"Градотека": О говорящих цифрах, урбанистике и рецептах успешного стартапа

На инновационной интернет-площадке "Градотека" в максимально доступном виде представлена информация о 166 крупных городах России из крупнейших социологических и статистических источников: Федеральной службы государственной статистики, Генеральной прокуратуры, Фонда общественного мнения, службы "Яндекс.Пробки", аналитики Forbes и многих других.

При этом стартап, сразу вышедший на федеральный уровень, был создан в Краснодаре и продолжает развиваться силами местной команды.
В интервью порталу ЮГА.ру о проекте рассказали генеральный продюсер "Градотеки" Дмитрий Самородов, креативный директор Руслан Корниенков и генеральный директор Виктор Андриенко.

Начнем с начала. Что такое "Градотека"?

Д.С.: – На сегодня "Градотека" – это агрегатор статистических данных, которые предоставляются официальными источниками: Росстат, профильные министерства, соцопросы и т.д. Для удобства пользователей всю информацию мы представляем в виде графики, чтобы цифры были понятны любому человеку, начиная от школьника и заканчивая пенсионером.
Например, даже человеку с высшим образованием достаточно сложно понять, что означает тот или иной коэффициент Росстата. А мы попытались сделать эти данные простыми для понимания. И, судя по первым откликам, у нас получается.

Пока мы не претендуем на аналитику: мы не анализируем, не коррелируем и не уточняем. В дальнейшем мы разовьем и экспертную составляющую этого проекта за счет привлечения экспертного сообщества. В первую очередь в урбанистике, а потом, возможно, и в экономике. Специалисты будут комментировать показатели и, возможно, предоставлять альтернативные цифры, для того чтобы повысить объективность. К сожалению, мы все понимаем, что статистика – такая статистика.

Цифры и факты говорят сами за себя. Как вы будете сохранять объективность, когда появится еще и экспертное мнение?

Д.С.: – Мы будем предоставлять пользователю альтернативную информацию, альтернативные показатели и альтернативные цифры, чтобы он сам мог анализировать. Вот и все.

Давайте немного вернемся назад во времени. Кому пришла в голову идея "Градотеки"? И как она реализовывалась?

Д.С.: – В силу личностного развития захотелось уже сделать что-то полезное для большого количества человек. К тому же, у Виктора изначально была идея создать IT-проект, связанный с городской жизнью. С этого все и началось. Учитывая тренд популяризации открытых данных, мы поняли, что подобный проект открывает самые разные перспективы, это будет интересно и полезно.

Как говорится, все гениальное просто? Ниша оказалась свободна...

Д.С.: – На самом деле, да. Проанализировав рынок, мы поняли, что ниша свободна. Когда мы запускали наш сайт, подобный проект существовал только в США – Сity-data.com. Судя по нескольким миллионам ссылок на него, было ясно, что проект востребован.
Удивительно, но в Европе мы ничего подобного не нашли. Существовали какие-то попытки, но они были не так системно и полно реализованы. Правда, позже мы увидели, что параллельно с нами подобный проект был запущен в Англии.

Но, насколько нам известно, и в Штатах, и в Великобритании эти проекты инициировало непосредственно правительство. На самом деле, это логично: у них есть полный доступ ко всем необходимым данным. Нам же приходится устанавливать эти взаимоотношения. Хотя надо отдать должное информационным центрам, они достаточно открыты для сотрудничества.

А кто помог вам реализовать проект? Одно дело идея, а другое – финансирование и дальнейшая координация всей работы.

Д.С.: – Для координации работы было принято решение, что нам нужен талантливый и опытный человек, который уже работал в IT-сфере и имеет успешный опыт в digital. По воле случая и без каких-либо экстраординарных усилий мы нашли Руслана. Он взял на себя ответственность за продюсирование, создание продукта и за организацию работы.
А финансирование мы взяли на себя. Источниками этого финансирования послужили другие проекты, которые сейчас работают уже по нескольку лет.

Руслан, какой опыт помог вдохнуть жизнь в нынешний проект?

