно время. Наверняка, это было не случайно. Но ни причины, ни смысла, мы не видим. Массового взлома, имеющего под собой какую-то конкретную причину или дыру в безопасности, не произошло. Кто-то просто скомпилировал и опубликовал какие-то старые, неактуальные базы, которые были украдены у пользователей в разное время и разными способами, прежде всего, при помощи вирусов, фишинга. Почему это было сделано и для чего, мы не знаем.

А в принципе может ли человек сейчас доверять различным интернет-сервисам очень важную информацию и быть на 100% уверенным, что к ней не получит доступ никто другой?

– Ну что такое на 100% быть уверенным? К нему всегда можно подойти, отнять у него из рук телефон, паяльником выпытать любые пароли и прочитать любую информацию.

Ок. Но давайте такой вариант исключим.

– Также у него можно аккуратно на время одолжить телефон, встроить туда какой-то вирус, который будет отсылать всю информацию с этого телефона. Такой вариант тоже исключить?
Дело в том, что уязвимость со стороны сервисов (Mail.ru или каких-то других наших крупных конкурентов) – это речь гораздо более редкая, гораздо более сложная и дорогая, чем уязвимость вида "прямого удара молотка по голове". Если кому-то действительно надо узнать вашу информацию, то он будет охотиться за вашими паролями с вашей же стороны, а не со стороны Mail.ru.
Если хотите защититься, то главное привязать к ящику или аккаунту в соцсети номер мобильного телефона и поставить галочку "уведомление о важных событиях на телефон". И после этого беречь свой телефон, чтобы его не украли.

В последнее время государство принимает много законопроектов, направленных на усиление контроля над информацией в Интернете. Антон Носик вообще предрекает нам северокорейский сценарий, а ведь в Северной Корее нет даже соцсетей...

– В России соцсети никуда не денутся.

Хотя бы это обнадеживает. В целом какое будущее Рунета ты видишь?

– Все будет хорошо. Он будет развиваться, будет больше хороших проектов, больше пользователей, больше проводимого в сети времени, больше денег.

Смотрите также

Директор по продажам IBM: О "разумных городах" и умных чиновниках (интервью)

Марвин Чоу: О Google+, Звезде Смерти и будущем соцсетей (интервью)