Р.К.: – Я работал в Москве, в т.ч. в области пиара. Провел несколько крупных проектов совместно с Вадимом Резвым. Это очень известная и уважаемая персона на медиарынке, он многому меня научил.
Затем меня заинтересовала digital-среда, то есть реализация каких-то социальных амбиций, маркетинговых потребностей или бренда в Интернете. Я увлекся проектированием историй такого рода, делал сайт для предвыборной кампании одного политика. Получился очень успешный ресурс, который реализовывал как потребности штаба, так и потребности избирателей, утоляя их информационный голод.

Когда меня пригласили в "Градотеку", я очень проникся этой идеей, социально погрузился в проект и буквально надел "шоры" на голову. Потому что идея сложная, а ее реализация должна была оказаться еще сложнее. И так получилось, что и с HR все пошло хорошо: Краснодарский край меня принял, нам также удалось привлечь в проект суперталантливых и мотивированных ребят.

Как создавалась эта команда?

Д.С.: – Изначально было понятно, что привлекать в команду мы будем только лучших, но основным критерием была все же мотивированность, причем мы создавали ее не какими-то печеньками, бонусами в офисе и соцпакетами. Главным критерием при отборе была симпатия к проекту, понимание его важности и значимости – когда человек, изучив идею, приходил на собеседование с горящими глазами. И надо признать, что такой подход себя оправдал.
Сейчас эта замотивированность, о которой сказал Руслан, выливается в конкретные результаты. Так, многие пользователи уже отмечают, что ресурс великолепен и в плане дизайна, и в плане программно-технической части.

Сколько человек работает над проектом?

Р.К.: – Около 12 человек.

Д.С.: – Двенадцать в штате и еще несколько за штатом. До конца года планируем вырасти до 20 сотрудников.

И как такая сравнительно небольшая команда справляется со 166 городами. Это магия?

Р.К.: – У нас действительно серьезная технологическая платформа. Наш проект этим и уникален с точки зрения бизнеса.
Разумеется, есть социальная сторона дела, полезность и соответствие государственной стратегии открытых данных. Человек должен больше знать о городе, в котором он живет, должен понимать этот организм. И с помощью "Градотеки" он сможет узнать, в чем силен и слаб его город, в чем его особенности, с чем нужно работать.

Но помимо социально значимого и ответственного проекта, есть еще интернет-стартап с действительно серьезной технологической платформой. Ей мы уделили столько же внимания, сколько и дизайну. Сейчас наша платформа действительно удобная, сложная технически и, в тоже время, простая для конечного пользователя.

Д.С.: – По большей части она автоматизирована: позволяет обновлять и собирать данные в автоматическом режиме.

Но присутствие живых людей все же обязательно? Чем они занимаются?

Д.С.: – Не вся информация у нас централизованно собрана в каких-то центрах и организациях. Половину необходимой информации приходится собирать почти вручную. Здесь этим занимается целая команда.

Учитывая менталитет нынешних чиновников, насколько сложно собрать актуальную информацию за короткое время, пока она не устарела?

Д.С.: – Мы считаем, что чем более открыты чиновники, тем они сильнее как политики. А открытость заключается в предоставлении официальной статистики. Никто же не просит подковерные истории и слухи.

Легко ли чиновники идут на контакт?

Д.С.: – Конечно, нет. И для того чтобы эту работу масштабировать и наполнить минимум 300 показателями по каждому городу (сейчас у нас 100 показателей), мы задумали проект "Градоэксперты". Это не один человек, это связка политика, журналиста и урбаниста, которые непосредственно в своем регионе будут помогать собирать самую полезную информацию. И, возможно, благодаря своему политическому весу как-то влиять на какие-то плохие показатели своего города.

Это пока в планах?

Д.С.: – Да, это планы, но в самое ближайшее время они начнут полномасштабно реализовываться. Вообще, развитие нашего проекта разбито на этапы. Так, проект "Градоэксперты" повысит объективность данных по каждому региону и позволит гражданам влиять на показатели, которые объективно не очень хороши в данном городе.

Следующий этап позволит жителям каждого города оценивать работу ведомств, с которыми они регулярно контактируют в своей повседневной жизни: департаменты ЖКХ или архитектуры, дорожные организации, полиция, суды, МФЦ и т.д.
Мы постараемся сделать максимально объективную, защищенную систему оценки. На начальном этапе под рейтингование со стороны граждан будет попадать руководитель того или иного ведомства. А в дальнейшем мы хотим вырасти до того, чтобы можно было оценивать каждого политика, каждого исполнителя, который сидит в окошке, тем самым повышая их эффективность и ответственность. Если большое количество людей будет негативно высказываться о его работе, руководитель увидит, что его подчиненный в немилости, и примет какие-то меры. По крайней мере, нам хочется в это верить. И если мы выйдем на ту аудиторию, на которую планируем, то это будет достаточно большая часть пользователей Рунета.

На какую же аудиторию вы рассчитываете?

Д.С.: – До конца этого года наша минимальная планка – 3 млн человек в месяц. Со следующего года – 10 миллионов.

Р.К.: – Хочу обратить внимание, что мы чужды политических амбиций. Для нас очень важно, чтобы "Градотека" оставалась нейтральной. Мы хотим разработать сильную техническую платформу и отдать ее в руки гражданам, чтобы это была саморегулирующаяся система. Грубо говоря, чтобы этих людей в окошках добавляли не мы, а сами пользователи.
Совсем скоро мы запускаем рейтинги губернаторов и мэров городов. Насколько полные данные о своем городе предоставит "Градотеке" мэр, на столько баллов и увеличится его позиция в рейтинге.

В.А.: – Мы хотим развиваться как проект, который создает некую экосистему. С одной стороны, у нас есть технологическая платформа, а с другой – свод правил, в соответствии с которым мы впускаем в себя информацию, оставляя ее объективной, честной и удобной.
Это должно способствовать эволюции партнерства между горожанином и властью.
Мы ни в коем случае не являемся какими-то оппозиционерами или людьми, которые критикуют власть. Мы с помощью наших данных аргументированно можем указать на проблемы, потому что зачастую не всегда государство их видит.

Ваш проект уже сейчас крайне полезен для СМИ. Планируются ли в дальнейшем новые инструменты для масс-медиа?

Р.К.: – Да, мы делаем инструментарий для средств массовой информации. Например, делая материал о каком-либо происшествии, можно будет рассказать про его статистику и сравнивать с другими городами.

Д.С.: – Это будет обязательно, в течение ближайших двух месяцев.

Вы в открытом доступе с 20-х чисел мая. Каковы первые впечатления?

Д.С.: – В первые две недели на сайт зашло 30 тысяч человек. Чем еще можно похвастаться...

Р.К.: – Мы получаем фидбэк от муниципалитетов. Например, какой-нибудь городской чиновник пишет: "Ребята, мне так понравился ваш проект, хочу вам данные дать".

У "Градотеки" два офиса: в Москве и Краснодаре. Почему?

Д.С.: – Москва – это коммуникация с информационными партнерами, информационными центрами, СМИ и т.д. Второе направление для московского офиса – это пиар, который также должен развиваться и продвигаться через федеральные СМИ, через спецпроекты с ними. И третье направление – это один из способов монетизации. Нам нужно зарабатывать деньги. И мы планируем это делать опять же за счет спецпроектов с федеральными брендами.

Р.К.: – Это такая полезная реклама.

Д.С.: – Да. Для примера – анализ индекса безопасности дорожного движения и количества ДТП совместно с компанией Volvo, которая позиционирует себя как производитель самых безопасных автомобилей. Они вносят какие-то новые данные в наш показатель, а на странице отображается их логотип.

Потенциал для сотрудничества огромный. А Краснодар?

Д.С.: – Здесь мы пока планируем оставить производственно-техническую базу и информационный отдел. Здесь и воздух чище, и содержание офиса обходится дешевле. А вот расходы на оплату труда здесь мы бы хотели даже подтянуть к московским.